Офтоп
Вадим Елистратов

«У меня возникло чувство, словно я смотрю на настоящего Джобса»: Стив Возняк и кинокритики тепло приняли новый фильм об основателе Apple

5 сентября на сорок втором международном кинофестивале в Теллуриде состоялась премьера кинофильма «Стив Джобс» (Steve Jobs) режиссёра Дэнни Бойла («На игле», «Миллионер из трущоб») с Майклом Фассбендером («12 лет рабства», «Люди Икс: Дни минувшего будущего») в главной роли. В отличие от первого посмертного фильма об основателе Apple, новая картина получила лестные отзывы от прессы и Стива Возняка.

Майкл Фассбендер в роли Стива Джобса

Картина сценариста Аарона Соркина («Социальная сеть», «Человек, который изменил всё», «Новости») состоит из трёх частей — подготовки к презентации Macintosh в январе 1984 года, подготовки к презентации компьютера NeXT в 1988-м и подготовки к первой демонстрации iPod в 2001 году.

По словам Дэнни Бойла, несмотря на ограниченное количество мест действия, сценарий фильма занимает 200 страниц и наполнен диалогами, «которые мог написать только Соркин». Режиссёр пожаловался на то, что текст получился настолько точным и «острым», что необходимые рабочие правки вносились в него с большим трудом. Редактор портала Deadline Пит Хаммонд сравнил «Стива Джобса» с динамичным экшен-фильмом, в котором всё действие заключается в стремительных словесных перепалках.

На фестивале в Теллуриде Хаммонд встретился с сооснователем Apple Стивом Возняком и выяснил, что, в отличие от картины с Эштоном Кутчером в роли Джобса, новый фильм Возняку пришёлся по душе.

Я видел рабочий монтаж, и у меня возникло чувство, будто я наблюдал за настоящим Стивом Джобсом и остальными, а не актёрами, играющими их. Я очень благодарен Дэнни Бойлу и Аарону Соркину за то, что они сделали всё настолько правильно.

Стив Возняк, сооснователь Apple

Такого же мнения придерживались и критики. Например, обозреватель Indiewire назвал картину «"Бёрдмэном" для IT-сектора», отмечая тем самым, что фильм Бойла так же показывает внутреннюю «кухню» Apple, как оскароносная драма Алехандро Гонсалеса Иньярриту демонстрировала жизнь в бродвейском театре.

По мнению Indiewire, все актёры фильма, кроме Джеффа Дэниелса, играющего бизнесмена Джона Скалли, «уволившего» Джобса из Apple, «растворяются» в своих ролях. Отдельной похвалы критика заслужил Сет Роген в роли Стива Возняка, который играет не просто «бородатого друга-гика», а личность, которая хочет пробиться через внешние заслоны «холодного» главного героя.

Но самая большая трансформация здесь произошла с режиссёром. Бойл, который взял проект после ухода Дэвида Финчера, отказывается от своего стремительного монтажа и оставляет место для увлекательной операторской работы. Это редкий фильм Бойла, который не столько забирается внутрь своего главного героя, сколько исследует хаос, окружающий его личность.

Эрик Кон, Indiewire

По мнению Родриго Переса (Rodrigo Perez) из The Playlist, весь «Стив Джобс» — это растянутая на два часа открывающая сцена из «Социальной сети», в которой Марк Цукерберг спорит со своей девушкой — «только на стероидах».

Соркин изучает ум виртуоза в своей привычной манере, но этот метод в случае «Стива Джобса» работает эффективно. Этот фильм намного веселее, эмоциональнее и душевнее, чем картина о несимпатичных миллениалах из Facebook.

Родриго Перес, The Playlist

Джастин Ченг (Justin Chang) из Variety отмечает, что уже за первый акт фильм даёт почти полную картину личности Джобса, после чего во время двух последующих временных скачков она заметно эволюционирует. По мнению критика, Майкл Фассбендер с лёгкостью «перепрыгивает» через отсутствие внешнего сходства с сооснователем Apple, выдавая его властность и уверенность в себе «каждым своим атомом».

Главное визуальное достижение картины — это решение снимать три акта в трёх разных форматах: на зернистой 16-миллиметровой плёнке для 1984 года, на глянцевой 35-миллиметровой для 1988-го и на «гладкой цифре» для 1998-го. Большая часть зрителей может и не заметить разницы, но это именно то пристальное внимание к эстетическим деталям, которое оценил бы сам Джобс.

Джастин Ченг, Variety

Бенджамин Ли (Benjamin Lee) из The Guardian, автор самого жёсткого обзора картины, отметил, что авторы слишком легко прощают Джобсу его грехи (например, брошенную дочь) и торопятся причислить к лику святых.

Мастерство создателей фильма нельзя отрицать — особенно уверенное исполнение Фассбендера, превращающее его в другого человека, но сценарий Соркина не создаёт никакой драматической вибрации. Если вы проводите часы в очереди за новым айфоном, картина может стать для вас очередным поводом для мастурбации. Все остальные могут остаться на PC и гордиться этим.

Бенджамин Ли, The Guardian

Рейтинг «Стива Джобса» на Metacritic составляет 84 из 100, а на Rotten Tomatoes — 86%. Предыдущая посмертная картина об основателе Apple («Джобс: Империя соблазна») получила 44 из 100 на Metacritic и 27% на Rotten Tomatoes.

Изначально «Стивом Джобсом» должна была заниматься команда «Социальной сети». Sony Pictures планировала повторить успех своего фильма, написанного Аароном Соркиным и поставленного Дэвидом Финчером.

Однако постановщик потребовал от студии 10 миллионов долларов вперёд, полный креативный контроль над рекламными материалами и актёра Кристиана Бэйла («Тёмный рыцарь») на главную роль.

В Sony, памятуя о слабых сборах «Девушки с татуировкой дракона», снятой на тех же условиях, не согласились на них и нашли Финчеру более сговорчивую замену — британца Дэнни Бойла, выбравшего на главную роль Майкла Фассбендера. Тем не менее из-за внутренних конфликтов студия решила избавиться от проблемного проекта и продала права на него Universal.

Российская премьера «Стива Джобса» намечена на 12 ноября.

#Статья #Эштон_Кутчер #Стив_Джобс #Аарон_Соркин #Дэнни_Бойл #Стив_Джобс_2015 #фильм_о_Стиве_Джобсе #критики_о_Стиве_Джобсе