Офтоп
Ольга Жигулина

«Толстые люди, обвешанные золотом»

Журналистка Ксения Собчак и писатель Сергей Шаргунов поспорили об облачении православных священников и русской церкви

В течение месяца в интернете развивался диалог между телеведущей Ксенией Собчак и главным редактором сайта «Свободная пресса» Сергеем Шаргуновым. Поводом для дискуссии стал нашумевший снимок Собчак в облачении православного священника. TJ выбрал самые интересные заявления из публичной переписки двух медийных лиц.

В начале июня Ксения Собчак согласилась обсудить корректность размещения собственной фотографии в облачении священника с Сергеем Шаргуновым в эфире передачи «Вести в 23:00» на канале «Россия 24». В ходе передачи журналистка отметила, что её не удивила сама жалоба на фотографию, так как обращения в правоохранительные органы «по самым маразматическим поводам» становятся нормой. При этом она подчеркнула, что в России, где существует закон об охране чувств верующих, посещают церковь от двух до трёх процентов населения.

Собчак поинтересовалась, почему её фото в церковном облачении вызывает возмущение, а «толстые люди, обвешанные золотом» должны внушать благоговение. Также она пообещала в будущих фотосессиях представить другие конфессии.

22 июня на сайте «Свободная пресса» появилась колонка главного редактора с подзаголовком «Сергей Шаргунов о том, как его обманула Ксения Собчак». В ней Шаргунов, сам сын священнослужителя, упрекнул журналистку в том, что в результате она «попом нарядилась, а больше никем».

Писатель рассказал, что, согласно его мнению и опыту, основу русской церкви составляют достойные люди. Шаргунов привёл несколько примеров священнослужителей, с которыми знаком лично, и заметил, что «по всей стране среди запустения, бездорожья, вымирания приходы с "батьками" и монастыри с аскетами — это не только места молитвы, но и постоянного труда».

Вместе с тем он признал, что в работе современной православной церкви существует множество недочётов.

Не спорю: на все эти, как их там, «информационные вызовы» Церковь реагирует неумело, вяло, порой отмалчивается. Хватает и нелепых фраз, которые потом кто надо смакует до посинения. И, увы, (в этой критике есть своя правда) иногда создаётся впечатление, что Церковь слишком близка к сильным и богатым и далека от слабых и бедных.

Сергей Шаргунов, писатель

Шесть дней спустя на сайте издания «Сноб» вышла колонка-ответ Собчак. Журналистка снова подчеркнула, что считает собственное переодевание актом творчества, свобода которого «не должна быть ограничена церковью в светском государстве».

Мешают вам мои весёлые картинки? Не лезьте в инстаграм — так же и тем, кого оскорбляет женщина без паранджи, не следует ходить на московские пляжи. Я хочу иметь право ходить в мини-юбке и покупать алкоголь и в Чечне, как части светского Российского государства. Это моё право как гражданки России. Я могу уважать чьи-то традиции и по доброй воле из уважения одеться не вызывающе, прикрыв платком голову. Но если я вздумаю быть хамкой и этого не делать, я всё же имею право чувствовать себя в безопасности и не бояться быть забросанной камнями.

Ксения Собчак, журналист

Объясняя свои слова об «обвешанных золотом попах», Собчак пояснила, что считает одеяние православного священника отражающим «непоследовательность тезиса о важности отказа от материальных ценностей во имя ценностей духовных». По её мнению, расшитые золотом одежды «резко диссонируют с идеей равенства людей перед Богом и смиренной роли священников-посредников».

«Нет Бога вне Церкви», — проповедуют люди в золотой парче. «Нет России без Путина», — подхватывают люди в серых костюмах. «Нет власти не от Бога», — развивают свою мысль попы. «Ненависть к православию — это ненависть к России», — а это уже Сергей Шаргунов вычерчивает последнюю сторону магического квадрата. Остаётся сделать напрашивающийся вывод: власть и есть Бог. С Богом не спорят. Не спрашивают, почему Америка — это плохо, а импортозамещение — хорошо.

Ксения Собчак, журналист

Журналистка также заверила, что не подразумевала игры в переодевания, за отсутствие которой её упрекнул оппонент, а пообещала только «менять свой костюм в зависимости от того, к кому идёт на интервью».

Сутки спустя на сайте «Свободная пресса» снова появился ответ Шаргунова.

Ах, провозвестница новой реформации, ну как же Церковь жила столько веков без ваших поучений, во что должно облачаться духовенство? А может, нужен ответный церковно-приходской ликбез: солнечный цвет куполов и риз символизирует райскую радость. Я знаю немало батюшек, у которых болезненно избыточный вес из-за нарушенного обмена веществ (часами стоят у престола). Но и здесь задор отменяет элементарные приличия: оказывается, виной всему «раблезианство» вместо «строгих постов».

Сергей Шаргунов, писатель

Шаргунов указал собеседнице на то, что она «набросала в могучую кучку» религию, государство и народ, но вместе с тем поблагодарил за внятность изложения мыслей.

Снимок, из-за которого Ксению Собчак заподозрили в намерении оскорбить чувства верующих, был опубликован в её инстаграме 30 апреля и быстро привлёк внимание пользователей. На нём журналистка была запечатлена в облачении православного священника с накладной бородой. По её словам, и борода, и «золотой прикид» были приобретены в магазине карнавальных костюмов.

30 мая стало известно, что юрист из Кировской области Ярослав Михайлов обратился в Следственный комитет с просьбой проверить фотографию на предмет нарушения права на свободу совести и вероисповеданий. Сама журналистка тогда опубликовала ссылку на статью об этом с ироничным хештегом.

#Статья #Ксения_Собчак #РПЦ #Сергей_Шаргунов