Офтоп
TJ

Мнение: компьютерные игры при правильном подходе могут оздоровить отношения в семье

Блогер из Киева Виктория Казановская рассказала, как компьютерные игры могут оздоравливать отношения в семье и способствовать развитию детей на своём собственном примере. TJ публикует текст целиком с разрешения автора.

Виктория Казановская

На днях мне позвонил мой папа. Он недавно установил SOMA (хоррор от создателей Amnesia и Penumbra — TJ), после всех моих восхищений игрой, и наконец-то нашёл свободное от работы время, чтобы насладиться процессом. Звонил он мне, потому что немного застрял в прохождении и нуждался в помощи. И, честно говоря, невозможно представить, как долго я ждала подобного звонка. Это был практически исторический момент, ведь впервые не я спрашивала у папы помощи в игре, а наоборот.

Почти всё мое игровое детство только папа был моим Player 2, вернее, даже наоборот — это он был Player 1, а я — его Player 2, и я никогда не успевала за его скоростью, и все игры проходила только после того, как сам он с ними удачно расправлялся.

SOMA

Я иногда задумываюсь над тем, повезло ли мне с отцом-геймером, и действительно ли это так повлияло на мою дальнейшую жизнь? Да и вообще, насколько хорошо жить ребёнку в семье, где большая часть её экосистемы состоит из компьютерных историй? Хоть и большинство на такой вопрос ответят, не задумываясь, утвердительно, кто даст правильный ответ на то, как при этом не превратиться в биоробота, привязанного к геймпаду и клавиатуре?

Расскажу на собственном примере — джойстик от Atari я держала в руках ещё тогда, когда ходить только училась, а чтобы поиграть на автоматах той же компании, надо было находиться на руках у родителей, так как сама я не дотягивалась. В далёкие девяностые у отца был целый салон игровых автоматов — и тут, сами понимаете, уметь играть было практически семейной обязанностью.

Потом дома однажды появилась «восьмибитка», на её смену пришла первая PlayStation, в старших классах появился компьютер. Папа был единственным, кто покупал нам с сестрой видеоигры, оставаясь при этом главным и справедливым цензором. Диски с неба дождём не сыпались, но мы никогда не ощущали в них недостатка. Игры дарились на Новый год, на дни рожденья, а иногда, среди недели, папа появлялся с парой новых коробок, заставляя нас отрываться от любых дел и прыгать вокруг с мольбами скорее запустить «соньку».

Silent Hill

Возвращаясь к родительской цензуре, хочу сказать, что не было ни единой игры, в которую нам бы запретили играть. Другое дело, что в некоторые мы сами боялись — потому обязательно проходили вместе с папой. Мы вместе решали загадки в тех же Silent Hill или Resident Evil, а отец заботливо оставлял на карте памяти сохранения, если он проходил игру без нас и натыкался на сюжетные повороты, кат-сцены и прочее, что потом нам обязательно показывал, а некоторые особо интересные головоломки даже специально сохранял нам без подсказок для самостоятельного решения.

Да и не только головоломки. Даже на некоторые идеи и мысли, которые запоминались своей оригинальностью или философией, или даже научными фактами, папа умел так правильно сделать ударение, что и для нас это становилось поводом для интересных размышлений.

На вопрос «А как же дела обстояли в школе среди этого беспросветного геймерства?» с особым удовольствием хочется ответить, что всё действительно было хорошо. Игры абсолютно не мешали учиться. Скорее, наоборот — зачастую они очень помогали. Я даже могу привести конкретный пример, когда Parasite Eve вселила интерес в раздел биологии о митохондриях, а после Dino Crisis 2 я с безумием «школьника-задрота» изучала энциклопедии и писала рефераты с авторскими рисунками динозавров. Или как полезла в Общую теорию относительности после парочки путешествий во времени в Chrono Trigger/Chrono Cross.

Dino Crisis 2

Нам никогда не запрещали играть, а просто грамотно ставили условия: «Сначала — уроки, потом — игра, и чем раньше уроки будут готовы — тем больше времени в запасе». Потому мы успевали и учиться, и играть, и даже иногда ночью тихонечко выползать из спальни, если видели, что мама уже спит, а у папы очередная сессия в, скажем, Final Fantasy IX. Конечно же, были дни, когда учиться не хотелось и начинались капризы. Но, скажите, у кого из нас такого не было независимо от выбранных развлечений?

Наша комната постепенно заполнялась постерами из игровых журналов, ксерокопий этикеток от дисков и собственных рисунков. Я начала пытаться писать первые в своей жизни фанфики и оригинальные истории, что так же всячески поддерживалось со стороны папы. А младшей сестре однажды были презентованы две игрушечные «беретты» и кобура, которую родители сделали сами, позволив Кристине тем самым, активно «косплеить» Лару Крофт во дворе. Кроме того, отец разучил некоторые любимые игровые мелодии на гитаре, которые играл нам перед сном, тем самым вдохновив меня на подобный шаг — вскоре на своем пианино музыку Хиронобу Сакагути я играла лучше заданной программы музыкальной школы.

И всех этих историй о том, как дети не хотят ничего, кроме как сидеть за компьютером, о том, как во время игры выдирались джойстики или прятался блок питания, о выбрасывании игровых дисков из окна, о серьёзных наказаниях или негативных высказываний родителей в сторону игры — всего этого с нами не произошло. И сейчас мы с сестрой играем и интересуемся играми всё на том же уровне, как и раньше — настолько, чтобы получать удовольствие и не получать от этого дискомфорта в реальной жизни. И я уверена, что это заслуга родителей, в частности — папы.

Думаю, это действует так же, как и запрет на что угодно другое, когда чем больше родители делают ударение на объект, который трогать нельзя, тем больший интерес он вызывает у ребёнка. А, может быть, дело даже не в этом, а в том, что благодаря видеоиграм мы всегда были с отцом на одной волне.

Мы оставались всегда близки, со временем у нас появился свой юмор, который никто другой не понимал, что делало наши отношения «родитель-ребёнок» теплыми и доверительными. Папа мог подсказать в любом моменте, если ты застрял и не знал, как пройти дальше, как прокачаться и где найти ключевой предмет и это делало его, своего рода, авторитетом в наших детских глазах — ведь он говорил на нашем языке. Было бы так же, если бы однажды нам просто подарили PlayStation с кучей дисков и словами:«Это вам, играйте, когда сделаете все уроки»? Бесконечное «нет».

Видеоигры стали тем самым толчком, что заставлял нас всячески развиваться — рисовать, придумывать свои истории, играть музыку, учиться упорнее, развивать сообразительность и чувство юмора. И всё потому, что играть в нашей семье было не просто легально, это было «правильно».

Главное и единственное напутствие папы — не зацикливаться на одной игре, а переходить к следующей, как только ты запомнил всё самое ценное и интересное из предыдущей.

И, наверное, благодаря этому его совету я так и не сдружилась с MMO и так люблю игры с логическим завершением (хоть порой они своими концовками разбивают мне сердце).

И вот сейчас пришло то время, когда уже не я прошу совета от своего семейного игрового авторитета. Теперь папа звонит мне с вопросами «А что там вышло из интересных игровых новинок?», «Посоветуй, во что поиграть, я от нехватки времени ужасно соскучился по играм!» и последнее — «Этот робот меня достал! Я не могу пройти мимо него, что делать?». И теперь уже я выступаю в роли того, кто заинтересовывает новостями, кто подсказывает и кто подталкивает.

Если постараться, можно сделать замкнутый круг и выйти «в плюс». Однажды, если запомнить эти главные приёмы, можно так же настроить одну волну со своими детьми — через общую любовь к видеоиграм. И через них же развить интерес к учёбе и творчеству, отыскав тот самый необходимый баланс.

Главное — грамотный подход и никаких тотальных «фаерволлов». Хоть, конечно, никогда не стоит забывать, что «що занадто — то нездраво». И, таким образом, вместо того, чтобы считать видеоигры потенциальным врагом отношений с ребёнком, их можно очень легко превратить в ещё один инструмент для скрепления вашей дружбы и понимания.

#Статья #компьютерные_игры #игры_и_отношения_в_семье #Виктория_Казановская