Офтоп
Вадим Елистратов

Шпион, выйди вон

Шеф-редактор TJ о фильме «007: СПЕКТР» — легкомысленном подведении итогов новой бондианы

6 ноября в российский прокат выходит «007: СПЕКТР» — двадцать четвёртый фильм о Джеймсе Бонде, а также четвёртый (и, скорее всего, последний) с актёром Дэниелом Крэйгом в главной роли.

Несмотря на солидную трёхлетнюю паузу после предыдущего «выпуска», беспрецедентный международный актёрский состав (Кристоф Вальц, Моника Белуччи, Леа Сейду) и возвращение оскароносного режиссёра Сэма Мендеса («Красота по-американски», «Дорога перемен»), новая картина после убедительного начала быстро скатывается в откровенный абсурд.

Внимание: в тексте есть незначительные спойлеры.

Так уж сложилось, что следить за творческими трансформациями новой бондианы почти всегда было интереснее, чем за самими похождениями крэйговского Бонда.

Сначала команда продюсера Барбары Брокколи справедливо решила, что агент 007 окончательно потерял связь с реальностью, и выпустила «Казино Рояль». В этом фильме шпион отдавал должное Джейсону Борну, предпочитая жестоко избивать людей сантехникой вместо того, чтобы перебирать цветные кнопки в своём волшебном автомобиле.

Однако после сумбурного «Кванта Милосердия» стало понятно, что чем релевантнее становится бондиана, тем сильнее она сливается с массой конкурентов по жанру. Поэтому было решено в срочном порядке отступить назад в прошлое, что и произошло во втором акте «Скайфолла».

Дэниел Крейг прямо так и сказал красиво постаревшей Джуди Денч: «Давай уедем в прошлое, там у нас больше шансов».

К сожалению для тех, кто не оставлял надежд получить ещё один «Казино Рояль», «СПЕКТР» существует в этом самом прошлом целиком. В некоторых сценах он сильно похож на «Умри, но не сейчас» с Пирсом Броснаном — фильм, который в 2015 году воспринимать всерьёз уже не получается.

Начинается «СПЕКТР», впрочем, обнадёживающе. Картину открывает снятая одним планом, как в «Бёрдмэне», сцена, в которой 007 в сопровождении красивой девушки проходит через пёстро разодетую толпу во время празднования Дня мёртвых в Мехико. У главного героя на лице маска с черепом — отсылка к «Живи и дай умереть» 1973 года.

Однако эстетический восторг быстро сходит на нет, как только начинается экшен-сцена с дракой на вертолёте, в которой неудачно использованный хромакей заметит даже самый неискушённый зритель.

Ещё спустя несколько минут, с появлением на экране Бена Уишоу, фильм снова приходит в форму (беседы между Бондом и его техником Q — едва ли не лучшее, что есть в «СПЕКТРЕ»), а потом начинает стремительно катиться вниз — уже без остановок.

Как бы странно это ни звучало, по сюжету «СПЕКТР» — почти точная копия второго фильма о Капитане Америка.

В обоих некая теневая организация пытается захватить власть во всём мире, запугивая людей терактами и вынуждая их постепенно отказываться от своих прав и свобод. К несчастью для нового Бонда с его почти 150-минутным хронометражем, по глубине проработки этой темы он ничуть не лучше блокбастера Marvel.

Пока «СПЕКТР» ищет надуманные причины заставлять главного героя колесить по миру и соблазнять красоток, всё больше замечаешь, насколько сильно уступает фильм актуальным коллегам по жанру.

После лицезрения Тома Круза на крыле летящего самолёта, смотреть на Крэйга, кривляющегося на фоне зелёных экранов, болезненно. Ещё хуже становится во время погони по подозрительно пустым улочкам Рима, которая безоговорочно капитулирует перед открывающей сценой «Агентов А.Н.К.Л.» Гая Ричи, и скорее вызывает зевоту, чем напряжение.

Бонд снова перебирает цветные кнопочки на приборной панели — как будто «Казино Рояль» никогда и не было.

До самых финальных титров в «СПЕКТРЕ» так и не появляется ни одной по-настоящему захватывающей экшен-сцены: некоторые из них архаичны, некоторые — скучны, некоторые (особенно драки) — загублены монтажом. Верхом абсурда становится перестрелка, в которой Бонд, стоя в полный рост без укрытия, лихо убивает толпу наёмников, бегущую со всех сторон.

Леа Сейду

При этом «СПЕКТР» умудряется проигрывать не только конкурентам, но и самому себе. Возлюбленная 007 в исполнении Леа Сейду так и остаётся бледной тенью Веспер Линд (Ева Грин), и это впечатление только усиливается похожей сценой в поезде с участием новой пассии.

Все экшен-сцены не идут ни в какое сравнение со вступлениями «Скайфолла» и «Казино Рояль», а главный злодей в исполнении Кристофа Вальца — заметно скучнее Сильвы (Хавьер Бардем) и Ле Шифра (Мадс Миккельсен).

Герой Вальца появляется на экране крайне эффектно, но его сюжетная роль слишком уж банальна: «Здравствуйте, я начальник злодеев из трёх предыдущих фильмов, разрешите разрушить вашу жизнь».

Вальцевский Оберхаузер оказывается ярким злодеем только на своих собственных словах. Козни, которые он строит Бонду, годятся, разве что, для проходного эпизода утреннего телесериала, да и последнее столкновение с ним — тоже. Не спасает ситуацию и верная правая рука Оберхаузера в исполнении Дэйва Батисты из «Стражей галактики» — за весь фильм актёр едва ли произносит с десяток слов.

Кристоф Вальц

Наконец, сам Бонд в «СПЕКТРЕ» окончательно скатывается до статуса сюжетной функции и, по совместительству, вешалки для дорогой одежды. 47-летний Крейг хорошо выглядит и обаятельно шутит, но этого оказывается недостаточно — уж слишком статичен его герой. Поэтому не получается верить и в центральную любовную линию: решения, которые ближе к финалу принимают Бонд и его пассия, не соответствуют их характерам, что делает концовку откровенно натянутой.

«СПЕКТР» — удивительный пример фильма, в котором все составляющие находятся на нужных местах, но почему-то никак не хотят работать. Экшен-сцены никогда не дают поволноваться за главного героя, фоновая музыка скорее раздражает, сюжетные повороты никогда не удивляют, а большинство актёров дежурно отыгрывают сами себя — Моника Белуччи показывает Монику Белуччи, а Кристоф Вальц — Кристофа Вальца.

Не спасают даже многочисленные отсылки к предыдущим фильмам бондианы. Искренне порадоваться получается только удачным шуткам, красивым натурным съёмкам и нескольким изысканным режиссёрским находкам, в которых за громадной коммерческой машиной можно заметить хорошего режиссёра Сэма Мендеса.

Больше всего «СПЕКТР» похож на свою заглавную песню. Начинается убедительно, но постепенно разваливается на части и скатывается к чему-то невнятному. Не такое хотелось видеть в фильме, который, по задумке, должен был свести воедино три предыдущих и, возможно, стать лебединой песней для Дэниела Крэйга в этой роли.

Кто ты? На кого ты работаешь?
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #обзоры #Джеймс_Бонд #рецензии #СПЕКТР #Скайфолл #Сэм_Мендес #Дэниел_Крэйг #Кристоф_Вальцы