«Отвечают — изготовь и покажи, а у меня таких денег нет»: почему авиакомпании не внедряют радикально новые системы спасения пассажиров при крушении Материал редакции

29 октября сообщество Street FX Motorsport & Graphics опубликовало на Фейсбуке ролик с демонстрацией системы спасения пассажиров при крушении воздушного судна. Спустя два дня в Египте упал российский самолёт, и видео стремительно набрало вирусную популярность и более 16 миллионов просмотров.

За проектом стоит киевский инженер Владимир Татаренко, с которым TJ удалось связаться.

Как пишет украинский журнал «Изобретатель и рационализатор», Владимир Татаренко — лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, лауреат премии Совета министров СССР в области науки и техники, а также заслуженный авиастроитель.

По его словам, идея коллективного спасения пассажиров самолёта ещё в 1923 году была предложена известным российским изобретателем Глебом Котельниковым, однако технические возможности того времени не позволяли реализовать её на практике.

Заявку на патент такой системы сам Татаренко подал 9 октября 2010 года. По словам инженера, гарантией успеха его идеи служит использование проверенных временем технических решений.

На какой самолёт вы посадите родных? На обычный и недорогой — шансов на спасение нет! Или на предлагаемый, оборудованный встроенной капсулой (контейнером) спасения, билет на который на 15% дороже, где шанс выжить есть!

из журнала «Изобретатель и рационализатор» (№1, 2014)

В патенте номер UA52936U описывается система, которая позволяет разом выбросить всех пассажиров и членов экипажа из падающего самолёта в специальной капсуле, а затем обеспечить им мягкое приземление или приводнение.

Капсула (контейнер) крепится к фюзеляжу разъёмными креплениями, которые могут быть автоматически управляемо разомкнуты. Все кинематические, электрические, трубопроводные и другие соединения в местах разделения выполнены саморазъёмными, например, с помощью автоматических муфт, электроразъёмов, золотниковых и других клапанов.

Спуск капсулы обеспечивается за счёт аэродинамического взаимодействия парашютов с набегающим потоком воздуха под воздействием массы объекта. Полная автономность капсулы и способность в течение долей секунды вывести парашютные системы, начав активное самоторможение, позволяют спасать пассажиров и экипаж даже на взлёте и посадке на малых высотах.

из журнала «Изобретатель и рационализатор» (№1, 2014)
Моделирование работы системы при аварийной посадке

В разговоре с TJ Татаренко заявил, что стоимость внедрения его системы в пассажирский самолёт — порядка миллиона долларов, однако она не превышает нескольких процентов от себестоимости базового аналога и компенсируется за счёт главного конкурентного преимущества — почти стопроцентного, по его словам, шанса на спасение.

К идее я пришёл путём изучения существующих систем спасения. Как оказалось, их не существует!

Мир идёт путем повышения надёжности конструкций самолета и дублирования систем. В случае аварии при таком подходе люди остаются в самолёте и сгорают вместе с ним.

Я решил удалить людей из самолёта при аварийной ситуации, тем более, что опыт десантирования грузов в военной транспортной авиации у меня имеется.

Владимир Татаренко, инженер

По словам Татаренко, до его изобретения существовали и другие подобные решения, однако в большинстве из них капсула с пассажирами отсоединялась с помощью разрушения фюзеляжа, делая дальнейшее использование самолёта невозможным.

Инженер отметил, что такие системы до сих пор не внедряют только из-за нежелания заказчиков тратить лишние деньги и «циничного отношения к жизни людей».

Я предлагал идею авиакомпаниям. Отвечают: «Изготовь, сертифицируй, покажи». У меня таких денег нет.

Владимир Татаренко, инженер

Крушение российского рейса 9268 «Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург» произошло в Египте утром 31 октября. В результате падения самолёта погибли 224 человека, включая членов экипажа. По основной версии следствия, причиной катастрофы стала техническая неисправность.

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала Ивану Фененко.

{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044f","\u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430_\u0441\u043f\u0430\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f_\u043f\u0430\u0441\u0441\u0430\u0436\u0438\u0440\u043e\u0432","\u0432\u043b\u0430\u0434\u0438\u043c\u0438\u0440_\u0442\u0430\u0442\u0430\u0440\u0435\u043d\u043a\u043e"], "comments": 114, "likes": 46, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 56607, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 04 Nov 2015 11:52:36 +0300", "is_special": false }
Комментарии

Передний якорь

5

А если бы на неком боинге шла бы передача с камер, то можно было бы уверенно говорить, откуда прилетела ракета..

Редкий пистолет

9

если это всего лишь концепт никто из авиастроителей за это не возьмётся и их требования в прототипе оправдано.

смертность в автокатастрофах превышает таковую в авиа. и при этом никто не заставляет в пассажирском автобусе делать выстреливаемую капсулу.

Потребительский Гоша

45

Уважаемые читатели TJ,

я хочу сейчас постараться развеять миф о "жутких капиталистах", которые жертвуют людьми ради лишней копейки прибыли. А точнее назову несколько достаточно веских доводов против таких систем безопасности.

Во-первых, в самолёте каждый килограмм груза - на счету. Такая система безопасности весит не один десяток килограммов, а значит самолёту придётся расходовать больше топлива на перелёт, что, в конечном счёте, значительно увеличит стоимость билетов. Высокие цены на билет приведут к падению спроса, значит компаниям, и так сейчас находящимся не в лучшем экономическом положении, придётся еще сильнее экономить, в том числе и на безопасности.

Во-вторых, каждый самолет в случае потери даже всех двигателей не падает камнем вниз, а спокойно продолжает планировать, и у пилотов есть масса времени, чтобы посадить его в подходящем месте. А в случаях когда планирование невозможно, выпуск парашютов также почти нереален. К тому же, самые опасные моменты полёта - это взлёт и посадка, когда от парашютов пользы мало, а самолет почти всегда способен без проблем вернуться в аэропорт.

В-третьих, такие системы обязательно необходимо сертифицировать, а это огромные траты, которые лягут бременем на производителей самолетов, таких как Airbus и Boeing, что выльется в удорожание самолётов.

В-четвертых, представьте себе нештатное срабатывание такого устройства на эшелоне 10 км при скорости 800 км/ч. Скорее всего, самолет вместе с капсулой разорвет на части. Но даже если люди после такого выживут, то после перенесённых жестоких перегрузок, нехватки кислорода, при температуре вокруг капсулы в -60 градусов, возрастёт риск того, что люди вообще будут отказываться лететь на самолетах, оборудованных такими системами. Вследствие снова упадёт спрос, вырастут цены на билеты и т.д.

В-пятых, посмотрев на гифки, я увидел, что капсула спасает только пассажиров, но не пилотов. Нельзя ли назвать это циничным отношением к их жизни?

В заключение, я хочу сказать, что такие системы были придуманы уже давно, и есть объективные причины, помимо названных мной, для того, чтобы их не устанавливать. Самолёт, кто бы что ни говорил - самый безопасный транспорт в мире. Пилотируют самолёты люди, во главе авиакомпаний стоят тоже люди, и никто не хочет, чтобы люди погибали.

Офтоп
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽
Обсуждаемое
Новости
Фигуранты дела «Нового величия» порезали себе вены в зале суда
О состоянии пострадавших пока ничего не известно.
Новости
Фигурант «московского дела» Айдар Губайдулин уехал из России. Он находится под подпиской о невыезде
Его обвинили в том, что он бросил в сторону силовика пластиковую бутылку.
Истории
Человек, который хотел исчезнуть: загадка жизни и смерти Питера Бергманна, которую не могут решить уже десять лет
В 2009 году тело мужчины нашли на пляже в Ирландии. С помощью камер удалось восстановить его последние дни, но остальное прошлое будто «стёрто».
Популярное за три дня
Наука
Парижский зоопарк представил новый организм — это «слизь» без мозга с 720 полами и способностью к самоисцелению
Таинственное одноклеточное существо назвали в честь хоррора 1958 года, где инопланетная слизь напала на американский городок.
Новости
Фигурант «московского дела» Айдар Губайдулин уехал из России. Он находится под подпиской о невыезде
Его обвинили в том, что он бросил в сторону силовика пластиковую бутылку.
Новости
Патриарх Кирилл назвал «греховной» либеральную идею: в её центре — человек, а не Бог
По мнению главы РПЦ, либерализм является формой отказа от власти.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ]