Офтоп
Ольга Жигулина

«Пинап интереснее, чем просто обнажённая девушка»

Автор «Олимпийского календаря» прославился на Западе, превращая героинь массовой культуры в пинап-моделей

Российские, а следом и западные СМИ обратили внимание на работы художника Андрея Тарусова в 2013 году, когда он разместил на Boomstarter свой проект по сбору денег на «олимпийский» календарь. Пользователи платформы оценили сюжеты в игривом жанре пинап: вместо запланированных 120 тысяч рублей, автор собрал более 1,4 миллиона.

В следующие два года имя Тарусова ещё не раз мелькало в СМИ и блогах. Через год после Олимпиады он выпустил «крымский» календарь, а на его серии картинок с диснеевскими принцессами, диснеевскими злодейками и героинями «Игры престолов» обращали внимание такие онлайн-гиганты, как Daily Mail или CNET.

TJ расспросил художника о его планах, о краудфандинге и о приверженности пинапу.

Твой самый первый календарь был про конец света, верно?

Да, это был первый календарь, после него это всё и началось. Возникла эта тема в 2011 году, когда многие бредили темой конца света в 2012. А я как раз в это же время увлёкся пинапом, и вот это у меня сошлось в голове. А так как пинап раньше выпускался в формате календарей, то я решил тоже сделать серию рисунков в виде календаря.

Я даже не думал его печатать, но он внезапно стал очень популярен в интернете, и мне начали писать разные люди. А одна компания предложила напечатать его и распространить, на что я с радостью согласился.

Ясно, а как началась краудфандинговая история? «Олимпийский календарь», а следом и твоя помощь другим краудфандерам — например, я видела, ты помогал Гузель Санжаповой, это собственная инициатива?

Про Boomstarter я узнал после своего первого календаря, мне прямо позвонили оттуда и предложили запуститься. Но у меня в тот момент был диплом, и мне было совсем не до этого.

А вот уже когда я стал думать про третий календарь, это как раз «олимпийский», вспомнил про краудфандинг и решил попробовать. Особого успеха я не ожидал, просто решил попробовать и заявил сумму в 120 тысяч рублей, столько было нужно для печати. Первые две недели я вообще ничего не собирал, а потом вдруг попёрло.

Опять же, сыграл важную роль интернет и вирусная идея, которая всем понравилась. Никаких посторонних способов раскрутки я тогда не знал и не имел.

Что до помощи Гузель — она нам очень помогла с распространением «крымского» календаря. Нужно было место, откуда его люди могли бы забирать в Москве, и она пустила нас в свой офис. Из этого завязалась дружба, и мы с женой — а всеми проектами мы с ней занимаемся вместе — придумали, что тоже поможем Гузель с проектом. Так что это наша совместная идея. Да и другие проекты, которым я помогал, мне всегда искренне нравились.

И всё же почему именно пинап?

Потому что мне нравятся красивые девушки и эстетика 50-х годов, и то, как это идеально сочетается. Потому что в нём всегда есть определенный стиль и мини-сюжет, а это всегда интереснее, чем просто обнажённая девушка. Всегда интересней, когда девушка обнажается случайно, в этом изюминка. Я думаю, что и людей он притягивает потому же.

А ещё в нем большой коммерческий потенциал, потому что с давних пор пинап был неотъемлемой частью рекламы.

Как относишься к успеху своих серий на западных сайтах — и особенно к неизбежному в таких случаях воровству картинок?

К этому я отношусь очень положительно. Я теперь уже специально стараюсь придумать максимально вирусную тему для серии картинок, чтобы они появились на как можно большем количестве ресурсов. Это как будто вызов самому себе каждый раз, придумать что-то такое. Пока получается хорошо, потому что каждый раз серии рисунков набирают всё большую и большую популярность.

К воровству я отношусь спокойно, понимаю, что без этого никак. Нормальные журналисты всегда указывают ссылки на меня, кто чуть похуже — просто пишут имя, некоторые ничего не пишут, а некоторые даже отрезают или замазывают подпись на картинке. Вот это правда меня злит, потому что я воспринимаю подпись не как рекламу, а как подсказку, что искать в гугле, если человеку понравилась картинка и он хочет найти похожие. Сам так делаю всегда, а зачем лишать людей информации — мне непонятно.

А как ты выбираешь темы? Как появились, например, героини «Игры престолов »?

Как я уже сказал, стараюсь придумывать вирусные темы. Это в принципе началось, наверное, не с календарей, а с «Игры престолов». Мы просто смотрели с женой сериал, а в сообществе на Фейсбуке я пообещал делать картинки каждый день. И вот в какой-то момент я нарисовал Серсею и спросил людей, продолжить ли мне? Все поддержали, и я стал рисовать.

Есть у тебя модели, как у пинап-художников прошлого?

Иногда использую фото ретро-моделей, иногда жена помогает, если что-то не выходит долго, иногда «из головы» рисую. Всегда по-разному.

Не думал про выпуск артбука? Я знаю, например, что Отто Шмидт собирал деньги на собственное издание на Kickstarter и очень удачно закрыл кампанию.

Да, я тоже собираюсь идти на Kickstarter в этом году, но там будет проект специально для Америки, всё-таки их там больше всего. Основной идеей будет календарь, но я думаю об артбуке как о сверх-цели. Ещё я активно использую платформу Patreon, где люди спонсируют художника за какие-то эксклюзивные вознаграждения. Это что-то вроде долгоиграющего краудфандинга, туда всё больше и больше художников переходит.

Ты рисуешь свой пинап для души или это реально помогает зарабатывать на жизнь?

Для души редко, это мой основной заработок сейчас. Получается неплохо.

По твоим страницам в соцсетях не очень понятно, где ты всё же сейчас живёшь, в России или в США?

Живу сейчас с женой в Лос-Анджелесе, переехал совсем недавно.

Ну и пару слов скажи про новую серию. Я так поняла, она приурочена к Хэллоуину?

Ага, узнал тут, что в Америке Хэллоуин — это как второе Рождество, очень популярный праздник, к нему готовятся за два месяца. Поэтому сейчас делаю серию рисунков к Хэллоуину с известными роковыми киногероинями из фильмов ужасов: Мортиция Адамс, Невеста Франкенштейна, Вампира, Эльвира и прочие.

#Интервью #краудфандинг #Disney #художники #Андрей_Тарусов