Офтоп
Никита Лихачёв

Советские Google Maps и Wikipedia: как СССР секретно разрабатывал детальные карты США и других стран

Журналист издания Wired Грег Миллер (Greg Miller) рассказал о большом массиве секретных карт США и Европы, произведённых в Советском Союзе во времена Холодной войны. Исследователи, долгие годы занимавшиеся их изучением, признали, что СССР раньше других государств составила подробнейшие планы городов других стран, в то время как карты собственной страны намеренно выпускала в низкой детализации и с ошибками.

Спустя годы тысячи секретных схем были нелегально вывезены из страны, распроданы и распространены по магазинам, университетам, картографическим компаниям и правительственным организациям. В России большинство из них до сих пор остаются засекреченными.

Советская карта Сан-Франциско от 1980 года. Фото Kent Lee, East View Geospatial

В 1989 году основатель картографической компании Omnimap Рассел Гай (Russel Guy) вывез с военной базы неподалёку от эстонского Таллинна несколько деревянных ящиков. В них находились секретные военные карты различных областей всего мира, составленные советскими специалистами.

За них Гаю пришлось заплатить 250 тысяч долларов наличными, однако инвестиция того стоила. Впоследствии бизнес Omnimap вырос, когда телекоммуникационным компаниям потребовались подробные планы для строительства сетей в Африке и Азии.

Omnimap была не единственной компанией, нелегально экспортировавшей советские карты за рубеж. Рано или поздно сотни тысяч схем оказались в магазинах и университетских библиотеках по всей Европе. Одним из выдающихся исследователей этого наследия СССР оказался британский программист на пенсии Джон Дэйвис (John Davies).

Карты, которые Дэйвису удалось купить в Латвии в магазине мужчины по имени Айварс Белдавс (Aivars Beldavs), показывали то, что нельзя найти в современных геолокационных сервисах. На побережье британского города Чатем, где нынешние карты показывают пустое место, на советских документах были изображены доки с подлодками военно-морского флота Великобритании.

Научный исследовательский центр в Кембридже появился на схемах правительственной организации Ordnance Survey лишь через годы после того, как его нанесли на чертежи в СССР. У мостов через реку Медуэй в документах даже были указаны габариты, клиренс, грузоподъёмность и материалы, из которых они были изготовлены.

Советские военные карты были [предположительно] гораздо большим, чем план вторжения. Скорее, они являлись общей структурой для организации знаний СССР о мире — почти как смесь Google Maps и «Википедии», сделанных из бумаги.

Грег Миллер, автор Wired

Хотя военные карты были очень точными, советские путеводители для обычных граждан были «практически бесполезными», отметил автор Wired. По словам российского картографа Алексея Постникова, их изготавливали при помощи увеличения данных в картах меньшего масштаба, из-за чего конечный результат оказывался неточным в важных деталях вроде городских улиц.

Туристическая карта Таллинна (слева) от 1980 года и военная карта той же местности от 1976 года. Фото Грега Миллера, Aiavars Beldads, Jana Seta Map Shop

Для большей конспирации советские картографы специально вносили ошибочные правки в разные варианты схем, заявлял Постников. Это делалось для того, чтобы другие государства не могли воссоздать точный план местности. Карты показывали наиболее заметные сооружения и ориентиры, однако были бесполезны для военной навигации, так как не несли правильных координат и соответствий в расстояниях.

В 1993 году заведующий библиотекой министерства обороны Великобритании Дэвид Уотт (David Watt) также приобрёл набор советских военных карт из магазина Белдавса. Изучая эту и другие находки, Уотт пришёл к выводу, что СССР произвёл около 1,1 миллиона различных карт разного масштаба — включая детальные изображения всего Союза и Восточной Европы в пропорции 1:25000. Отдельная работа по сотням европейских городов в масштабе 1:10000 должна была по оценке Уотта занять 440 тысяч листов.

Советская карта Нижнего Манхэттена от 1982 года. Фото Kent Lee, East View Geospatial

По словам Постникова, в программе по составлению карт принимали участие десятки тысяч исследователей и топографов и сотни картографов. Некоторые из них буквально погибали во время сбора информации. Во время экспедиции в Якутию в 1960 году Постников обнаружил записку, оставленную на стволе дерева одним из своих предшественников 20 ноября 1948 года: «Все мои олени погибли. Запасы еды стали добычей медведей. Я остался с очень больным юным исследователем на руках. У меня нет ни транспорта, ни средств к существованию».

Во времена, когда любой может достать смартфон и в несколько нажатий найти карту улицы или спутниковый снимок высокого разрешения любой точки на Земле, легко забыть, как тяжело когда-то было добывать картографические данные.

Грег Миллер, автор Wired

Исследованием территории Советского союза занимался преимущественно Сталин, но после его смерти в 1953 году у СССР появились глобальные амбиции. Хрущёв был заинтересован в распространении коммунизма в Европе, рассказал Wired историк в университете Ноттингема: этим вопросом стали заниматься советские военные, отправлявшие собственных картографов за рубеж.

Советская карта Пентагона от 1975 года. Фото Kent Lee, East View Geospatial

США также занимались производством карт мира во время Холодной войны, но использовали для этого своё воздушное превосходство. Аэрофотосъёмка проводилась только в специальных местах, представлявших стратегический интерес (Wired их не называет), и обычно имела низкую детализацию — карты выпускались в масштабе 1:250000. Мощная пехота — наследие СССР со Второй мировой войны — заставляла создавать детальные карты местности, чтобы войска всегда имели планы перемещения в любой точке, где бы они ни находились.

В небольшой список американских городов, которые советские картографы отобразили детально — в масштабе 1:10000 — вошли Понтиак в штате Миссури, Галвестон в Техасе и Скрантон в Пенсильвании. Городов с военным производством в списке не было.

По мнению эксперта по России из университета Северного Колорадо Стивена Сигела (Steven Seegel), в данном случае преследовался экономический интерес. В Понтиаке находится автомобильный завод General Motors, в Галвестоне — морской порт, а в Скрантоне — угольная шахта. «В Советском Союзе были озабочены инфраструктурой и энергосетями», — пояснил Сигел выбор мест для составления подробных схем.

По словам другого эксперта, Алекса Кента (Alex Kent) из Кентерберийского университета Крайст Чёрч (Canterbury Christ Church University), в СССР далеко не всегда использовали военные карты в военных же целях.

Это практически склад ценных знаний, база данных, куда ещё до [распространения] компьютеров можно было сложить всё, что известно о каком-либо месте. […] Они смогли перевести так много информации в нечто настолько понятное. Там целые слои визуальной иерархии: то, что важно, выделено, что неважно — скрыто. Современные картографы могли бы много узнать из того, как сделаны эти карты.

Алекс Кент, старший преподаватель географии в Кентерберийском университете Крайст Чёрч

Говоря о запрете на разглашение секретных данных в России, Wired вспомнил об истории бывшего военнослужащего Генштаба ВС России Владимира Лазаря. 31 мая 2012 года его приговорили к 12 годам заключения за шпионаж в пользу США. По данным следствия, в 2008 году он по заданию агента разведки Минобороны США приобрёл через интернет у российского коллекционера комплект карт, представлявших гостайну, и передал их в Пентагон.

#Статья #США #карты #картографические_сервисы #СССР #Omnimap #Рассел_Гай #Холодная_война