Офтоп
Вадим Елистратов

Мнение: Отмена политики «одна семья — один ребёнок» в Китае почти ничего не изменит

29 октября Центральный комитет коммунистической партии Китая отказался от политики «одна семья — один ребёнок». По мнению профессора социальной политики Оксфордского университета Стюарта Гител-Бэйстена (Stuart Gietel-Basten), мировые СМИ переоценили важность решения китайского правительства, и оно не приведёт к существенным изменениям в стране.

Как отмечает Гител-Бэйстен, многие люди думают, что решение дать возможность китайцам заводить двух детей стало «резким поворотом» для местного правительства, однако в действительности оно является лишь частью ряда реформ, постепенно вводимых в стране ещё с 1984 года.

По мнению профессора, Центральный комитет компартии поступил «очень прагматично», отказавшись от «непопулярной политики, которая больше не имела никакого смысла». Как и введение правила «одна семья — один ребёнок» в 1978 году, его отмена окажет не слишком большое влияние на демографическую ситуацию в стране.

Большинство СМИ 29 октября сообщали, что шаг по отмене политики был необходим Китаю, чтобы решить проблему старения населения и сокращения количества рабочей силы за счёт увеличения рождаемости. Однако, согласно линии партии, ограничение было нужно, чтобы «предотвратить рождение миллионов детей в нищете», и после заметного роста ВВП на душу населения в нём просто пропала надобность.

Многие учёные оспаривают эту точку зрения, отмечая, что уровень рождаемости к концу семидесятых сильно упал сам по себе, тогда как рост числа населения парадоксально оставался достаточно высоким.

Одной из причин отмены правила «одна семья — один ребёнок», по мнению Гител-Бэйстена, стала и дурная репутация, которую ему создали местные чиновники. Введение политики привело к росту числа взяток, а сборы за её нарушение часто использовались для того, чтобы «закрыть дыры в бюджете». Поэтому решение компартии является ещё и частью антикоррупционной политики председателя КНР.

За последние годы правительство Китая несколько раз делало послабления, разрешая некоторым семьям заводить двух детей, однако они не имели почти никакого эффекта. Люди, которые получали возможность завести второго ребёнка, предпочитали ограничиться одним.

Уровень фертильности в Китае

Однако, если не говорить об общей статистике по стране, отмечает профессор, изменения окажутся достаточно сильными: порядка сотен тысяч людей смогут воплотить в жизнь свою мечту завести второго ребёнка.

В краткосрочной перспективе будет заметен небольшой бум рождаемости, однако он мог бы и произойти и по другим причинам. Из-за постепенного увеличения среднего возраста материнства в стране в последнее время наблюдался так называемый «эффект темпа», выраженный в заниженном уровне рождаемости, который со временем вновь должен был начать расти.

Как отмечает Гител-Бэйстен, правительство Китая увеличило ограничение до двух детей, потому что не могло отказаться от политики полностью по чисто имиджевым причинам: это бы означало, что принятое годами правило было «ошибкой». Кроме того, контролем за численностью населения в стране занимается около шести миллионов человек, и при полной отмене решения они бы могли остаться без работы.

По мнению профессора, роль политики «одна семья — один ребёнок» для уровня рождаемости была переоценена, однако она привела к появлению неравномерности в соотношении полов в стране: в 2005 году в Китае было на 32 миллиона больше мужчин в возрасте до 20 лет, чем женщин.

Гител-Бэйстен считает, что реальные последствия отмены правила будет возможно оценить только через 10-20 лет. Профессор также надеется, что правительство страны рано или поздно поймёт, что «вдохновлять» жителей страны на то, чтобы заводить поменьше детей, намного проще и зачастую эффективнее, чем жёстко их ограничивать.

#Статья #Китай #одна_семья_один_ребёнок #демографическая_политика_Китая