Офтоп
Ольга Жигулина

«Ближайшие несколько лет я планирую провести, живя на лодке»

Бывший главный редактор петербургского The Village уволилась ради жизни на яхте

Бывший главный редактор петербургского The Village Анна Балагурова рассказала TJ, как она решилась изменить свою жизнь и переселиться на яхту, на которой вместе с мужем собирается за несколько лет обогнуть планету, а также как можно учиться яхтингу в Петербурге.

В июне 2015 года Анна Балагурова, возглавлявшая редакцию городской газеты The Village Петербург, оставила работу ради того, чтобы «презрев стабильность и предсказуемость городской жизни, отправиться в парусную кругосветку» вместе со своим мужем, инструктором парусного спорта. Об этом она рассказала в своём блоге в издании Snob, пообещав там же в будущем делиться подробностями путешествия.

По словам журналистки, «покупка яхты и подготовка её к длительному путешествию — история настолько утомительная, что быстро забываешь, когда и зачем затеял этот мазохизм за собственный счёт». Однако жизнь на яхте дешевле, чем в Москве, а также «проще, безопаснее и созерцательнее».

TJ расспросил Анну, насколько сложным оказалось для неё решение поменять жизнь, и с чего следует начинать тем, кто хотел бы повторить её опыт.

Здесь и далее фотографии предоставлены Анной

Как вообще вы начали заниматься яхтингом? Это дорого?

Я впервые побывала на парусной яхте ровно год назад — в профсоюзном яхт-клубе на Петровской косе, на крошечной гоночной лодке класса «Дракон». Ещё месяц спустя оказалась на регате в Хельсинки, в ней участвовала яхта из того же клуба, но побольше — Л6 «Амур». Тут стоит пояснить, что базово яхтинг можно разделить на спортивный (участие в регатах, тренировки и, что называется, «узлодрочерство») и круизный (когда компания друзей арендует в чартерной компании яхту и неделю сэйлит, бухает, купается, танцует на палубе и так далее). Я, конечно, сторонник второго, но живя на яхте, неизбежно становишься задротом.

Со своим яхтенным инструктором и мужем я, как ни странно, познакомилась после публикации The Village: моя коллега писала о его яхтенном проекте в рубрике про малый бизнес — круизы и курсы для будущих шкиперов. Лодку мы, собственно, и назвали Sofa Sailors в честь этого проекта.

Яхтингу можно учиться бесплатно, по крайней мере, в Петербурге.

С этого я и начала, но довольно быстро закончила. При географическом факультете есть курсы Федерации парусного спорта, они начинаются осенью. Там дают базовую теорию, а на каждое занятие приходят капитаны профсоюзных лодок и приглашают записаться к ним в команду тех, кто готов тратить время на бесконечную починку судна и платить небольшой членский взнос, в районе пары тысяч рублей в год, но зависит от лодки. Как ни странно, желающих всегда не хватает, так что это идеальный путь для тех, кто не готов тратиться, но очень хочет приобщиться.

Настоящим капитаном тут, конечно, не стать — на регатах вы будете тянуть одну и ту же верёвку под капитанские матюги, да и до реального управления лодкой даже в спокойных условиях вас никто не допустит. Но овладеть основными навыками морского дела и периодически выходить в Финский залив или Балтийское море получится почти без затрат.

Для тех, кто планирует заниматься яхтингом более серьёзно, этот путь не подходит. Во-первых, чтобы брать лодку в аренду, нужны права международного образца — например, IYT или RYA. Во-вторых, они понадобятся после покупки яхты — без них не получить страховку, а значит, не встать ни в одну марину.

В среднем, курс обучения IYT длится две недели и стоит чуть больше тысячи евро. Эти права принимают почти везде в мире, естественно, кроме России. У нас свои, минтрансовские. Но с ними можно управлять только судном, зарегистрированным под российским флагом, а это большая редкость. Насколько мне известно, за 30 тысяч рублей такие права привозят на дом без учёбы.

Тяжело далось решение изменить жизнь? Что сказали родственники — больше поддерживали или отговаривали?

Решение изменить жизнь далось тяжело. Я сильно любила свою работу и делала её от всей души.

Но когда появляется навязчивая идея и соучастник, который верит в неё так же сильно, как и ты, сложно противостоять порыву.

Родственники меня не отговаривали: моя бабушка объехала весь мир на советских исследовательских кораблях в качестве метеоролога, дедушке важно, чтобы я училась чему-то новому, папа работал на Северном полюсе, а мама просто самый понимающий человек в мире.

Было что-то, что дополнительно повлияло на ваше желание уволиться?

Нет, в любой другой ситуации я работала бы на этой работе до скончания века.

Как выбирали лодку?

Выбор лодки — дело непростое. Стоит тщательно изучать вопрос, читать форумы, где пишут кругосветчики, советоваться с теми, кто посвятил всю жизнь яхтенным путешествиям. Мы сразу решили, что нам нужна надёжная лодка и за неё мы готовы переплачивать.

Круг производителей, которые выпускают нужные нам модели, мы очертили с самого начала — не знаю, скажет ли это что-то человеку, не вовлечённому в яхтинг, но в списке были марки Westerly (наша лодка), Oyster, Halberg Rassy, Sadler, Rival, Amel, Najad. Многие из этих верфей уже прекратили свое существование, но их лодки настолько качественны и ликвидны, что и сегодня, спустя 20-30 лет, выставляются на продажу в отличном состоянии.

Наша лодка обошлась нам в 55 тысяч евро. Я не сжила со свету бабушку и не проматываю её наследство, просто мой муж продал свою квартиру в центре Петербурга и сменил её на крошку на периферии.

Яхту мы купили в Греции. Если честно, мы нашли массу крутых лодок стоимостью до 35 тысяч евро в Швеции, но было бы слишком сложно и долго перегонять её на Канары (стандартный старт для трансатлантического перехода) через Бискайский залив, поэтому мы сосредоточились на поисках в Средиземном море. Поиск и покупка заняли примерно два месяца.

Со временем думаете вернуться к обычной жизни?

Эта мысль меня успокаивает, так как тяжело решиться на что-то безвозвратно. Ближайшие несколько лет я планирую провести, живя на лодке. С ноября до следующего лета мы будем идти по маршруту Канары-Карибы-Бермуды-Азоры-Португалия. По расстоянию это значительно быстрее, но надо пережидать сезоны штормов, вообще трансатлантика занимает около 20 дней.

Потом несколько месяцев на северах: Гренландия, Исландия, русский Север, а ещё через полгода — в настоящую кругосветку, через Атлантический, Тихий, Индийский океан, на это требуется 2-3 года.

Лодка требует больших затрат (не мы сами, так как жизнь в море — сплошной минимализм), поэтому мы будем по мере сил монетизировать проект: приглашать туристов в переходы, учить шкиперов (мой муж — сертифицированный инструктор), писать и снимать для профильных СМИ. Это стандартный путь всех тех, кто выбрал жизнь на яхте, но не настроен на цыганщину и скитания.

Где вы находитесь прямо сейчас?

Сейчас мы стоим на якоре на острове Меганизи в Ионическом море. Чтобы отправить это письмо, мне пришлось положить телефон с греческой SIM-картой и 3G-интернетом в полиэтиленовый пакет, прикрепить к верёвке (фалу), которая поднимает основной парус (мэйн, он же грот), и поднять на вершину мачты. В середине океана это будет невозможно, к сожалению или к счастью.

Спутниковый интернет максимум позволяет открыть письмо без вложений или прогноз погоды в шифре.

Не знаю, что станет для меня большим испытанием — месяц в замкнутом помещении и открытом море или месяц без обновлений в фейсбуке.

#Интервью #The_Village #здоровый_образ_жизни #яхты #Анна_Балагурова