Офтоп
Вадим Елистратов

На заднем дворе у Мстителей

Шеф-редактор TJ о «Человеке-муравье» — самом экстравагантном фильме во вселенной Marvel

16 июля в российский прокат выходит «Человек-муравей» — один из самых рискованных фильмов киностудии Marvel, рассказывающий о супергерое, который уменьшается до микроскопических размеров и командует армией насекомых. Шеф-редактор TJ посмотрел картину и рапортует: у Marvel снова получилось.

К своему двенадцатому релизу студия Marvel окончательно перестала мыслить отдельными фильмами. Каждая её следующая картина подчиняется глобальному ритму и безупречно дополняет ряд. То же самое можно сказать и о «Человеке-муравье»: это именно тот фильм, который хочется посмотреть после грандиозной «Эры Альтрона», где персонажи вселенной взаимодействуют подобно греческим богам, а воздух искрится от напряжения.

Легкомысленный, человечный и напрочь лишённый пафоса.

«Муравья», как бы это забавно ни звучало в контексте концепции картины, можно смело назвать самым компактным фильмом студии. И речь в данном случае не только о простеньком сюжете, но и о местах действия. В своё время многие критиковали первого «Тора» за то, что все его основные события происходят в маленьком захолустном городке, однако «Муравью» удалось перебить это достижение: здесь история развивается в нескольких зданиях.

Впрочем, в данном случае такую скромность сложно назвать минусом. Что для Тора — старая чугунная ванна, для Человека-муравья — гигантское водохранилище, что для Железного человека — ковёр с ворсинками, для Человека-муравья — аналог кукурузного поля.

С первых же минут картина Пейтона Рида знакомит зрителей с доктором Хэнком Пимом (Майкл Дуглас). В комиксах именно он создал Альтрона, однако в киновселенной Marvel это право отдали Тони Старку — по-видимому, чтобы накалить отношения между Железным человеком и Капитаном Америка в преддверии «Гражданской войны» (в российском прокате — «Раскол Мстителей»).

Пим, гениальный изобретатель, некогда имел связи с организацией Щ.И.Т. и Stark Industries, но был против создания оружия, и поэтому основал Pym Tech, занимавшуюся в основном мирными разработками. Однако и в своей компании он не удержался: её по решению совета директоров, убеждённого в том, что прибыль от военных заказов важнее миролюбивых взглядов Пима, возглавил его талантливый, но менее дальновидный ученик — Дарен Кросс (Кори Столл из «Карточного домика» и «Штамма»).

Ходили слухи, что несколько десятилетий назад Пим изобрёл технологию, позволяющую сокращать межатомные расстояния, тем самым уменьшая объекты и одновременно делая их прочнее, однако он так ни с кем ею и не поделился. Для Кросса воспроизвести главное достижение его учителя стало своего рода делом жизни, к завершению которого в самом начале «Человека-муравья» он подбирается максимально близко.

Понимая, что если технологию заполучат военные корпорации, в мире воцарится хаос, Пим решает выкрасть разработку Кросса и для этого стирает пыль со своего старого костюма и прибегает к помощи Скотта Лэнга (Пол Радд) — профессионального вора, едва вышедшего из тюрьмы после неудачного ограбления.

По своему каркасу «Муравей» — почти точная копия первого «Железного человека». У главного героя и злодея есть похожие костюмы (у злодея он, само собой, не в пример мощнее): Лэнг вместе с Пимом хочет использовать технологию только на благо, тогда как Кросс мечтает захватить с её помощью власть во всём мире. Не трудно догадаться, к чему этот конфликт приводит.

Безусловно, Кори Столл заметно проигрывает такому же лысому Джеффу Бриджесу из «Железного человека» в харизматичности, а Полу Радду с его несомненным комедийным талантом всё-таки далеко до Роберта Дауни младшего, поэтому режиссёр Рид пытается выжать максимум из самой способности главного героя уменьшаться до микроскопических размеров.

В чём «Человек-муравей» безусловно блистает, так это в использовании умений самого Муравья.

По визуальной составляющей картина Пейтона Рида — пожалуй, самый рискованный фильм Marvel. В её первой половине почти нет экшена, зато есть множество эпизодов в духе «Невероятного уменьшающегося человека», «Фантастического путешествия» и другой голливудской классики об уменьшенных в размерах людях. «Человек-муравей» показывает микромир настолько качественно, насколько ожидаешь этого от дорогостоящего голливудского блокбастера.

Особое место в фильме занимают насекомые. Главный герой не только уменьшается до размеров муравьёв, но и использует их в качестве своих солдат, где каждый отдельный отряд выполняет свою функцию. Чтобы зритель не чувствовал себя странно, Рид старается показывать насекомых как боевую технику: когда перед Лэнгом садится его «летательный аппарат», во взмахах крыльев отчётливо слышны отзвуки вертолётного винта.

В последней трети, где начинается настоящий экшен, режиссёр срывается с катушек и начинает стрелять — одна за другой — гениальными находками, которые наверняка останутся в памяти зрителя ещё надолго. Пересказывать эти сцены не имеет никакого смысла, однако стоит упомянуть, что в одной из них большое значение имеет игрушечный паровозик Томас.

Несмотря на существование «Стражей Галактики», «Человека-муравья» можно назвать самым экстравагантным фильмом Marvel: в определённый момент зрители поймают себя на мысли, что переживают за насекомое, а ближе к концу фильм внезапно заглядывает на территорию «Интерстеллара».

Одна из главных проблем «Человека-муравья» очень напоминает ситуацию с другим блокбастером с грабителем в центре сюжета — «Хоббитом». Как и Бильбо Бэггинса, Скотта Лэнга трудно назвать полноценным главным героем. Он в фильме скорее инструмент, который помогает двигаться вперёд истории, другим персонажам — развиваться, а зрителям — с помощью шуток — с головой погружаться в происходящее.

В действительности «Человек-муравей» — фильм об отношениях Хэнка Пима с его дочерью (Еванджелин Лилли). Именно они здесь переживают трансформацию характеров, а не новоявленный Человек-муравей.

Однако статичный главный герой почти не портит «Муравья». Как и во всех остальных фильмах Marvel, сюжет здесь не блистает особой глубиной, но с умом собран из штампов, которые просто не могут не работать. В отличие от «Мира Юрского периода», пятого «Терминатора» и других блокбастеров последних месяцев, картина Рида не страдает от критических провалов в логике и уже только поэтому выглядит выигрышно.

Не упускает Marvel и очередного шанса побаловать своих фанатов отсылками: «Человек-муравей» напрямую продолжает вторых «Мстителей» (буквально заглядывает к ним на задний двор), а во второй послетитровой сцене даёт старт грядущей «Гражданской войне».

Фильм Рида едва ли можно назвать лучшим блокбастером года или даже лета, однако он с успехом делает две вещи, которые по необъяснимым причинам никак не удаются картинам, идущим в соседних залах — показывает зрителю нечто по-настоящему новое и при этом не страдает от откровенно бездарного сценария.

После выхода из зала не даёт покоя только один вопрос: каким бы получился фильм, если бы с поста режиссёра не ушёл Эдгар Райт («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые», «Армагеддец»). Но ответа на него мы не узнаем никогда.

Когда Marvel снимет по-настоящему плохой фильм? Не сегодня,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #Marvel #обзоры #рецензии #Человек_муравей