Флешка-рояль Статьи редакции

Журналист Виктор Степанов о непростых отношениях преподавателей музыкальных школ и современных технологий

Журналист Виктор Степанов родом из семьи музыкантов-педагогов: в обязанности его родителей в музыкальной школе входит не только преподавание, но и написание всевозможных отчётов, с недавних пор переведённых в электронную форму. Однако работа с документами оказывается сизифовым трудом: по словам Степанова, бюрократию оказывается невозможно стандартизировать или облегчить даже несмотря на шаговую доступность современных технологий, а главным инструментом в работе педагога служит обыкновенная компьютерная флешка.

Урок в одной из советских музыкальных школ

Мои родители преподают скрипку в музыкальной школе. Как выглядит эта работа со стороны: приходишь, ведёшь урок, разучиваешь с детьми новые пьесы, вносишь вклад в развитие музыкальной культуры подрастающего поколения, уходишь. Как выглядит эта работа на самом деле: составляешь еженедельные отчёты, заполняешь бесконечное число табелей и журналов, из года в год пишешь и заверяешь программы обучения и каждую четверть докладываешь о прошедших и запланированных «мероприятиях общественно значимого характера». В оставшееся время пытаешься выполнять свои прямые обязанности — прививать детям любовь к музыке и учить их играть на инструменте.

В общем, всё как в любом другом российском бюджетном учреждении — бюрократия и множество формальных и неформальных обязательств, сводящих на нет любые попытки заняться делом. Зная обо всём этом, я не удивился, когда на прошлой неделе родители попросили меня отредактировать им «один файл» для сдачи годового отчета. Как говорится, ничего не предвещало.

Оказалось, отредактировать предлагалось не текстовый документ, а PDF. Руководство школы готовилось к окончанию учебного года и собирало необходимые бумаги для отправки «наверх». Большинство педагогов плохо разбираются в изощрённой важности чиновничьих стандартов. Поэтому такие отчёты обычно стараются делать «по образцу», то есть просто находят похожий материал, например, подготовленный в прошлом году.

В большинстве случаев схема срабатывает. Однако на этот раз возникло непредвиденное обстоятельство: «образцовый» PDF был составлен исходя из учебной программы на девять классов. Аттестация у школы была только на восемь лет обучения. Родителям предлагалось срочно это исправить — удалить из таблиц и текста упоминания девятого класса и переписать цифры так, чтобы они соответствовали восьмилетней программе. Конечно, самостоятельно они этого сделать не могли.

Сам PDF явно был скомпонован не менее хитрым способом. Первая его страница представляла собой отсканированную копию титульного листа, заверенного печатями вышестоящих ведомств. Остальные страницы — экспортированный из ворда текст. Кое-как приведя всё в соответствие с текущими школьными реалиями, я успокоился. А зря.

Все следующие несколько дней коллектив учебного заведения во главе со всё сильнее нервничавшим директором до поздней ночи «правил документы». Редактирование PDF ввергло в ступор многих. Крайним в этой ситуации оказался один из молодых педагогов. Он сутками сидел за школьным компьютером и вручную вырезал и вставлял в файл нужные куски для фортепианного, струнного и других отделов — часы малопродуктивной и мало кому нужной работы.

Ситуацию можно было бы списать… ну хоть на что-нибудь её наверняка можно было бы списать. Но на деле так выглядит весь документооборот музыкальной школы. Педагоги, слабо представляющие как пользоваться вордом, каждый год тратят десятки часов на написание подобных бумаг. Отдельного человека, секретаря, для этого не предусмотрено. Директоры могут номинально держать на зарплате по несколько завхозов, уборщиц и охранников, но секретаря заводят исключительно для своих нужд. Сгружать на него отчёты учителей ни один из руководителей не станет.

Так и сидят скрипачи, пианисты и их коллеги, стучат по клавиатурам, пытаясь соблюсти все правила отступов, пробелов и запятых, чтобы «в департаменте бумагу не завернули». Конечно, вся эта деятельность происходит в свободное от уроков время, когда человек, по идее, работать не должен.

Попытки привнести в систему хоть какой-то порядок раз за разом оборачиваются неудачами. С одной стороны, с реальностью не поспоришь — если отчёты нужно писать, их придётся писать. Но можно хотя бы как-то упорядочить и облегчить задачу? Документы из года в год одни и те же, ведь так? Создаешь их перечень, делаешь шаблоны, формируешь все необходимые таблицы так, чтобы оставалось только ввести новые данные, заполнить пустые поля, поменять даты и всё — готово. Несколько дней подготовительной и организационной работы могли бы сэкономить всем просто бездну сил и времени.

Но это в идеальной вселенной. В реальной вселенной ни о какой стандартизации и упрощении не может быть и речи. Требования каждый год меняются чуть больше, чем полностью. Форматы 2014 года к первой четверти 2015-го безнадёжно устаревают. Там цифры должны быть расписаны текстом, а не таблицей. Вот здесь заголовок должен быть выделен жирным, а не курсивом. И так далее до бесконечности.

Система обладает предсказуемостью действующего вулкана где-нибудь на Камчатке.

Ситуацию усугубляет куча формальных мероприятий, которые каждая музыкальная школа должна проводить и отчитываться за них перед чиновниками. Каждый год преподаватели и завучи вынуждены буквально из воздуха придумывать идеи для мероприятий: «в рамках борьбы с пропагандой алкоголизма», «в целях противодействия экстремизму», продолжать можно до бесконечности. Естественно, всё это нужно не только организовать, но и красиво описать на бумаге. Без отчёта мероприятия как бы и не существует.

В папке на рабочем столе моих родителей на момент написания этой колонки хранилось больше сотни различных документов, таблиц, табелей и отчётов. Все они, вероятно, соответствуют по оформлению какому-то стандарту. Беда в том, что для каждого документа этот стандарт разный и со временем он уже не раз менялся.

Настоящая жемчужина этого броуновского движения — то, как документы передаются от одного сотрудника другому и дальше «наверх». К 2015 году все звенья культурно-музыкальной сферы Москвы связаны между собой только одним более или менее современным сервисом — электронной почтой (99% ящиков на «Яндексе» или Mail.ru). При этом вся польза почты сходит на нет буквально за считанные часы.

Путь любого файла, попадающего в компьютер директора, не предполагает, что в дальнейшем распространить документ среди педагогов можно как-то попроще. Компьютер в школе зачастую один — в кабинете директора. Пользоваться им может только он. И только ему известен пароль от школьной сети Wi-Fi. Пытаться принести в школу, скажем, ноутбук и редактировать документы на нём бессмысленно — без флешки все равно не обойтись.

Верный друг современного педагога

Флешки (изредка CD) — по-прежнему главный носитель любой школьной информации. Скинул на флешку, принёс домой, исправил, отредактировал, сохранил, вернулся в школу, скинул на местный компьютер. Иногда прогрессивные директоры позволяют передавать им файлы по той же электронной почте, но чаще всё куда печальнее — в эпоху облачных технологий педагоги отдают друг другу на дом свои флешки, чтобы поделиться тем или иным файлом. Флешки путешествуют по квартирам, собирая вирусы, обрастая сообщениями об ошибках и прочими атрибутами их нелёгкой кочевой жизни. Прерывается круговорот только после чьей-то досадной ошибки — попытки передать кому-то файл в формате .docx (то есть созданный в Microsoft Word 2007 и старше). Вероятность того, что такой текст откроется на территории школы, граничит с математической погрешностью.

Учебный год заканчивается. Опустошённые отчётным периодом педагоги уходят в отпуск. Но только лишь для того, чтобы в сентябре вновь вернуться к исполнению своих рабочих обязанностей, изредка прерываемых уроками скрипки.

Я хотел бы закончить эту колонку каким-нибудь красивым выводом. Написать, как нам улучшить систему, докомпьютеризировать недокомпьютеризированное, загнать в Dropbox не загнанное в него и всё в таком духе. Но красивого вывода не получается.

Ответа на вопрос, как упростить жизнь учителей в музыкальных школах с помощью технологий, у меня нет. Точнее, вру, есть: никак. Ведь технологии же существуют и уже довольно давно доступны почти каждому. А упрощения всё нет.

И, знаете, это далеко не главная проблема музыкальных школ в России.

Виктор Степанов,
Специально для TJ

{ "author_name": "Виктор Степанов", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u043b\u0435\u0448\u043a\u0438","\u043e\u0442\u0447\u0451\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c_\u043d\u0430_\u0444\u043b\u0435\u0448\u043a\u0430\u0445","\u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435_\u0448\u043a\u043e\u043b\u044b","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0432\u0438\u0440\u0443\u0441\u044b","\u0431\u044e\u0440\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u0438\u044f"], "comments": 44, "likes": 14, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 55611, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 02 Jul 2015 15:33:05 +0300", "is_special": false }
0
44 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Осенний кубок

Для музыкальных школ вообще огромный простор с модернизацией есть. Прежде всего, это нотные библиотеки. Весь период своего обучения почти каждый студент вынужден брать в библиотеке партитуры, которые из года в год приходят во всё больший «упадок». До сих пор помню, как в далеком 2000 году я перегонял партитуры из обращающегося в труху бумажного носителя в цифру через Midisoft Studio, сидя под жутким WinME. Почти всё время обучения в Гнесинке (казалось бы, передовая школа) приходилось этим заниматься, ибо играть по старым нотам было практически невозможно — если что не разваливалось, то было исчеркано преподавателями для нерадивых студентов.

А казалось бы, даже силами студентов, которые тогда уже вполне неплохо могли с компьютерами обращаться, за год можно было бы без затрат создать электронную библиотеку нот.

Ну и другой крутой вектор — это работа с DAW, которая многим бы облегчила обучение сольфеджио, композиции и т.д. Читал недавно, что после окончания ремонта (который длился не менее 15 лет) в старом здании Гнесинки на Знаменке обещали оборудовать компьютерные аудитории, где такая фича бы предусматривалась. Но сомневаюсь, что в ближайшие лет пять у нас эту тему освоят в хоть минимально работоспособном формате, ибо преподы в этом не секут абсолютно.

18
Прохладный кавалер

А не возникнет проблемы с авторскими правами? Ведь электронную версию можно размножить бесконечное кол-во раз.

0
Осенний кубок

Ну, это не относится благо к Баху, Бетховену и большинству композиторов, чьи произведения разбирают, по крайней мере, в рамках среднеобразовательных программ. Авторское право становится проблемой, если автор еще жив, либо умер в течение последних 75 лет по нашему ГК.

4
Грядущий будильник

Я правильно подозреваю, что все собрания сочинений знаменитых композиторов далёкого прошлого давно оцифрованы западными вузами и наверняка выложены в Интернет?

1
Осенний кубок

Нынче — скорее всего есть. Другое дело, что архивы, которые в последние годы появлялись, если и имели в виде midi партитуры, то неразмеченные, а по большей части и вовсе представляют из себя сканы того или иного качества.

1
Осенний кубок

Потерял несколько запятых по пути, ай-яй-яй.

0
Качественный историк

В школе, в которой я отучился последние 2 класса, был вполне электронный внутренний документооборот. Насколько мне известно, директор сам собирал электронные варианты от учителей, и подгонял под один стандарт. И это было 10 лет назад. Уже тогда, школа считалась одной из лучших в республике, а иногда, и в РФ. Последние 5 лет назад, директор этой школы, на её базе, открыл автошколу, все средства поступали в бюджет школы, плюс доплата учителям, помимо бюджетных средств. У школы свой личный автобус, купленный на свои средства, свой летний лагерь, отремонтированный совковский загородный, восстановленный тоже на свои средства и при помощи учеников и родителей. Директор - очень крутой мужик.

17
Провинциальный инструмент

А можно поинтересоваться, в каком городе такая школа клёвая?)

4
Качественный историк

Ижевск, шк.97.

6
Боевой блик

А потом придет мудак и всему конец.

2
Качественный историк

Ну, если придёт, то его, кто нибудь из пап "уволит" =)

2
Гуманитарный Абдужаббор

Как-то раз после очередного тяжелого рабочего дня в школе я приходил в себя в учительской, дозаполняя журналы, проверяя тетради и занимаясь прочей бумажной волокитой. Вошла коллега, что-то спросила. Я быстро зарылся в ворох бумажек на столе, отыскал нужную, ответил на ее вопрос. Коллега ушла, и после этого, когда я понял, что вся эта груда бумаг, весь этот слой макулатуры толщиной с десяток сантиметров - МОЙ, начавшийся истерический смех я не мог успокоить минут пятнадцать, наверное.
</coolstory_mode>

4
Политический динозавр

Музыкальный тренд на ТЖурнал.

4
Умственный Гоша

«журналист Виктор Степанов» — фраза, полная отдаления:( раньше, по крайней мере, был «бывший редактор TJ Виктор Степанов»

4
Последовательный Женя

Или будущий

9
Умственный Гоша

Интересно, а сейчас большинство пользователей вспомнит, кто такой Виктор Степанов, если вообще не ставить ему никакого дескриптора?

1
Немыслимый историк

Вспомнит)

14
Частный клуб

И, знаете, это далеко не главная проблема музыкальных школ в России.

Мог бы уж и про остальные написать, интересно.

3
Грядущий будильник

Требуем продолжения!

0
Грамотный клуб

Так везде. Мама в детском доме работала, я печатал кучу документов в суд, документы разным врачам. Планы мероприятий на месяц.

А один мой друг помогает отцу проводить аукционы(в областной думме). Как помогает? Проводит все сам.

3
Торжественный танк88

Не понял мораль. И тему, если честно. К чему это было?

Ну то есть да, это грустно, что в современных школах все еще начало 00-ых, но что дальше то?

1
Стройный мангал

Комментарий удален по просьбе пользователя

4
Смертный ключ

В учреждениях, где хотели решить проблему компьютерной безграмотности, давно отправляют на повышение квалификации. За 10 лет активного развития технологий, педагоги могли бы выучиться документы заполнять. Хорошая отмазка, на бюрократию сваливать вину за нежелание повышать свой профессиональный уровень.

1
Оригинальный парфюмер
1
Оригинальный парфюмер

Впрочем, у нас в универе дичи по-меньше: рассылка идёт по электронке, документооборот на уровне руководителей ведётся через систему "Электронное правительство" (правда те же идиотские сканы распоряжений, сделанные под углом в pdf как картинки - и ведь нет бы дублировать вордовским файлом), даже за оформлением командировки и расчётным листом можно теперь не ходить в бухгалтерию, а заказать из личного кабинета.

2
Оригинальный парфюмер

Перечитал, понял, что мы вообще оказывается в прогрессе, и это вообще характерно для Татарстана. Что уж там говорить, если глав администраций районов республики, вроде как хотят посадить на электронную систему управления задачами и проектами (iq300, кажется).

2
Стройный мангал

Комментарий удален по просьбе пользователя

1
Педагогический яд

Почти во всех школах уже давно стоит как минимум 2007 Word.

1
Печатный чайник

Ахахаха, наивные, у нас тут в федеральном универе еще не везде 2007, а вы про школы.

2
Стройный мангал

Комментарий удален по просьбе пользователя

1
Трезвый корабль

Блин, ну так везде. А вы думали нет?

1
Модный велосипед

так чудесно написано, аж зачиталась. Виктор, напишите книгу.

0
Трагический череп

Мама учитель алгебры в Московской школе, знаю не по наслышке всю эту вакханалию) тот же самый документооборот, нужный только для стоящих сверху, положить в ящик

0
Параллельный историк

«И, знаете, это далеко не главная проблема музыкальных школ в России.»

Я работаю в музыкальной компании, которая плотно сотрудничает с музыкальными школами России. И, по опыту коллег, одной из главной проблем все-таки остаются преподаватели...

0
Одинаковый Артем

Гос.служащие должны быть с народом. Гос.служащие должны страдать.

0
Структурный Валера

Ещё когда учился в школе, а дело было более, в Татарстане стали вводить электронные дневники в школах. На этом хорошая новость заканчивалась. Как минимум ещё 2 года учителя вынуждены были всё дублировать на бумажные аналоги журналов. Как сейчас с этим всё обстоит не знаю.

0
Веселый Илья

Учусь в школе сейчас. Электронным дневникам уже лет 6 и все равно все дублируется.

0
Структурный Валера

Ни сколько не удивился.

0
Тихий завод

Никогда не понимал этого маразма. Например, пишешь ты диплом и у тебя должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО шрифт роман, размер 12, курсив там то, жирным здесь, абзац такой -то и размера такого то и все в таком духе. Зачем?! Это же полный бред! Ты на саму работу тратишь времени меньше, чем на оформление

0
Веселый Илья

При том, что Times New Roman просто отвратительный шрифт. У меня от него глаза истекают кровью. Либо просто потому что он повсюду, либо он действительно такой.

2
Грядущий будильник

Когда стал изучать ТеХ, узнал, что эта гарнитура создавалась для достаточно специализированных задач — газеты Таймс, печатавшейся мелким шрифтом во много колонок, и от того весьма узка.
К слову, формат бумаги A4 рассчитан под письмо от руки (чтобы в строке было порядка 60-70 символов с разумными полями). Отсюда при наборе документа стандартным 12-пунктовым шрифтом надо либо делать большие поля, либо две колонки.

1
Тихий завод

Страшно не из-за шрифта, а в основном из-за тысячи бездарных никому не нужных тупых формальных правил. На которые я уверен на 300% при чтении твоей работы (если кто-то ее читает) всем похуй. Кто-нибудь вообще знает кому не похуй на эти правила? Но ведь какой-то маразматик это все придумал! Думаю сатана сотворил меньше зла в сравнении

0
Структурный Валера

Унификация идет главным образом, потому что, если каждый будет оформлять по своему вкусу, выйдет полный колхоз. Без правильных отступов и дерьмовые шрифты читать ужасно. Вот сам шрифт устарел, согласен, но это уже другая история.

На оформление по ГОСТу ушло 3-4 часа. Пояснительная записка ~ 70 страниц. Итого, либо у вас на дипломную работу ушло меньше 3-4 часов, либо с оформлением беда.

2
Тихий завод

Ну может я слегка приукрасил конечно, но все равно, когда я читал эти правила, меня не покидала мысль о маразме происходящего. Тут надо как то упрощать что ли. Почему не обойтись таким простым правилом типа: шрифт 12 такой то, интервал 1,5, ничего жирного, курсива, подчеркнутого. И все! Что еще надо

0
Читать все 44 комментария
null