Офтоп
Вадим Елистратов

«Возможно, Volkswagen не умрёт»: к чему может привести скандал с занижением данных о выбросе вредных веществ у миллионов автомобилей концерна

В мае независимая некоммерческая организация Международный совет по чистому транспорту (International Council on Clean Transport или ICCT) уведомила Агентство по охране окружающей среды США (United States Environmental Protection Agency — EPA) о том, что компания Volkswagen годами намеренно занижала показатели выбросов вредных веществ у своих автомобилей. В середине сентября EPA после дополнительных проверок предала эту информацию широкой огласке. Концерн оказался в центре одного из крупнейших за последние годы скандалов в автомобильной индустрии.

Обновление на 18:21: гендиректор Volkswagen Мартин Винтеркорн объявил о своём уходе с поста главы компании после скандала с фальсификацией тестов на выбросы 11 миллионов машин.

Фото: Wired

Как нарушение было обнаружено

Мошенничество, которым занимались в Volkswagen, было найдено по случайности. Члены некоммерческой организации ICCT решили провести собственные тесты нового поколения дизельных двигателей TDI немецкого автоконцерна, чтобы доказать, что они намного меньше вредят окружающей среде, чем бензиновые.

Однако результаты проверки оказались противоположными ожидаемым. Во время тестов на европейских дорогах выяснилось, что автомобили на базе двигателей TDI выделяют больше оксида азота, чем утверждали в Volkswagen. В ICCT предположили, что машины производителя для американского рынка покажут себя лучше, однако их надежды не оправдались.

Тесты проводились в два этапа — на специальной установке в закрытом помещении и на реальных дорогах. В первом случае уровень выброса был нормальным, а во втором — превышал допустимые пределы в десятки раз. Для «полевой» проверки ICCT проехали на Jetta TDI, Passat TDI и BMW X5 xDrive 35d из Сан-Диего в Сиэтл. Во время поездки Jetta превышала предельно допустимые нормы выбросов от 15 до 35 раз, Passat — от 5 до 20 раз, и только BMW не выходила за принятые в США рамки.

В мае 2015 года EPA совместно с CARB (Калифорнийский совет по защите воздушных ресурсов) отправили в Volkswagen непубличный запрос, связанный с повышенным выбросом вредных веществ. Немецкий автоконцерн провёл собственные тесты по модели ICCT и заявил, что обнаружил «несоответствие», после чего отозвал порядка 500 тысяч автомобилей для «обновления программного обеспечения».

Перед тем, как сертифицировать модели автомобилей 2016 года с двигателями TDI, EPA потребовала от Volkswagen доказательств того, что проблему выброса на реальных дорогах удалось решить. После этого автоконцерн признал, что устанавливал на свои автомобили устройство, которое автоматически снижало выделение вредных веществ на тестовых установках. В сентябре EPA предала эту информацию широкой огласке.

Почему Volkswagen уличили только сейчас

Из-за ограниченного бюджета организация EPA проверяет только 15% новых автомобилей, поступающих в продажу, и все свои тесты проводит в помещениях, а не на реальных дорогах. Поэтому большая часть производителей занимается «самосертификацией».

Как предполагают СМИ, модуль, установленный в Volkswagen, определял, что машина находится на тестовом стенде, по отсутствию вращения задних колёс, и перенастраивал работу двигателя.

Volkswagen Passat TDI

Что будет с автомобилями, нарушающими требования

22 сентября в Volkswagen признали, что обнаруженная проблема может касаться 11 миллионов дизельных автомобилей по всему миру: в их число входят все машины Audi (A3 TDI) и Volkswagen (Jetta TDI, Passat TDI, Golf TDI, Jetta Sportwagen TDI и Beetle TDI) с двухлитровым двигателем TDI, выпущенные с 2009 по 2015 год. При этом у автомобилей с TDI объёмом три литра проблем не наблюдается.

В Volkswagen ещё не определились, каким образом разбираться с миллионами автомобилей, нарушающих стандарты, однако у компании есть два варианта: перепрограммировать двигатели, снизив их показатели в худшую сторону, и установить на каждую машину систему очистки воздуха. Обе опции обойдутся автоконцерну дорого и вряд ли придутся по душе обманутым покупателям.

При этом владельцы автомобилей с TDI 2.0 вынуждены либо перестать пользоваться ими, либо продолжать загрязнять воздух. Такие машины, согласно распоряжению Volkswagen, теперь нельзя купить ни новыми, ни подержанными. В США их запрещено даже продать «с рук»: новому владельцу откажут в регистрации.

Какими могут быть последствия для Volkswagen и всей Европы

С 21 по 23 сентября акции Volkswagen обвалились на 38%. Поскольку проблема с двигателями TDI была не ошибкой, а намеренным введением в заблуждение EPA, правительства США и миллионов покупателей, в ближайшие годы немецкую компанию ждёт череда судебных исков и разбирательств.

Департамент юстиции США уже начал своё расследование случившегося. Кроме того, помимо штрафов Volkswagen скорее всего придётся вернуть около 51 миллиона налоговых льгот, которые получали её якобы «дружелюбные для экологии» автомобили. В компании уже заявили о готовности потратить 7,3 миллиарда долларов на разрешение проблемы.

Как отмечает ведущий экономист Центра автомобильных исследований Шон Макалинден (Sean McAlinden), скандал вряд ли похоронит бизнес Volkswagen, потому что из-за её обмана никто не умер. Аналитик убеждён, что история относительно быстро забудется, как перестали обсуждаться похожие инциденты в Toyota (неисправность педали газа) и General Motors (пожароопасность).

По словам Макалиндена, китайский бизнес Volkswagen останется сильным, так как дизельные двигатели не были популярны в этой стране, а потери автоконцерна составят намного меньше максимальных 18 миллиардов.

Однако профессор Майкл Чинкота (Michael Czinkota) из школы международного бизнеса в Джорджтауне не согласен с выводами Макалиндена. По его мнению, готовность Volkswagen сразу же потратить 7,3 миллиарда говорит о том, что компания предвидит куда большие траты.

По словам Мэтта Делоренцо (Matt DeLorenzo) из фирмы Kelley Blue Book, занимающейся оценкой стоимости автомобилей, немецкая компания в последние годы строила свой бизнес на образе производителя «чистых», мощных и доступных автомобилей, что оказалось ложью. Аналитик считает, что репутационные потери для VW будут огромными: в том числе и из-за 11 миллионов водителей, оказавшихся в непростой ситуации.

Делоренцо отмечает, что крупнейшие автопроизводители в последние годы занимались решением одной проблемы — созданием автомобилей, которые бы удовлетворяли всё более жёстким экологическим стандартам, но в то же время оставались экономичными, мощными и достаточно дешёвыми.

По мнению аналитика, вместо того, чтобы заниматься созданием новых технологий, в Volkswagen думали о том, как обмануть EPA, и теперь миллиарды долларов компании пойдут не на новые разработки, а на разбирательства с клиентами. Если акции автоконцерна продолжат падать, он, вероятно, уже не сможет найти ресурсов для того, чтобы сократить отставание от конкурентов.

Чем больше денег они выплачивают по штрафам, тем меньше инвестируют в новые продукты. На агрессивном автомобильном рынке это всё равно что подписать себе смертный приговор.

Мэтт Делоренцо, сотрудник Kelley Blue Book

Аналитик Майкл Чинкота подчеркнул, что возможное падение Volkswagen приведёт не только к увольнению сотен тысяч людей, но и к спаду всей немецкой, а вместе с ней и европейской экономики. Германия не сможет больше других стран тратить средства на приём беженцев из арабских стран.

Откуда возьмутся бюджетные средства, если одна из крупнейших компаний Германии рухнет? В Европе все элементы тесно связаны друг с другом.

Майкл Чинкота, профессор

#Разбор_полётов #скандал_с_Volkswagen #Volkswagen_занижала_данные_о_выбросах #что_случится_с_Volkswagen #TDI #дизельные_двигатели