Офтоп
TJ

Зажигаем: как выглядит, управляется и сколько стоит фестиваль «Горящий человек»

Автор: Иван Талачев

В субботу 5 сентября в пустыне Блэк Рок в штате Невада ярким пламенем горело 18-метровое чучело человека. То, что издалека выглядело как языческий обряд, на самом деле — кульминация ежегодного фестиваля «Горящий Человек». Каждый год в одну и ту же неделю перед американским праздником Дня труда десятки тысяч людей собираются в жаркой и пыльной пустыне, чтобы поездить на машинах-мутантах, послушать электронную музыку и познакомиться с современным искусством в самом его необычном и передовом виде.

Помимо туристов и художников, в пустыню выбираются и знаменитости. Среди гостей в этом году были, например, Кэти Перри, Джаред Лето и даже 68-летняя актриса Сьюзен Сарандон, чей почтенный возраст не помешал развеять на фестивале прах исследователя ЛСД Тимоти Лири.

Обозреватель Иван Талачёв выяснил чем манит «Горящий человек» людей всех возрастов со всей планеты и что находится за его кулисами.

Промо-кадр из документального фильма «Spark: A Burning Man Story»

Первые искры

На конец восьмидесятых в Америке пришёлся расцвет необычных спонтанных фестивалей искусства. В 1986 году несколько друзей решили отпраздновать День летнего солнцестояния и сожгли на Бэйкер-Бич в Сан-Франциско трёхметровую статую человека из дерева. Среди участников этого «акта радикального самовыражения» стоит отметить двух людей — Ларри Харви и Джерри Джеймса, которые позже станут основателями фестиваля «Горящий человек».

Харви и Джеймс продолжали ежегодно жечь свои деревянные изваяния, пока другая группа деятелей неформального искусства, Кевин Эванс и Джон Лоу, планировали свою культурную сходку на дне высохшего озера в Неваде под названием «Zone Trip #4». Как-то раз Харви и Джеймса во время очередного ритуального сожжения задержала полиция, и фигуру пришлось демонтировать. Вернувшись домой, Харви из информационной рассылки узнал, что один из членов его арт-группировки «Общество Какофонии» планирует фестиваль в пустыне. Фигуру восстановили и сожгли уже в рамках «Zone Trip #4».

Архивное видео первых сожжений Горящего Человека на Бэйкер-Бич

Долгое время фестиваль никак не рекламировался, а единственным источников новых посетителей было сарафанное радио. Но оно справлялось со своими задачами отлично: количество посетителей с 1990-го по 1995-й ежегодно удваивалось. У фестиваля не было и чёткого свода правил. Запрещалось оружие, а также «вмешиваться в чей-либо непосредственный опыт». В такой странной форме (и, что немаловажно, без официального названия и платы за вход) фестиваль продолжался до 1995 года. Он обходится без рекламы и по сей день.

В 1995 году на место проведения фестиваля прибыл Доктор Дре в поисках натуры для съёмок клипа на песню «California Love». Известный своим отличным предпринимательским чутьём, Дре предложил возмещать стоимость организации фестиваля в обмен на введение платы за вход. Даже несмотря на то, что пресс-служба «Горящего человека» в 2011 году не подтвердила и не опровергла информацию о вкладе Дре в бизнес-модель мероприятия, факт остаётся фактом — с 1995 года вход на территорию свободного искусства стал стоить денег. В течение нескольких лет цена оставалась на отметке в 35 долларов, но с ростом и развитием фестиваля росла и цена — вход в 2015 году обошёлся участникам в 390 долларов.

Фото из официального блога фестиваля

На сильном огне

Популярное в интернете выражение «своя атмосфера» не передаёт и десятой части того, что происходит на фестивале. На фестиваль принимаются все, кто может позволить себе билет, только с собой нужно иметь вещи, перечисленные в ежегодно обновляемом руководстве по выживанию. В основном, это разнообразное походное снаряжение и пылевые маски или очки. На фестивале не разрешается пользоваться деньгами, но поощряется бартер или безусловное дарение. Несколько принципов-заповедей посвящены свободе самовыражения — организаторы поощряют любой здоровый вид искусства, от мини-инсталляций с общественным вагиноимитатором на цепи до огромных неоновых скульптур.

Храм Обещаний. Фото: @JoeWMcDonagh

Прежде всего, «Горящий человек» — праздник искусств. По периметру городка вьётся освещенная «Артерия», вдоль которой и устанавливаются многочисленные скульптуры и инсталляции. Уже к открытию, «Артерия» заставлена огромными буквами, механическими огнедышащими медузами и другими невероятными вещами. Организаторы часто выдают гранты художникам на производство разнообразных объектов искусства. Среди критериев отбора предложений, а их каждый год приходит не меньше сотни, выделяется соответствие теме фестиваля. Пускай «Горящий человек» проводится на одном и том же месте, это каждый год немного другой фестиваль.

Фото: Rolling Stone

Особое место во внутреннем порядке праздника занимают Храмы. Ежегодно, вместе с темой фестиваля меняется и их суть. В 2015 году Храм назывался «Храмом обещаний». Комплекс деревянных арок всю неделю принимал от посетителей записки умершим родственникам и близким, после чего, как и практически всё на фестивале, был церемониально сожжён.

Особую роль на фестивале играет музыка. Бардовские песни у костра тут не в почёте, в основном играет разнообразная электроника. В разное время на фестиваль приезжали Карл Кокс, Армин Ван Бюрен, Пол Окенфолд а также Bassnectar, Diplo и Skrillex. В отношении музыки у фестиваля есть несколько правил и ограничений (в основном, на уровень громкости, а также расположение колонок, которые должны быть повёрнуты прочь от центра территории), но в последние годы техно и дабстеп играют на фестивале не только в особых, специально выделенных для этого районах городка с названиями вроде «Гетто техно», но и из так называемых арт-машин, мобильных платформ с мощными аудиосистемами и диджеями внутри, которые перемещаются в течение праздника по всей территории.

Трейлер документального фильма «Spark: A Burning Man Story», лучший способ понять что именно происходит в начале сентября в Неваде

Главным правилом фестиваля принято считать принцип «Leave No Trace» («Не оставлять следов»). В идеале, после окончания праздника равнина Блэк-Рок должна выглядеть так же, как и до его начала. Во время фестиваля добровольцы убирают мусор, нечистоты вывозятся специальными машинами, а после его завершения специальный отряд из Департамента общественных работ еще несколько дней занимается ликвидацией последствий «Горящего человека»: убирают кострища, следы течей бензина от машин и приводят равнину в первоначальный вид.

Территория фестиваля с высоты птичьего полёта

Горящая бухгалтерия

Чтобы принять и расположить 60 тысяч туристов со всего мира, устроители фестиваля каждый год строят Блэк Рок Сити — огромный город в форме буквы «C». Состоит он как из трейлеров и палаток, так и из тематических парков, арт-инсталляций, секций торговли и административных зданий. Строители и организаторы живут в этом временном городке по несколько недель — до и после самого фестиваля. Благодаря принципам «Горящего человека» и заботе команды организаторов об окружающей среде, город ежегодно строится с нуля и затем разбирается до основания.

Специально для того, чтобы работать с самой, наверное, скучной стороной фестиваля — финансовой, создана организация Black Rock City, LLC. Она занимается получением денег от посетителей, которых ежегодно набирается 50-60 тысяч. Также, источником доходов является торговля на территории мероприятия (принципы фестиваля при этом не работают, деньги запрещены к обороту лишь среди участников) и спонсорство (крупнейшие спонсоры «Горящего человека» — Nike и оператор связи Verizon).

На официальном сайте фестиваля можно найти и любопытную смету расходов, связанных с организацией праздника. Только аренда земли и право на проведение мероприятия обходится организаторам в 4,5 миллиона долларов. Больше миллиона уходит на технику и оборудование, миллион с лишним — на уплату налогов и пошлин, а также печать билетов (почти полмиллиона долларов), организацию медпомощи (чуть больше 400 тысяч) и, конечно же, содержание портативных биотуалетов (970 тысяч долларов). Главный ритуал — сожжение деревянной статуи вместе с производством и монтажом «Горящего человека» обходится устроителям в 400 тысяч долларов.

Фото: au.yahoo.com

В разное время на фестивале неоднократно появлялись Марк Цукерберг, Ларри Пэйдж, Сергей Брин и шеф Amazon Джефф Безос. Конечно, технологических миллиардеров сложно представить в палатке: для Цукерберга был выделен специальный огороженный жилой блок. В 2013 году Марк прилетел на собственном вертолёте и весь день раздавал участникам фестиваля сэндвичи с сыром. По слухам, некоторые из предпринимателей, включая основателя Tesla Motors Элона Маска, не только присутствовали на территории Блэк Рок Сити, но получили некие особые туры по изнанке фестиваля и остались под большим впечатлением. Однако подтверждений фактам того, что IT-гиганты так или иначе спонсируют мероприятие найти не удалось.

Наиболее удивлённым из всех посетивших «Горящего человека» IT-знаменитостей оказался Сергей Брин. Помимо того, что именно этому фестивалю Google обязан своим первым «дудлом» — игривым переосмыслением логотипа фирмы на главной странице, Брин неоднократно заявлял, что стремится к обществу свободных технических художников и за основу этого социального строя он хотел бы взять именно «Горящего человека». Неудивительно, что слухи о том, что он и Элон Маск финансируют строительство города в пустыне в стиле фестиваля практически не вызывают ни у кого сомнений.

Несмотря на то, что «Горящий человек» уже давно заручился поддержкой всех возможных государственных структур, исправно платит налоги и взаимодействует с законодательными структурами, ФБР продолжает из года в год наблюдать за праздником. Из отчётов агентов стало понятно, что особой опасности для США Горящий человек не представляет, кроме неоднократно (да что уж там, судя по некоторым фото и видео, многократно) зафиксированных случаев употребления наркотиков.

Планы на лето

Так как американская виза дело хлопотное, а курс доллара каждый день смотрится людьми с опаской, имеет смысл посмотреть альтернативы фестивалю в Неваде в других уголках планеты. Например, в южной Африке ежегодно проводится AfricaBurn — практически идентичный праздник свободного искусства. Проходит он в национальном парке Танква Кару и тоже включает в себя огромные статуи, электронную музыку и безумные костюмы.

Германия каждый год проводит фестиваль Fusion. На территории заброшенной военной базы люди в течение недели организуют театральные представления, смотрят арт-хаусное кино и отсоединяются от рутины повседневной жизни. Для тех, кто хочет посмотреть как, возможно, выглядел «Горящий человек» двадцать с лишним лет назад, в Испании проходит Nowhere. Фанатам электронной музыки подойдет Sziget, который проходит каждый год в Венгрии и собирает всех восходящих и взошедших звёзд электронной сцены. Англия может предложить фестиваль кельтских традиций, масок, грима, яркого огня и наготы Beltane Fire Festival в Эдинбурге или загадочный языческий праздник Burning the Clock в Брайтоне.

Фотография с Beltane Fire Festival

Но ни один из этих фестивалей не имеет такого сильного культурного заряда как «Горящий человек». Ни один из них не упоминался столько раз в книгах и сериалах от романов Кори Доктороу до «Южного Парка», ни на один из них не прилетают миллиардеры, актёры и певцы и не отдыхают в компании хиппи, свободных художников и раздолбаев посреди места, наименее всех на планете предназначенных для жизни. Именно в этом, по словам организаторов праздника, и есть его суть.

Этим летом поехал только головой,
Иван Талачёв,
Специально для TJ

#Статья #Марк_Цукерберг #Ларри_Пейдж #фестивали #Элон_Маск #Сергей_Брин #Dr_Dre #Burning_Man #Горящий_человек