Офтоп
Вадим Елистратов

Сырьё моё

Шеф-редактор TJ о том, почему нам, возможно, пора забыть об играх, операционных системах и программах без багов

Современный человек постепенно привыкает жить бок о бок с «сырыми» продуктами: игры, приложения и операционные системы так часто поступают в продажу далёкими от готовности, что это становится нормой. По этому поводу шеф-редактор TJ написал колонку о том, почему изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону ждать не стоит — нужно просто начинать мыслить по-другому.

Fallout 4

10 ноября в продажу поступила Fallout 4 — одна из самых ожидаемых игр года. Поскольку запрет на публикацию рецензий на неё был снят только вечером 9 ноября, почти до самого релиза никто не мог с уверенностью сказать, действительно ли хорошей получится игра.

В чём никто не сомневался, так это в том, что Fallout 4 появится на прилавках магазинов «сырой» — с тысячами маленьких и больших багов, которые студия Bethesda будет исправлять ещё несколько месяцев.

И если о «мастерстве» программистов Bethesda ходят легенды, то для других разработчиков эта проблема стала особенно актуальной только в последние годы. Чего стоит только Assassin's Creed: Unity, вышедшая в прошлом ноябре.

Игры компании Ubisoft почти никогда раньше не поступали в продажу откровенно «сырыми», но Unity стала настоящей катастрофой. Даже спустя год и десятки патчей после релиза качество игры по-прежнему оставляет желать лучшего.

Assassin's Creed: Unity не только стала посмешищем для игроков и породила несколько мемов, но и ударила по репутации серии, ежегодно приносившей сотни миллионов долларов.

Assassin's Creed: Unity

И речь не только о паре-тройке неудачных проектов. Счёт крупнобюджетных игр, которые недавно выходили либо очень «глючными», либо просто сломанными, идёт на десятки: Battlefield 4, «Ведьмак 3», переиздание серии Halo на Xbox One, ПК-версия Batman: Arkham Knight, которую из-за неработоспособности пришлось снять с продажи на полгода — список можно продолжать очень долго.

Проблема распространилась и на другие крупные софтверные релизы. В особенности это касается операционных систем. Опытные пользователи не спешат обновляться на Windows 10, потому что помнят, что переходить на новые продукты Microsoft не стоит хотя бы «до первого сервис-пака» — нервы дороже.

Но то, что привычно для пользователей Microsoft, всё ещё удивляет пользователей Apple. Три последние версии iOS по стандартам, которые сама же компания и задала, были просто кошмарными. После покупки iPhone 6s я почти сразу перешёл на бета-версию iOS 9.1.

Тем, что компания называла релизной версией iOS 9, пользоваться было почти невозможно — странные зависания, «глюки» анимации, подозрительные перезагрузки.

Примерно таким же неудачным оказался запуск Apple Music — жалобы о том, что сервис ведёт себя странно, удаляет плей-листы и иногда спонтанно не даёт послушать некоторые песни, до сих пор появляются в сети тут и там. Даже Apple Watch, на которые компания сделала большую ставку и потратила беспрецедентные рекламные бюджеты, до релиза watchOS 2 представляли собой скорее бета-версию будущего устройства.

Так что же происходит? Почему разработчики проектов с многомиллионными бюджетами и самая богатая компания в мире не могут довести свои продукты до состояния готовности?

Кому-то может показаться, что ответ на эти вопросы очевиден. «Зажрались», «обленились», «и так купят». Но в действительности проблема носит скорее философский характер.

Разработка любого программного продукта — будь то новая Assassin's Creed или новая iOS — это непрерывный процесс. Если бы стоящие за ними люди пытались выловить абсолютно все баги, их работа бы никогда не увидела свет. Поэтому существуют заранее оговоренные дедлайны и даты релиза.

Полировка не может быть бесконечной просто потому, что рабочее время сотрудников и аренда офисов стоит денег, и на определённом этапе вычищать баги становится бессмысленным с коммерческой точки зрения. Издатель даёт понять разработчикам, что пора переходить от отладки к продажам.

Поэтому совершенный программный продукт, особенно если речь идёт о крупномасштабном проекте — это миф, сферический конь в вакууме.

В последние годы ситуация усугубилась потому, что игры после выхода консолей нового поколения стали намного больше и сложнее. То же самое касается и iOS: в погоне за конкурентами Apple начала добавлять в неё новые функции с такой скоростью, что ежегодный стабильный осенний релиз перестал быть возможным.

Заметно повлияло на ситуацию и само развитие интернета. Если разработчики игры для ныне раритетной PlayStation One допускали ошибку, она оставалась на диске навсегда. Невозможность выпускать патчи вынуждала программистов доводить свои продукты почти до полного совершенства. Сегодня же никого не удивляет, что игра в день релиза получает сразу два патча объёмом в несколько гигабайт.

Повышенная сложность программных продуктов и развитие интернета сделали само понятие «релиза игры» или «релиза операционной системы» размытым. Теперь релиз — это не момент, когда проект готов, а момент, когда количество багов в нём становится достаточно небольшим для того, чтобы за продукт можно было начинать просить деньги.

В этой точке остаётся только лишь тяжело вздохнуть и признать, что нам пора просто привыкнуть жить с «сырым» ПО. А разработчикам, возможно, наконец-то устроить революцию и отказаться от формального понятия релиза — обновлять iOS постоянно, маленькими порциями, а не резкими скачками раз в год, а игры продавать с отметкой, что на их отладку могут уйти ещё недели.

Шаги в этом направлении делаются уже сейчас: Apple не просто так запустила открытое бета-тестирование iOS, да и запуск игр в формате «раннего доступа» — это новый способ открыто давать возможность покупать ещё не готовые продукты.

Спросите у любого писателя: наверняка он мечтает поправить не одну строчку в своём бестселлере. Что уж говорить о программах, которые в современном мире вынуждены постоянно находиться в движении и адаптироваться.

А потом мы не сможем отлаживать роботов и доверим это другим роботам, а они захватят мир,
Вадим Елистратов,
TJ

#Колонка #Fallout_4 #Assassin_s_Creed_Unity #iOS_9 #сырые_продукты