Офтоп
Ilya Chekalsky

Обзор из дрожащих рук: Квадрокоптер Phantom 3 Pro

Материал написан при поддержке М.Видео

Менеджер ИД «Комитет» Влад Цыплухин и технический директор Илья Чекальский провели два дня с новым дроном DJI Phantom 3 Pro и теперь делятся с читателями TJ своими впечатлениями.

Если говорить откровенно, сначала мы с Ильей много переживали по поводу результатов нашего теста. Ни он, ни я до этого момента не имели никакого отношения к съемкам, не управляли дронами, а снять хотелось сразу на уровне многомиллионных роликов на YouTube. Но уже в первый день смирились с тем, что за пять запусков по 20 минут сделать что-то удивительное у нас не получится. А обзор, наоборот, будет интересен тем, что игрушка почти за 97 тысяч рублей оказалась в руках у двух неопытных ламеров.

Когда ребята из «М.Видео» сообщили, что готовы дать нам на тест Phantom 3 (а мы давно хотели узнать, что такое хороший дрон), сразу стало очевидно, что назначить ответственным за управление таким, на первый взгляд, сложным устройством лучше всего нашего технического директора. И не прогадали. В субботнее утро Илья приехал к моему дому уже с собранным чемоданчиком и четким планом действий.

И когда он этот чемоданчик открыл, я стал изумленно интересоваться тем, что он туда нагрузил.

— Илья, это что?
— Переходник из ... в ...
— А это что?
— Зарядка для...
— А это черное в центре?
— Диктофон.
— Зачем диктофон?
— Если нас заберут в отделение, я буду записывать весь разговор.

Как Илья готовился к полету

Рассказ от первого лица.

Как и все взрослые дети, я не смог скрыть свою радость по поводу возможности поуправлять настоящим «взрослым» квадрокоптером. По пути домой не раз ловил заинтересованные взгляды, которые люди бросали на коробку.

Своё знакомство с новыми гаджетами я всегда начинаю с чтения инструкции — так мне кажется, что я ничего не упустил. Но в случае с Phantom 3 других вариантов, в общем-то, и не было, поэтому несколько часов я посвятил чтению четырёх (!) вложенных в коробку мануалов, а также просмотру довольно затянутых обучающих видео.

Там правда очень (очень!) много нюансов и возможностей, но все их реально изучить за полдня-день, внимательно читая руководства и тестируя приложение. Можно, конечно, бегло прочитать самые базовые вещи, но лучше этого не делать — вероятность пропустить что-то важное довольно велика. Я, например, не заметил, что максимальная высота полёта без GPS всего 3 метра — позже мы расскажем, как мы пытались запустить его в тесном петербургском дворе, и как от этой идеи пришлось отказаться. Моя оценка: чтобы полностью изучить и понять возможности DJI Phantom 3 нужно около 10 часов налёта. В общем, спустя неделю постоянных тренировок вы уже сможете снимать свадьбы с высоты птичьего полёта и зарабатывать на этом.

В соответствии с инструкцией, перед первым запуском я решил обновить прошивку аппарата. Сначала нужно вставить карту памяти с файлом прошивки в сам коптер, затем в пульт. Правда, кардридера или USB-флешки для прошивки пульта у меня под рукой не нашлось, но и это оказалось предусмотрено — достаточно было просто соединить коптер с пультом с помощью кабеля. Полной неожиданностью стало, что при следующем запуске DJI Phantom 3 обновил ПО аккумулятора. У аккумулятора собственная прошивка!

Батарея у коптера в целом очень непростая. Например, если не использовать устройство больше 10 дней, то оно автоматически переходит в режим хранения и разряжается до 65%. Хватает штатного аккумулятора всего на 20 минут полёта, и поначалу меня это немного беспокоило, потому что ну что это такое — только взлетел и уже всё. На деле оказалось, что 20 минут — это не так уж и мало. Ну а для тех, кто не любит ждать и хорошо зарабатывает, продаются специальные кейсы с отсеками для хранения запасных аккумуляторов.

В общем, после почти бессонной ночи у меня на руках оказался квадрокоптер, готовый к приключением: изучил инструкции, обновил прошивку и установил на iPad mini 2 официальное приложение.

Технические характеристики дрона

На рынке представлены две модификации DJI Phantom 3 — Advanced и Professional. Отличаются они максимальным разрешением бортовой камеры: Professional позволяет снимать в Full 4K@25fps, а Advanced — 1080p@60fps, а также мощностью зарядного устройства и максимальным битрейтом видео (60 против 40 Мб/с).

Несмотря на то, что в наши руки попала профессиональная версия, видео мы снимали и монтировали в 1080p. Хотя бы потому, что мой старенький макбук не потянул видео в 4K. Да и видео в Ultra HD пока ещё не очень распространено — требуется 4K-телевизор или монитор. Профессионалы предпочитают снимать видео в как можно большем разрешении, чтобы упростить пост-процессинг: кадрирование, стабилизацию и очистку от шумов с последующим понижением до 1080p.

Коптер комплектуется совершенно потрясающим пультом управления, позволяющим подключить, например, iPhone (5s или новее) или iPad (mini 2 или новее), чтобы получать картинку с камеры в прямом эфире с разрешением 720p и задержкой от 220мс. Чем современнее будет подключенное устройство, тем лучше будет работать передача видео. Вот тут есть список совместимых устройств и ещё много полезной информации.

Помимо получения трансляции прямого эфира с борта, которая позволяет отправлять дрон на большую высоту (мы, например, летали на 120 метрах, теоретический потолок намного выше) и за пределы прямой видимости, приложение и пульт имеют очень много настроек, начиная от ограничения максимальной высоты и дальности полёта, до специального режима, в котором коптер запоминает, куда смотрит камера, и в этом направлении всегда будет «вперёд», независимо от реальной ориентации коптера.

Нам немного «не повезло» с погодой: солнце очень слепило экран iPad, но насколько я знаю, можно приобрести или соорудить самому специальные солнцезащитные шторки.

Очень сложно уместить в формат этой статьи все возможности коптера, которые для человека, впервые столкнувшегося с управлением профессиональным летательным аппаратом, кажутся просто безграничными.

Во многом устройство от DJI напоминает продукты Apple — начиная от приятных резиновых вставок на пульте управления и заканчивая гарантией возврата денег, если квадрокоптер разбился или улетел по вине разработчиков (ознакомьтесь с условиями!). Всё это, а также просто потрясающая автоматическая функция аварийного возврата на точку взлёта придали мне немного уверенности перед первым запуском.

Пробный запуск

Для первого запуска мы отправились на западную часть Васильевского острова. Там мы нашли довольно обширное свободное пространство и неплохой вид.

Правда, видео первого взлёта оказалось непригодным к публикации — при настройке я случайно колёсиком на пульте изменил экспозицию камеры, и видео было засвечено. Впрочем, разобраться с этой проблемой получилось довольно быстро. На месте также выяснилось, что коптер не записывает звук — это в мануале я тоже пропустил.

Зато тут мы ещё снимали в 4K и можно посмотреть совершенно необработанное видео, где Влад впервые управляет квадрокоптером (требуется включить в плеере YouTube настройки 4К). При первом же запуске опробовали функцию Return To Home — коптер успешно управлял сам собой и приземлился в нескольких десятках сантиметров от места взлёта!

На этом кадре из видео сразу два интересных момента. Во-первых, чей-то радиоуправляемый самолёт, который выписывал фигуры высшего пилотажа перед нашей камерой (ребята, наверное, думали, что мы сможем снять красивое видео). Во-вторых, заваленный горизонт. Оказывается, калибровать компас надо было с опущенной на 90 градусов вниз камерой в режиме FPV. Узнали мы об этом ближе к концу второго дня, поэтому большая часть нашего финального видео с таким вот заваленным горизонтом. Простите.

Получив базовые навыки управления, мы решили двигаться на зарядку и в следующую локацию.

Второй запуск на Канонерском острове

Когда мы подъезжали к предполагаемому месту запуска, увидели проплывающий мимо пассажирский лайнер St. Peter Line Принцесса Анастасия — он знаком практически каждому петербуржцу, имеющему заграничный паспорт.

За пять минут, потребовавшихся мне, чтобы собрать Phantom, подключить айпад к пульту, корабль успел отплыть примерно на полкилометра, и я бросился его догонять.

Вспомнив, что это мой первый опыт полёта над водой, и приблизившись к лайнеру на несколько десятков метров, я поспешил обратно, сняв по пути несколько красивых кадров.

Красиво запечатлеть плывущий катер оказалось сложнее, чем я думал. Получилось видео из разряда «ожидание и реальность»

Влад мне всячески старался помогать. Пока я весь «в мыле» торопился собрать коптер, он достал из багажника свою селфи-палку и принялся фотографироваться с лайнером.

Потратив половину заряда батарейки, мы отправились на Свердловскую набережную, чтобы поснимать Большеохтинский мост. Проблема съёмок коптером в том, что ты должен иначе представлять себе объекты с высоты, чтобы угадать, какой кадр будет крутым. Большеохтинский мост, несмотря на все ожидания, оказался скучным, а обычное Пулковское шоссе — весёлым.

Поднялся небольшой ветер, но мы решили рискнуть и запустили квадрокоптер в небо. Он взлетел так, как будто и не было никакой непогоды (оказалось, что он может противостоять ветру до 15 м/c). Пролетев до моста и обратно, коптер запищал, предупреждая, что батарейка на исходе.

Всё это время он показывал «точку невозврата» — минимальный заряд батареи, при котором беспилотник успеет вернуться на точку запуска с текущего местоположения. Если честно, когда экран показывает тебе «точку невозврата», ты очень быстро вспоминаешь, что там над Невой летают чужие 90 тысяч рублей и сигнализируют тебе, что ты теряешь с ними сигнал. Но зря волновались.

Начавшийся дождь скорректировал наши планы, и мы перенесли запуск на следующий день, хотя изначально этого не планировали, но уж слишком нам понравилось наблюдать, как килограммовый БПЛА летает быстро и высоко, при этом передавая HD-видео на пульт.

На следующий день мы отправились на развязку КАД. При включении приложение DJI Pilot предупредило, что мы находимся недалеко от запретной для полётов зоны. Дело в том, что в приложении есть обновляемая база всяческих зон, где летать запрещено. В основном, это зоны вокруг аэропортов, но в Санкт-Петербурге есть также две зоны с ограничениями: Дворцовая и Площадь Восстания.

Наверное, пора рассказать про неприятный недостаток приложения DJI Pilot — так как Phantom не умеет делать фотографии во время съёмки видео, приходится постоянно переключаться между режимом фото- и видеосъёмки. И недостаток заключается в том, что очень просто забыть включить запись видео после съёмки фотографий — приложение практически не сигнализирует о том, что видеосъёмка не ведётся.

Из-за того, что я был полностью поглощён полётом, несколько раз я не замечал, что забыл активировать запись видео — так мы пропустили несколько потенциально красивых моментов. Впрочем, может быть, если налетать ещё немного часов, то проверять статус записи войдёт в привычку.

Затем мы отправились куда-то в Автово, запускать квадрокоптер недалеко от приёмной депутата Милонова. Сложно описать чувство, которое возникает, когда квадрокоптер уже не видно, но он передаёт устойчивый сигнал, и ты знаешь, что с ним всё в порядке, он летит.

Налетавшись, мы решили расслабиться и вернули коптер назад нажатием одной кнопки. При этом мы могли не только видеть, что происходит на его пути, но и регулировать высоту его полёта. Когда он приблизился к нужной точке, он завис на несколько секунд и начал медленно опускаться вниз. Точность приземления составила примерно метр, на галерее ниже запечатлены моменты взлёта и посадки.

И только когда мы просмотрели отснятый материал, мы обнаружили, что там наверху, оказывается, был довольно сильный ветер, и дрон наклонялся в стороны. При этом видео было абсолютно стабилизировано, только попавшие внезапно в кадр ножки коптера выдали его реальный наклон. (Момент есть на видео)

Дальше мы решили попытать счастье в центре города и запуститься внутри одного из дворов-колодцев, но сигнал GPS поймать не удалось, а когда мы попытались запустить коптер повыше, стало понятно, что без GPS на улице делать нечего — управлять им стало намного, намного сложнее. Как оказалось позже, выше трёх метров он не может устойчиво подниматься без GPS даже теоретически.

После подзарядки мы отправились к конечной локации — на Крестовский остров. Путь против ветра к строящемуся стадиону дался нелегко, зато обратно мы разогнались до 18 метров в секунду (65 км/час).

Через несколько запусков у меня уже начало получаться снимать плавное видео, я отрегулировал некоторые настройки камеры и пульта управления. В общем, если соберётесь снимать что-то важное, не забудьте полетать перед этим и потренироваться плавно двигаться в разные стороны. Старайтесь заранее планировать ракурсы и траекторию.

Немного полетав над Крестовским островом, сделали финальное фото на память.

Видео

Вместо итога

До сих пор нахожусь под впечатлением от того, что получилось поуправлять таким серьезным устройством. Нет никаких сомнений в том, у дронов будет светлое будущее. Ведь в США уже озадачились вопросом формализации воздушного пространства. Цыплухин отметил, что дрон — лучшая беспроводная селфи-палка, которую ему когда-либо удалось видеть.

А если серьёзно, то добавил бы, что в распоряжении редакции обязательно должен быть дрон: «Если у нас такого не будет, то уже через год мы выпадем из тренда».

Команда TJ благодарит топ-менеджера «М.Видео», пожелавшего остаться неназванным. За то, что предоставил для тестов свой личный дрон без оформления каких-либо документов. То есть, если бы мы разбили Phantom, то единственное, что смогли бы отправить обратно в Москву — открытку с подписью ¯\_(ツ)_/¯

#Статья #М_Видео #обзор_DJI_Phantom_3_Pro #DJI_Phantom_3_Pro