Офтоп
Вадим Елистратов

Мнение: Фильмы должны быть хорошими

Кинокритик Девин Фарачи о том, что современные зрители слишком многое прощают голливудским блокбастерам

25 июня кинокритик Девин Фарачи (Devin Faraci) написал колонку, в которой обратил внимание на то, что современные зрители стали слишком снисходительными к киноблокбастерам, позволяя Голливуду зарабатывать огромные деньги на картинах с откровенно слабым сюжетом. На текст Фарачи обратил внимание и перевёл его на русский язык коллективный блог Redrumers.

По словам Фарачи, когда он пишет негативные рецензии на развлекательные фильмы, в комментариях обязательно появляются люди, которые спрашивают: «А чего ты ожидал? "Гражданина Кейна"?» (эту картину часто называют лучшим фильмом всех времён). Кинокритик убеждён, что даже для блокбастеров необходимо ставить определённую планку качества.

«Ты ждал, что фильм будет хорошим?». Да. Да, я ждал. Я считаю, что каждый фильм должен быть «хорошим». Особенно масштабные и очень дорогие картины, над которыми работали тысячи человек. И я не говорю, что кино должно быть великолепным или идеальным или соответствовать «оскаровским» меркам. Говоря «хорошее», я имею в виду «компетентное».

Девин Фарачи, кинокритик

Фарачи отмечает, что требование даже «базового уровня компетентности» фильма, его «адекватности на фундаментальном уровне», в последнее время начало считаться снобизмом. Этим и пользуются голливудские киностудии, снимая «по большей части чудовищное» кино.

От заниженных ожиданий, утверждает Фарачи, больше всего страдает именно сюжет, тогда как недочёты в других составляющих фильма зрители обычно не прощают.

Если бы фильм был нерезким или оператор брал бы непонятный кадр, никто бы не выдал фразу про ожидание «Гражданина Кейна». Никто бы не сказал этого, потому что мы ожидаем базового уровня компетентности, когда рассматриваем работу оператора или актёров. Такова данность: фильм, где камера снимает нерезкую картинку, никогда не будет выпущен. Но фильм, в котором сюжет не имеет смысла, где он запутан, где персонажи не имеют ни повествовательной арки, ни мотивации? Такая хрень бьёт рекорды.

Девин Фарачи, кинокритик

Кинокритик убеждён, что требовать внятного сюжета от блокбастера — не признак занудства. Он предлагает осуждать картины, в которых сценарий создан лишь для того, чтобы связывать между собой экшен-сцены. В качестве примера Фарачи использовал фильм «Мир Юрского периода», побивший все возможные кассовые рекорды в первые дни проката.

«Мир Юрского периода» демонстрирует нам глупость на микроуровне: сюжет отталкивается от того, что никто не додумался отследить Индоминуса Рекса с помощью датчика движения, прежде чем запустить в загон беззащитных людей, а также потому, что никто не додумался проверить запись с камеры. На макроуровне тоже глупость: парк совершенно беззащитен перед сбежавшим хищником, а его поимка превращается в балаган.

Девин Фарачи, кинокритик

Многие голливудские блокбастеры, отмечает Фарачи, не соблюдают даже базовых принципов повествования, для понимания которых не обязательно ходить в киношколу: все персонажи фильма должны быть «глубокими исследованиями человеческого состояния», иметь убедительную сюжетную арку собственной завязкой, серединой и финалом, а также обладать сильными и слабыми чертами. Главный герой, в свою очередь, должен пережить на пути к финалу некоторую трансформацию.

Никто не требует Шекспира. Речь идёт об обычном минимуме, который следует ожидать от фильма — персонажи, являющиеся личностями, имеющие какие-то цели, и переживающие изменения. Если нам представляют элемент личности персонажа, в какой-то момент он должен сыграть свою роль — в любом случае. Например, старший брат в «Мире Юрского периода». В чём смысл его жгучего желания изменить своей подруге? Что это говорит нам в контексте фильма? Когда это ружьё выстрелит и оправдает своё присутствие?

Девин Фарачи, кинокритик
«Мир Юрского периода»

По мнению Фарачи, «Мир Юрского периода» никто не стал бы смотреть, если бы динозавров в нём сделали с помощью каркасной анимации, однако столь же слабую проработку героев никто не замечает.

Повествование и персонажи это основные кирпичики любого нарратива, и без них вы просто получите набор сцен — несерьёзных, без смысла и без эмоционального веса. И то, что попытка требовать от фильмов столь малого уровня компетенции, кажется многим снобизмом, на самом деле очень печально. [...] Зрители дают понять, что их это не волнует на элементарном уровне: они сдвинули планку с «неплохо» до «не так уж и ужасно».

Девин Фарачи, кинокритик

В заключении Фарачи использует цитату из фильма «Идиократия» (2005) создателя «Бивиса и Баттхеда» Майка Джаджа, чтобы показать, что его волнуют не сами составляющие блокбастеров, а то, как они между собой связаны.

Я не ворчу на пердёж. Я не хочу избавляться от задницы. Я лишь хочу переживать за то, чья это задница и почему она пердит.

Девин Фарачи, кинокритик

#Статья #Мир_Юрского_периода #кинокритика #мнения #Девин_Фарачи #голливудские_блокбастеры