На интернет-волнах
Как в сети появилось радиовещание и что можно послушать из русскоязычных интернет-радиостанций прямо сейчас
30 июня в 18 часов по московскому времени состоится запуск музыкального сервиса Apple Music. Одной из особенностей платформы станет беспрерывное интернет-вещание на круглосуточной радиостанции Beats One.
Интернет-радио от Apple будет работать из трёх городов — Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Лондона, — а вещанием будут заниматься три диджея, включая бывшего сотрудника BBC One Зейна Лоу. По словам представителей компании, Beats One можно будет слушать в 100 странах одновременно на английском языке.
TJ разобрался в истории радиовещания на просторах сети и узнал, какие интернет-радиостанции пользуются популярностью в российском интернете на данный момент.
Первое «интернет-радио»
Прародителем интернет-радиовещания принято считать американского экономиста, литератора и известного на Западе эксперта в сфере информационных технологий Карла Маламуда. В 1993 году он основал некоммерческую общественную исследовательскую корпорацию The Internet Multicasting Service («Мультивещaтельные интернет-сервисы»), которая 1 апреля того же года запустила проект Internet Talk Radio («Разговорное интернет-радио»).
На самом же деле Internet Talk Radio не вещало в прямом эфире, а представляло собой FTP-сервер, с которого любой желающий по специальному адресу мог зайти и загрузить к себе на компьютер аудиозаписи радиопрограмм, созданных специально для проекта.
Первой радиопрограммой в активе Internet Talk Radio стала еженедельная передача Geek Of The Week («Гик недели»), которую вёл сам Карл Маламуд и где брал интервью у видных инженеров и программистов того времени.
За год работы слушателями Internet Talk Radio стали тысячи пользователей интернета из нескольких десятков стран, и уже 1 января 1994 года корпорация IMS представила свой новый проект — интернет-радиостанцию RTFM, впервые вещавшую в прямом эфире 24 часа в сутки.
Пользователи RTFM не только могли слушать радиопрограммы станции в режиме реального времени, но и сохранять себе архивные записи прошедших трансляций. Помимо множества эфиров c различных конференций и круглых столов, слушателям впервые была доступна прямая трансляция заседания Объединённого комитета по экономике.
Музыкальные концерты в интернете
24 июня 1993 года состоялся первый музыкальный концерт, вещание которого проходило через интернет — выступление калифорнийской рок-группы Severe Tire Damage.
В ноябре 1994 года британская рок-группа Rolling Stones дала «первый масштабный мультивещательный концерт» в сети. Выступление коллектива началось с особой вступительной речи его солиста Мика Джаггера.
Хочу особенно поприветствовать всех, кто зашёл сегодня в интернет и слушает нас на Mbone (экспериментальная виртуальная сеть для обеспечения вещания через интернет — TJ). Надеюсь, ничего не навернётся.
Мик Джаггер, солист группы Rolling Stones
Несмотря на разрастающиеся проекты IMS и множественные экспериментальные сети-одиночки, интернет-вещание не пользовалось огромной популярностью ввиду низких скоростей соединения.
RealAudio
Ситуацию изменил бывший топ-менеджер корпорации Майкрософт Роб Глейзер, который в 1994 году основал компанию Progressive Networks. Через год она выпустила расширение RealAudio и сделала его бесплатным.
Используя новые алгоритмы цифровой компрессии, плагин Глейзера заметно улучшил скорости и качество передачи и хранения звука в интернете. Кроме того, RealAudio обладал не только функцией передачи, но и хранения данных, что позволяло слушателям интернет-трансляций перематывать их назад.
Появление общедоступного ПО для потокового вещания способствовало росту количества интернет-радиостанций.
Broadcast.com
В 1995 году Марк Кьюбан и Тодд Вагнер придумали ретранслировать в интернет одну из местных радиостанций города Даллас, используя для этого обычный компьютер своего друга в спальне. Со временем это увлечение переросло в бизнес, и к 1998 году их проект Broadcast.com предлагал своим пользователям трансляции свыше 300 радиостанций.
Вещательные компании сами просили создателей Broadcast.com включить их станцию в список доступных радио проекта, чтобы тем самым расширить охват своей аудитории за счёт пользователей сети. Взамен они предоставляли коммерческие «слоты» в своей сетке вещания, в которых разрешалось размещать любую рекламу.
Broadcast.com продавала аудиорекламу, которая проигрывалась слушателям перед тем, как они подключались к интернет-трансляции выбранной передачи. Кроме того, компания монетизировалась за счёт баннерной рекламы, которую пользователи видели на экранах своих компьютеров во время прослушивания эфира.
На 1998 год рыночная стоимость Broadcast.com составляла более 1 миллиарда долларов США, и 20 июля 1999 года компания была выкуплена Yahoo за 5,7 миллиарда долларов США.
На заре нового тысячелетия
С распространением широкополосного доступа в интернет многие интернет-радиостанции улучшили качество своего вещания за счёт увеличения пропускной способности сети и максимально приблизились к звучанию CD-проигрывателей. Отделавшись от телефонных модемов, сами интернет-трансляции стали доступнее для большего числа пользователей, и многие традиционные радиостанции решались на перенос своего вещания на просторы сети.
К 2004 году различные каталоги интернет-радиостанций насчитывали свыше 15 тысяч наименований радио на самые разные темы.
Становление интернет-вещания в России
В России интернет-вещание появилось в середине 1994 года, когда музыкант русско-американской группы «Центр» (не путать с современной рэп-группой Centr) Василий Шумов создал сайт «Радио Совдеп». Как и на Internet Talk Radio, все программы «Совдепа» записывались заранее и загружались на сервер сайта.
В 1995 году московская радиостанция «Максимум» первая в России открыла свой официальный сайт, однако в стартовой версии ресурса никакого потокового вещания не было — интернет-ретрансляция обычного эфира появилась лишь к 1996-му году.
В 1996 году «Европа Плюс» одновременно с обычным эфиром провела вещание программы Артемия Троицкого «Достоевский FM» через интернет. Примерно в это же время «Серебряный дождь» запустил свою страницу в рунете со встроенным интернет-вещанием.
Российское интернет-радио
Первая русскоязычная интернет-радиостанция с вещанием исключительно в сети называлось просто «Интернет Радио». Она было создана и зарегистрирована летом 2000-го года бывшими сотрудниками столичного «Радио 101». С 3 октября 2000 года «Интернет Радио» перешло от автоматизированного вещания к живому с участием диджеев. (На данный момент проект перестал существовать.)
C этого времени в рунете стало появляться всё больше сайтов, которые сначала просто передавали аудиопоток через сеть, а затем разрастались до полноценных интернет-радиостанций со своими командами ведущих.
Популярное российское интернет-радио в наши дни
«101.RU»
В июне 2007 года «Вещательная корпорация "Проф-Медиа"» (ВКПМ), оценив перспективы интернет-радио на примере иностранных коллег, в тестовом режиме запустила портал «101.RU» под девизом «Сто и одно радио без рекламы» с 35 каналами.
В настоящее время портал «101.RU» насчитывает более 200 профессиональных интернет-радиостанций различных стилей и направлений с участием опытных радио-диджеев, которые не только выбирают музыку, но и проводят различные развлекательные программы. Также на ресурсе можно послушать ретрансляции популярных эфирных радиостанций.
Кроме того, пользователям «101.RU» доступна возможность создать свою собственную интернет-радиостанцию «буквально в несколько кликов и абсолютно бесплатно»: достаточно просто определиться с названием, красочно описать своё «творение», выбрать жанр музыкальных композиций, которые будут проигрываться на новом радио, и загрузить либо выбрать из имеющейся медиатеки не менее десяти треков для вещания — готово, вы владелец собственного радио!
«Зайцев.FM»
Кто в 2000-х скачивал музыку из интернета, наверняка знает про сайт «Тут зайцев нет!» (ныне просто «Зайцев.нет») — один из наиболее известных пиратских ресурсов для бесплатного прослушивания и загрузки музыкальных треков из сети. В какой-то момент администрации портала стало мало славы «музыкального хостинга», и она решила создать собственную интернет-радиостанцию с упоминанием популярного бренда.
Сейчас на «Зайцев.FM» доступны пять отдельных каналов — в стиле Pop, Disco, R'n'B, NewRock и Club. Для каждого из жанров есть свои диджеи, которые регулярно проводят новостные, развлекательные и интерактивные шоу-программы.
«Шторм.FM»
Достаточно молодое интернет-радио с девизом «Музыка наша стихия» с заявленным ориентиром на молодёжь также как и «Зайцев.FM» имеет пять каналов вещания на разный вкус — начиная от исполнителей русской эстрады, продолжая иностранной музыкой высокого качества и заканчивая популярной клубной музыкой.
У «Шторм.FM» имеется своя собственная служба новостей SkoroNews, которая лаконично рассказывает обо всех важных событиях дня. Также на сайте есть раздел «Шторм ТВ», в котором друг за другом выводятся популярные музыкальные клипы.
«Москва.FM»
В отличие от предыдущих интернет-радиостанций, у «Москвы.FM» нет ни собственных ведущих, ни даже самостоятельного вещания, но зато у проекта имеется масштабный каталог частотных станций с функцией ежедневной архивации их эфиров.
Если слушатель пропустил свою любимую программу по радио, достаточно просто зайти на «Москву.FM», найти архив эфира за нужное число и прослушать его прямо в сети.
Вдобавок, на сайте ведётся полный плейлист всех треков в эфире: поэтому если в дороге кому-то понравилась звучащая песня, а возможности «зашазамить» в это время нет, то можно просто запомнить время её проигрывания, а потом найти в архиве нужной радиостанции.
Александр Щепилов,
TJ FM
#Разбор_полётов