Офтоп
Вадим Елистратов

«Ужас современного российского кино в его страшной, панической расчётливости»

Главные высказывания из открытого диалога между кинокритиками Романом Волобуевым и Антоном Долиным

27 июня в рамках мероприятия «Июньские диалоги» общественно-культурного проекта «Открытая библиотека» прошла публичная встреча Романа Волобуева и Антона Долина, в рамках которой известные кинокритики обсудили деятельность министра культуры, проблемы российского кино и суть индустрии в целом.

TJ выбрал наиболее яркие высказывания с мероприятия.

Роман Волобуев, Николай Солодников (в статусе ведущего) и Антон Долин

Про Московский Международный кинофестиваль

Долин и Волобуев стараются избегать ММКФ (Московский Международный кинофестиваль), потому что им про него не интересно ни читать, ни писать. По их словам, зачастую на российские фестивали намеренно отбираются откровенно слабые европейские картины, чтобы русские фильмы на их фоне выглядели более достойно и побеждали.

Долин также отметил, что триумф западного фильма на ММКФ не считается престижным: чаще всего в рекламных материалах информацию о полученной в России награде вообще никак не используют.

Я вижу иногда, как [посетители ММКФ] давятся в очередях на какой-нибудь фильм. [...] А потом входишь туда, все попали, все рады, гаснет свет, и уже через три минуты из зала начинают выходить первые люди, и они выходят на протяжении всего фильма! И если тех, кто выходит через три минуты, через 20, через 25, я с трудом, но могу понять, — ну, может быть, они думали, что там будет что-нибудь более весёлое, будет 3D, а этого нет ничего… Но люди, которые досиживают… Я был потрясён, например, на фильме Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр» были люди, которые уходили за пять минут до конца! Там везде написан хронометраж, они знают, что через пять минут [фильм] кончится. Они сидят уже час сорок в зале! И вот за пять минут они выходят. Я думаю, не Миндадзе виноват. Мне кажется, это какое-то проклятие Московского фестиваля.

Антон Долин, кинокритик

Про НДС на билеты в кино

Когда речь зашла о фильме «Милый Ханс, дорогой Пётр» режиссёра Александра Миндадзе, по мнению Минкульта искажающего историческую правду о Великой Отечественной войне, Долин высказался и о намерении ввести в России НДС на билеты в кино.

Я не знаю, кто [фильм «Милый Ханс, дорогой Пётр»] будет прокатывать. Всем кинотеатрам дороги головы, и сейчас, когда придуман новый план по уничтожению российского кино и его зрителя, а именно НДС для всех иностранных фильмов, теперь все будут ещё осторожнее относиться к формированию репертуара.

Антон Долин, кинокритик

Про деятельность Мединского

На примере «Левиафана» Роман Волобуев раскритиковал министра культуры РФ за то, что он не поддерживает российские фильмы, добившиеся успеха на Западе.

Это вообще странный жанр, очень удобный, когда основная функция министра культуры — периодически возникать и говорить «вот этот фильм — говно». [...] В других странах [...] надо как-то поддерживать, помогать, и если человек в Канны попал, наверное он молодец, но мы сейчас живём в условиях комической (хотя сейчас уже не очень) холодной войны, поэтому правила другие.

Роман Волобуев, кинокритик

Про то, почему в России не получается снимать хорошее кино

Волобуев и Долин отвергают версию о том, что российское кино находится в плачевном состоянии из-за главенства династий — например, Никиты Михалкова. Они считают, что в стране есть масса талантливых режиссёров и продюсеров, включая Фёдора Бондарчука и Жору Крыжовникова («Горько!»), успех чьих фильмов оправдан.

И Бондарчук в заведомо неуспешном жанре, без ярких звёзд, с немцем-фашистом в главной, я считаю, положительной роли, после абсолютно провальной дилогии [«Обитаемый остров»], в жанре, которым знаменит его отец, а не он, берёт и делает [«Сталинград»]. И он становится самым кассовым в прокате. Вы можете меня расстрелять, но единственное моё объяснение, почему это произошло, — это талантливая картина. Это не заговор Путина и Мединского, это не купившая всё семья Бондарчуков.

Антон Долин, кинокритик

По мнению Волобуева, состояние российского кино отражает состояние страны как таковой. Как и в любом другом виде деятельности, России в создании фильмов не хватает образования и желания волноваться за конечный результат.

Я полгода назад был на каком-то круглом столе о судьбах российских сериалов, и там замечательного телевизионного сценариста Алексея Красовского спросили, почему у нас так плохо с сериалами. И он гениально ответил: «Ну, вы знаете, у нас ведь со всем плохо, почему с сериалами должно быть по-другому?».

Роман Волобуев, кинокритик

Долин убеждён, что в России плохо снимают, потому что всё время думают об обёртке, а не о том, что фильм должен быть интересным зрителю. Критик сравнил фильмы с часами: российские режиссёры первым делом думают о том, что их надо бы сделать золотыми, а западные начинают работу с механизма. Схожую мысль высказал и Волобуев.

Ужас современного российского кино в его страшной, панической расчётливости. Это расчётливость нищего. Лузерская расчётливость, страшная и вредная. Когда ты всё время думаешь, как бы всех обмануть и заманить, никто на тебя смотреть не придёт.

Роман Волобуев, кинокритик

По мнению Долина, единственный путь к спасению российского кино — отказ от государственной поддержки: в этом случае этим бизнесом начнут заниматься только те, кому это действительно интересно.

Все, кому кино не нужно — а так получилось, что оно почти всем им не нужно, просто так сложилось, что записано в трудовой книжке или дипломе «кинорежиссёр» — ну, блин, пойду, может, у кого-то есть сценарий. Вот и продюсеры говорят: ты ж кинорежиссёр! Пошли, какой-нибудь фильм сделаем, сейчас замутим что-нибудь. Так не должно быть! И нигде в мире это не так!

Антон Долин, кинокритик

В конечном итоге Волобуев и Долин приходят к выводу, что можно снимать и развивать хорошее кино и малыми средствами: главная проблема — в голове.

Про великих режиссёров

Рассуждая о том, что начинать всегда нужно с малого, кинокритики принялись анализировать творчество режиссёра Джеймса Кэмерона, которому, по их мнению, тяжёлый старт пошёл только на пользу.

Вот [его] первый фильм — там видно, что такое настоящий Кэмерон. Там какие-то роботы между собой дерутся. Причём такие роботы — вот, буквально, как если бы мы с вами вышли сейчас на ближайшую свалку и набрали деталей, склеили их пластилином и при помощи [покадровой] анимации пытались бы сделать, чтобы они друг с другом дрались. То есть пытались бы делать то, на что у нас нет ни денег, ни возможностей, есть только в голове идея, что роботы должны друг с другом драться.

Но в результате, когда я смотрю великий фильм «Терминатор-2» и вижу великую сцену поединка двух роботов, я понимаю, что, если бы он эту ерунду на свалке не нашёл и не сделал бы на свои карманные деньги, то не было бы этого «Терминатора». Его бы не взяли подмастерьем к Корману, не было бы «Пираний-2», не было бы первого «Терминатора».

А без первого «Терминатора», который был вполне малобюджетным фильмом на минуточку, с малоизвестным актёром в главной роли, без этого не было второго, не было бы провалившейся «Бездны», не было бы «Титаника», не было бы «Аватара». Это прекрасный пример человека, делающего радикальное авторское кино за сотни миллионов долларов, и тут нет противоречия.

Антон Долин, кинокритик

По мнению кинокритиков, в отличие от Джорджа Лукаса и Люка Бессона, Кэмерон не испортился, потому что никогда не думал о деньгах. Волобуев и Долин пришли к заключению, что хорошее кино даже с бюджетом в 200 миллионов прежде всего должно оставаться авторским.

Когда «Титаник» только вышел, в первую неделю, когда он, как и «Аватар», мягко что-то набирал, и никто не думал, что будет вторая неделя, третья и ещё двадцать… Он же погубил половину киноиндустрии, потому что полгода проваливалось всё, потому что все были на «Титанике». Но в интернете есть заметки первой недели — «"Титаник" утонул», «Как ты лодку назовёшь, так она и поплывёт» и так далее. Вот он — автор!

Роман Волобуев, кинокритик

#Статья #Джеймс_Кэмерон #Владимир_Мединский #Антон_Долин #Роман_Волобуев #Открытые_диалоги