Офтоп
Вадим Елистратов

Старый, но не бесполезный

Шеф-редактор TJ о пятом «Терминаторе» — неоднозначном фильме с плохим сюжетом, но хорошим режиссёром

2 июля в российский прокат вышел «Терминатор: Генезис» — третья подряд попытка вдохнуть жизнь в знаменитую франшизу режиссёра Джеймса Кэмерона о судьбе, роботах и семействе Конноров. Американские критики уже успели сравнять картину с землёй, однако наш шеф-редактор нашёл в ней странное удовольствие.

Взглянув на то, во что в последнее время превратился «Форсаж» или «Миссия: Невыполнима», задаёшься вопросом. Почему с «Терминатором» так не получается? Почему «Терминатор» со своей богатой вселенной и мощным основанием в виде двух великих фильмов Кэмерона не превратился в новые «Звёздные войны» или что-то покруче?

Ответ кроется в самой сюжетной линии франшизы. Перед тем, как потерять права на своё детище, Джеймс Кэмерон «Судным днём» развязал последователям руки: он показал, что при желании роботы могут послать по одному терминатору на каждую миллисекунду жизни Джона Коннора или, скажем, его прабабушки.

Кому-то может показаться, что такая свобода является плюсом, однако она, напротив, оказалась губительной: «Терминатор» из законченной истории превратился в физическое уравнение.

Бесконечное число Сар Коннор из параллельных временных линий сражается с бесконечным числом терминаторов: где-то побеждают первые, где-то — вторые, но смысла во всём этом больше нет.

В связи с этим «Терминатор: Генезис» кажется даже более пустым с точки зрения сюжета, чем большинство ремейков и перезапусков последнего времени. Какие бы неожиданные повороты ни придумывали авторы, они больше не смогут вернуть происходящему смысл.

Сценаристы «Генезиса» явно ощущали эту обречённость, поэтому пошли самым простым путём: использовали временные парадоксы, чтобы получить возможность заново показать зрителю первый и второй фильмы, но в несколько изменённом виде.

В новом каноне Сару Коннор пытаются убить в детстве, поэтому робота из оригинального «Терминатора» она встречает уже вместе с крупнокалиберной винтовкой и своим спасителем — очередной доброй версией T-800, чья органическая оболочка успела за много лет постареть.

Дальше сюжет «Генезиса» снабжают таким количеством уровней, что следить за ними не возникает никакого желания. К счастью, режиссёр Алан Тейлор, стоявший за «Тором 2» и «Игрой престолов», прекрасно это понимал и превратил всю свалившуюся на него вместе со сценарием запутанность в шутку.

Какая разница, кто там куда путешествовал, если всё в конечном итоге сводится к привычной надёжной конструкции — хороший робот, плохой робот, спаситель человечества и Судный день.

Честно говоря, именно из-за Тейлора нового «Терминатора» не хочется безжалостно разносить. Самая интересная часть «Генезиса» — это история сопротивления талантливого режиссёра с бесконечно сложным материалом.

Тейлору не удаётся спасти фильм, однако из доставшегося ему сюжета он выжимает все соки: даёт повод поностальгировать по первым частям, возвращает на экран живого и интересного Арни, по которому все соскучились, и держит темп, с которым физически невозможно скатиться в занудство.

Второй «Тор» — дебют Тейлора на большом экране — пожалуй, самый смешной фильм во вселенной Marvel. После «Генезиса» можно смело сказать, что юмор — отличительная черта режиссёра. В новом «Терминаторе» шутят очень часто и очень естественно: чего стоит только сцена, в которой T-800 и Кайл Риз вдруг превращают процесс заполнения обойм в негласный конкурс, или небольшая роль Дж. К. Симмонса с его коронной фразой: «Goddamn time-travelin’ robots!» («Грёбаные роботы-путешественники во времени!»).

Из-за Тейлора после нового «Терминатора» остаётся очень странное послевкусие: это по-настоящему плохой фильм, чьи авторы явно получали удовольствие от съёмок, отрывались и пытались вопреки безумному сценарию как можно трепетнее обойтись с оригиналом. Поэтому даже через самые тупые шутки и топорные диалоги здесь прорывается химия, которой уж точно не было ни в четвёртой, ни в третьей частях. Даже банальный финал неожиданно пробивает на какие-никакие эмоции.

Ощущения от нового «Терминатора» можно описать как поход на очередной концерт «Все звёзды 80-х в Кремле» для наших родителей.

Декорации небрежные, все музыканты постарели и поют под фонограмму, но на несколько мгновений этот бесполезный набор атрибутов молодости обретает смысл, помогает забыть о трёх детях с кредитом на машину и перемещает в тот самый момент, когда всё ещё было впереди.

В отличие от предыдущих двух «Терминаторов», фильм Тейлора может стать приемлемым завершением франшизы. В нём она полностью вырождается и окончательно теряет свой смысл, а Шварценнегер наконец-то получает дань уважения и новую коронную фразу — «старый, но не бесполезный». Правда, для того, чтобы всё закончить, «Генезису» нужно с треском провалиться: в послетитровой сцене зрителей ждёт бессмысленный и беспощадный намёк на продолжение.

Любовь к Арни — это навсегда,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #Игра_престолов #обзоры #Эмилия_Кларк #Арнольд_Шварценеггер #Терминатор_Генезис #Алан_Тейлор #рецензии