Офтоп
TJ

Пластик по цене серебра: как и почему в России «пиратят» фигурки самого известного варгейма в мире

Автор: Геннадий Грязнов

Когда перед тобой сидит мужчина едва за двадцать и рассказывает, что он один из самых крупных пиратов настольного варгейма Warhammer 40K в России, становится немного смешно. Ещё смешнее — когда он просит называть себя Уолтером, отсылая к главному герою сериала «Во все тяжкие» (Breaking Bad).

Потом выясняется, что собеседник не шутит и что «Во все тяжкие» и Warhammer 40K странным образом переплелись в этой истории, а пиратство варгеймов — действительно прибыльный бизнес.

Вселенная Warhammer 40K выглядит как-то так

«Ваха»

Вселенная Warhammer 40K (или в народе — «ваха»), придуманная английской компанией Games Workshop, возможно, не так известна, как другие вымышленные миры, будь то «Звёздные войны» или, скажем, Арда — мир «Властелина колец». Однако, смесь сурового готического фэнтези и мрачной космооперы сделала Warhammer 40K кроссмедийным явлением: сейчас это порядка десятка видеоигр, сотни литературных произведений и комиксов, один фильм (компьютерная анимация) и огромные объёмы фанатского творчества. Но прежде всего, Warhammer — это варгейм. Пожалуй, один из самых известных в мире.

Варгейм — это сложная разновидность стратегической настольной игры. Детально проработанные правила в ней описывают каждый аспект сражения: от регламента ведения войны до влияния характеристик бойцов, баллистики и ландшафта на исход битвы. Сбор и подготовка миниатюрных армий тоже непростое и, что важнее, дорогое занятие, но это является едва ли не самой значимой частью этого увлечения.

Специализация Games Workshop вот уже более 30 лет — выпуск этих самых миниатюр для своих варгеймов. Пластиковые фигурки воинов размером 28 мм всегда стоили внушительных денег, но всё же собрали вокруг себя огромную армию преданных фанатов. Достаточно сказать, что крупнейший европейский турнир по Warhammer каждый год привлекает несколько сотен активных участников.

Европейский турнир по Warhammer 40K

В России тоже играют в варгеймы. Правда, может быть, не так активно, как в Европе или Америке. Проблема в том, что коллекционирование миниатюр Games Workshop — это дорогое хобби: фигурки изготавливают только в Англии, их стоимость рассчитывается в фунтах стерлингов, а его курс к рублю за два года увеличился практически вдвое. Производитель тоже не забывает постоянно повышать цены.

Это привело к тому, что новым игрокам требуются внушительные суммы, чтобы просто начать играть. Речь может идти о 30-40 тысячах рублей за базовую армию. Кроме того, Games Workshop не даёт расслабляться уже обеспеченным фигурками игрокам. Постоянные корректировки правил искусственно стимулируют спрос и заставляют покупать новые и новые модели даже тех, кто ещё недавно имел, казалось, безупречную коллекцию.

Вся эта хобби-индустрия на стыке коллекционирования и игры не позволяет так просто от неё отказаться одновременно из-за своей привлекательности и дороговизны. Адепту настольного Warhammer, потратившему целое состояние на сбор армии и оказавшемуся среди других игроков, практически невозможно бросить своё увлечение. С одной стороны его держит вес вложенных в коллекцию денег, с другой — сообщество единомышленников и жажда будущих побед, до которых рукой подать, если докупить ещё несколько отрядов.

На фанатичном коллекционировании и духе соперничества империя Games Workshop, по сути, и держится, ежегодно показывая вполне достойные финансовые результаты. В 20 странах мира открыто 418 брендовых магазинов, а всего официальными продажами миниатюр занимаются 3 700 розничных торговцев в 52 странах. В публичном отчёте за 2014-2015 годы сообщается, что выручка компании составила 119 миллионов фунтов стерлингов, а прибыль — 16 миллионов.

Во все тяжкие

Свою коллекцию миниатюр Warhammer Уолтер (собеседник попросил так себя называть) потерял в 2012 году, когда вышли новые правила варгейма. Они попросту обесценили его усилия и вложения — больше 100 тысяч рублей. По той же причине большая часть местного сообщества перестала играть, и Уолтер тоже решил завязать с хобби — продал коллекцию на барахолке и подался в пиратство.

Я продавал неактуальные миниатюры и заметил привлекательность вторичного рынка. Желающих сэкономить на дорогом увлечении оказалось много. Отчасти недостаток дешёвых миниатюр и запасных частей к ним подвигнул меня заниматься пиратством. Грубо говоря, в правилах написано, что в отряде, который ты приобрёл, должно быть больше оружия, чем лежит в коробке. То есть, ты должен совершить ещё одну покупку, на этот раз практически бесполезную, только ради нескольких деталей. Я увидел эту проблему и запустил в России производство запчастей для миниатюр Warhammer.

Уолтер

Уолтер по образованию инженер. За четыре месяца он изучил основы литья, спроектировал камеры давления для обработки материалов, нашёл контакты людей, кто помог бы распространить первую партию миниатюр в крупных игровых клубах, снял помещение и запустил производство. Большая часть от 80 тысяч рублей, вырученных с продажи своей коллекции, ушла на закупку оригинальных моделей Warhammer. С них снимались копии и запускались в тираж.

На тот момент ниша продажи запчастей была никем не занята. Другие пираты торговали либо полными копиями наборов, либо редкими коллекционными моделями. Немногие до Уолтера догадались разбивать наборы на составные части и продавать их массово по отдельности. Сама Games Workshop только недавно начала предлагать что-то подобное.

Пластик по цене серебра

Очень часто на околоигровых форумах можно встретить жалобы на грабительскую ценовую политику Games Workshop. Пластиковая фигурка, которая стоит около тысячи рублей и продаётся только в комплекте из трёх-пяти штук — это слишком дорого. В последние годы это вывело настольный Warhammer в разряд удовольствий для состоятельных людей. Тем же, кто не обладает солидными средствами, но хочет продолжать играть, в качестве альтернативы приходится уходить в подполье и покупать пиратские копии миниатюр.

Совладелец интернет-магазина настольных игр Cardplace.ru Евгений Сенкевич считает, что поведение Games Workshop медленно сокращает количество игроков как минимум в России. Нежелание привести цены в соответствие с местной экономикой ведёт к тому, что спрос на официальную продукцию постоянно падает. А отсутствие официального представительства компании и, как следствие, невысокого интереса к локализации и продвижению на местном рынке, затрудняет появление новых игроков в Warhammer.

В конце лета мы наблюдали падение спроса на продукцию Games Workshop примерно на 30%. Причём официальный дистрибьютор их варгеймов в России, компания Hobby World, практически год сдерживала рост цен, несмотря на стремительное изменение курса валюты и очередную корректировку стоимости от производителя. Но теперь дистрибьютор повысил цены, и покупателей стало меньше.

Евгений Сенкевич, совладелец интернет-магазина настольных игр

30% покупателей, которых не досчитался Сенкевич, вряд ли навсегда ушли из хобби. Скорее, многие из них теперь отовариваются на пиратском рынке. И если предположить, что в этом году он только вырос, то эта гипотеза будет не сильно далека от истины. Даже с учётом того, что в Games Workshop знают о проблеме и, насколько это возможно, борются с ней.

Производственные линии Games Workshop

Пиратов миниатюр Warhammer в России действительно много. На специализированных форумах не трудно встретить упоминания десятков студий или людей, которые изготавливают и продают точные копий оригинальных моделей. До недавнего времени конкуренцию им составляли китайцы, но многие из них выставляли свой ассортимент на полки AliExpress, из-за чего их было легко вычислить и закрыть. Что и сделали в Games Workshop, тем самым полностью освободив российский рынок российским же пиратам.

Самые крупные из пиратов имеют интернет-магазины. Кто-то продаёт миниатюры, маскируя ассортимент под официальную продукцию Games Workshop, другие торгуют пиратскими миниатюрами под видом окрашенных фигурок, третьи никак не афишируют собственную деятельность, и на связь с ними могут выйти только осведомлённые в вопросе люди.

Пираты 3.0

На фабрике Уолтера стоят камеры давления уже третьего поколения. Их собирали инженеры, создающие промышленное оборудование. Эти камеры безопаснее и у них гораздо выше пропускная способность.

Сам мини-завод представляет собой комнату 25 квадратных метров, арендуемую на еле-еле работающем предприятии за 300 километров от Москвы. Больше всего места занимают стеллажи с формами для литья, по цвету похожие на метамфетамин, который варил Уолтер Уайт. Видимо, для пущей наглядности на стене в комнате висит постер по мотивам «Во все тяжкие»: мистер Хайзенберг, сидящий на стуле в окружении запретных препаратов.

Заказы на миниатюры приходят Уолтеру на почту. Каждому лоту его магазина присвоен артикул, чтобы упростить поиск формы для отливки. Этот артикул вбивается в лист производства — документ, лежащий в облачном хранилище, его открывают литейщики на предприятии и начинают работать в соответствии с указаниями. Когда работа выполнена, в другом документе появляется задание для курьера, который приходит за миниатюрами и несёт их на почту.

За два года Уолтер оптимизировал работу таким образом, чтобы вообще не участвовать в производственной цепочке. Он может не появляться на предприятии, а его работникам вовсе не обязательно знать, чем они там занимаются и для каких нужд.

Борьба с контрафактом

Разумеется, Games Workshop борется с пиратами в России. Правда, сложно оценить, насколько эта борьба эффективна, потому что компетентные в вопросе стороны комментировать ситуацию не спешат. Руслан Закиров, специалист по продажам на экспорт продуктов Games Workshop в России и СНГ, пояснил, что игнорирование темы пиратов — это позиция компании.

Games Workshop не делает публичных заявлений или комментариев на тему контрафактной продукции, кроме уже озвученной позиции на сайте.

Руслан Закиров, специалист по продажам на экспорт продуктов Games Workshop в России и СНГ

Политика в отношении интеллектуальной собственности, к которой отсылает Закиров, не даёт чёткого определения, что можно, а что нельзя делать с произведениями компании. Понятно, что под охраной находятся все производные вселенных: внешний вид миниатюр, названия рас и отрядов, логотипы, тексты, иллюстрации и тому подобное. Однако подчёркивается — в Games Workshop понимают, что фанаты создают собственные произведения по мотивам, и до тех пор, пока эти труды носят некоммерческий характер, компания не имеет претензий к их создателям.

Конкретно о пиратской продукции в заявлении сказано мало. В частности, что изготовление и продажа копий игр Games Workshop — это нарушение авторских прав, и что если клиент компании приобрёл поддельный товар, он должен сообщить об этом по почте и, после разбирательства, может рассчитывать на возврат потраченных денег.

Инструменты борьбы с контрафактом на сайте Games Workshop не раскрываются, но как минимум с одним из российских пиратов компания связалась по электронной почте. В письме предупредили, что если в течение 48 часов продажа контрафактной продукции не прекратится, к торговцу могут быть применены санкции. Такие, как обращение к хостинг-провайдеру c требованием отключить сайт; обращение в компании PayPal, Visa и Master Card с требованием заблокировать счета абонента; судебное разбирательство по гражданскому или уголовному иску.

Прецеденты судебного преследования людей, пиратящих продукты Games Workshop в России, найти не удалось. Получить ответа на этот счёт от официального дистрибьютора варгейма, компании Hobby World тоже не получилось; в издательстве настольных игр не стали комментировать ни преследование пиратов, ни ущерб от их деятельности, сославшись на нехватку времени для общения с непрофильной прессой.

Тем не менее всё те же форумы вокруг Warhammer сообщают, что весной администрация «ВКонтакте» «пачками» закрывала сообщества пиратов. Один из мартовских дней пираты даже прозвали «чёрным вторником», потому что тогда многим из них был нанесён непоправимый ущерб — фактически вместе с закрытием групп у многих прекратилась деятельность. Другим пришлось уйти в ещё более глубокое подполье.

Видимо, в Games Workshop пошли по тому же пути, что и год назад в Китае, решив бороться с пиратами не в юридическом поле, а ведя дипломатический диалог с площадками, на которых размещается контрафактная продукция.

Хайзенберг

Уолтер говорит и думает по-русски; в паспорте у него русское имя, графа «гражданство» тоже заполнена соответствующе. Когда он запускал пиратскую фабрику, то понимал, что его деятельность незаконна, торговля будет вестись в интернете, и поэтому следовало выбрать себе псевдоним.

Так совпало, что я открывал магазин, когда на волне популярности был сериал Breaking Bad и я от него дико фанател. Мне нужно было придумать название для своей подпольной фирмы, и я выбрал одно из распространённых словосочетаний в этой вселенной, а в качестве псевдонима взял имя главного героя сериала — Уолтер Уайт. Тогда же мне пришла идея, что и свои фигурки я буду отливать из смолы с голубой краской. Большинство людей в России играют непокрашенными армиями, потому что красить — это долго и тоже дорого, и я понимал, что изготавливая не серые миниатюры, выделяю себя среди остальных.

Уолтер

У этого выбора — связать свою торговлю с вымышленной маркой из вселенной Breaking Bad — оказалось больше положительных сторон, чем ожидалось. Среди игроков в настольный Warhammer поклонников сериала оказалось предостаточно, и когда они становились покупателями пиратской фабрики Уолтера, то у них заведомо возникал стойкий ассоциативный ряд.

В фильме у мистера Уайта был самый качественный наркотик голубого цвета; хозяин пиратской лавки называет себя Уолтер Уайт и продаёт миниатюры голубого цвета — вероятно, и с качеством тоже должен быть полный порядок.

Само увлечение варгеймами, коллекционированием миниатюр и всем, что с этим связано, похоже на какую-то форму наркомании, если честно.

Уолтер

Фигурки, произведённые у Уолтера снискали популярность у российских поклонников варгейма Warhammer. Дошло даже до того, что копировать начали его миниатюры — встретить фигурки голубого цвета сейчас можно во многих пиратских магазинах.

Закон

Согласно британскому законодательству, нарушение авторского права может грозить неограниченным штрафом и лишением свободы до десяти лет. В России за эту деятельность предусмотрены штрафы, в том числе на сумму доказанного нанесённого ущерба, и заключение под стражу на срок до двух лет. Только вот перспективы уголовного или административного преследования, как и наказание за нарушение гражданско-правового кодекса, выглядят наименее эффективными, нежели предпринятая Games Workshop борьба с площадками пиратов.

Собранные и окрашенные миниатюры

Все производители подделок существуют в Интернете под псевдонимами, и вряд ли кто-то из них является юридическим лицом. Действующие магазины свою деятельность практически не афишируют, а на площадках, где размещены их товары, не используют ни оригинальных изображений, ни оригинальных названий продуктов Games Workshop — это практика, давно перенятая у пиратов из-за рубежа. Как могла бы производиться контрольная закупка контрафакта, тоже не очень понятно.

Насколько можно судить, пираты чувствуют себя довольно уверенно в своей нише, и их практически не преследуют. Причиной тому может быть как отсутствие реальных законных рычагов давления, так и то, что российский рынок сам по себе находится на периферии интересов Games Workshop. То есть, ущерб от деятельности пиратов в России для компании невелик, хотя контрафактная продукция и занимает значительную часть многих коллекций.

Легализация

Сколько денег приносит пиратство, Уолтер не рассказывает. Говорит только, что практически всё заработанное вкладывает в собственный проект. Он разрабатывает варгейм, и до публичного анонса игры ему остался примерно год. Есть подробное описание вселенной и рас, придуманы правила и математическая модель сражений, нарисованы концепт-арты, созданы и отлиты миниатюры персонажей, разработана модель распространения варгейма. Сейчас идёт проектирование завода и проходят интенсивные тесты игры среди профессионалов настольных игр.

Я понимаю, что занимаюсь незаконной деятельностью. Мне даже кажется, что я родился там, где делая что-то неправильное, можно добиться чего-то правильного. Но пока этот бизнес позволяет спонсировать разработку своей игры, я буду продолжать пиратить.

Уолтер

Уолтер говорит, что может масштабировать имеющееся производство под нужды своей игры, но ему хотелось бы привлечь инвестиции, чтобы построить настоящее промышленное предприятие. Поэтому он проектирует его так, чтобы фабрику можно было переориентировать на выпуск любой продукции из пластика или смолы, если надежды на варгейм себя не оправдают.

Где найти 30 миллионов рублей на запуск готового проекта, Уолтер не знает. Думает, что сперва доведёт саму игру до ума и анонсирует её на краудфандинговой платформе, а потом уже займётся поиском инвестора.

Помимо рабочих планов, есть и другие. Например, съездить в сезон зимних праздников в Англию, в Ноттингем, где располагается штаб-квартира Games Workshop. Перед её входом стоит большая статуя персонажа из вселенной Warhammer, и Уолтер хочет поставить на неё коллекционную фигурку Хайзенберга из «Во все тяжкие» и запечатлеть этот исторический момент на фото.

Геннадий Грязнов,
специально для TJ

#Статья #Во_все_тяжкие #настольные_игры #Warhammer_40K #варгеймы #пиратские_фигурки