Офтоп
Вадим Елистратов

Сила есть

Шеф-редактор TJ о долгожданном возвращении «Звёздных войн» на большие экраны

Шеф-редактор TJ посмотрел первый за последние десять лет новый эпизод легендарной саги «Звёздные войны», потенциально один из самых кассовых фильмов в истории, способный потягаться даже с «Аватаром». Картина оказалась добротной, однако слово «новая» применимо к ней лишь отчасти.

Обзор не содержит сюжетных спойлеров.

Поскольку «Звёздные войны» уже давно можно считать почти полноценной религией, написание обзора на новый фильм саги — дело крайне неуютное. Любой камень, брошенный в огород этой вечной истории, прилетит обратно и ударит отправителя с утроенной силой.

А всё потому, что, как и любая религия, «Звёздные войны» универсальны и продолжают сами собой жить в умах людей, передаваясь от поколения к поколению — даже без регулярно выходящих в прокат новых эпизодов.

В своё время Джорджу Лукасу удалось найти формулу, которая способна обслуживать всех и каждого. Люди с разных уголков планеты приходили в кинотеатры на одни и те же «Звёздные войны», а покидали зал — каждый со своими.

До текущего момента сагу можно было даже формально разделить на «Новый» и «Ветхий» заветы. В последнее время принято считать, что трилогия приквелов — однозначно зло, а оригинал — едва ли не совершенство, однако у них обоих в действительности немало как недостатков, так и поклонников.

Если эпизоды 4, 5 и 6 — это такие камерные космические вестерны с элементами сказки, то эпизоды 1, 2 и 3 — это в чём-то успешная, а в чём-то провальная попытка придать всему происходящему глубины с помощью акцента на политических интригах. Седьмая часть придерживается лаконичного формата «старой» трилогии.

Из-за хронологического беспорядка, оставленного после себя Лукасом (в сети пишут целые трактаты о том, в какой очерёдности смотреть шесть частей, чтобы получить максимальное удовольствие), его наследник Джей Джей Абрамс оказался в непростом положении.

Формально «Пробуждение силы» — это прямое продолжение «Возвращения джедая», вышедшего в 1983 году, а значит, из актёров Абрамс получил в своё распоряжение только пенсионеров. При этом люди, которые смотрели старые «Звёздные войны» в более-менее сознательном возрасте и действительно хотят пойти в кинотеатр на 73-летнего Харрисона Форда, сейчас имеют все шансы нянчить внуков и уже давно не являются аудиторией, которая интересует Disney.

И в этой точке фанатов, которые ждали седьмой эпизод, чтобы увидеть по-настоящему новую историю в любимой вселенной, ждёт главное разочарование.

«Пробуждение силы» — это не настоящая новая глава, а сборник сцен-хитов из предыдущих «Звёздных войн» в красивой современной обёртке, подготовленный для нового поколения.

Некоторые персонажи здесь являются копиями уже известных героев (девочка с пустынной планеты, которая неожиданно оказывается выдающимся механиком и пилотом, или злодей в чёрном шлеме, отчитывающийся голограмме), а некоторые — обладателями до боли знакомых черт (например, из пилота По и штурмовика Финна можно слепить некое подобие Хана Соло).

Впрочем «Пробуждение силы» не ограничивается дублированием классических героев. Каждая планета, каждая погоня, каждый сюжетный поворот здесь — это ремикс того, что мы уже видели раньше. При этом Абрамс старательно вымарывает из наследия Лукаса всё, что когда-то казалось «не крутым», включая персонажей вроде Джа Джа Бинкса и эвоков.

Седьмой эпизод более «грязный», реалистичный, чем предыдущие. Вряд ли кто-то будет скучать по некоторым придурям Лукаса, однако уход от театральности сделал новые «Звёздные войны» чуть менее «Звёздными войнами» и чуть более — рядовым голливудским блокбастером.

Если из вышесказанного кому-то показалось, что «Пробуждение силы» — не очень хороший фильм, то это совсем не так.

В условиях, в которых картина создавалась — сделка в 4 миллиарда, огромная армия фанатов, бесконечный груз ответственности — лучшего кино было сделать невозможно.

Абрамс, который после «Звёздного пути» получил в Голливуде статус главного реаниматора запылившейся интеллектуальной собственности, справился со своей задачей блестяще. «Пробуждение силы» изящно вводит новых персонажей и не менее изящно преподносит старых.

Известный своим талантом открывать новых актёров режиссёр (чего стоят только сериалы «Остаться в живых» и «Фелисити») и в этот раз не подкачал: в том, что у Джона Бойеги (штурмовик Финн) и Дэйзи Ридли (девушка-механик Рей) впереди большое будущее, сомневаться не приходится. В то же время Хан Соло, Лея и Вуки в седьмом эпизоде не просто ширма для продажи билетов, а реальное развитие любимых героев.

Пожалуй, единственная неудача «Пробуждения» — это главный злодей по имени Кайло Рен. По задумке Абрамса, Адам Драйвер должен был сыграть неуверенного в себе подростка, который боится остаться в тени Дарта Вейдера. Однако когда актёр, обладающий специфической внешностью, несколько раз за фильм снимает свою маску, это вызывает в зале кинотеатра неуместный смех.

Драйвер просто-напросто не прошёл проверку толпой, и в Disney, судя по всему, этого не предвидели.

Техническая составляющая новых «Звёздных войн» предсказуемо великолепна. В свой самый важный фильм за долгие годы студия Disney вложила все возможные творческие и денежные ресурсы. В «Пробуждении силы» совершенен каждый кадр, каждая склейка, каждая музыкальная композиция мэтра Джона Уильямса.

Как Абрамс и обещал, фильм сохраняет идеальный баланс натурных съёмок, декораций и визуальных эффектов: всё, что можно было сделать без компьютерной графики, было сделано без компьютерной графики, а там, где она есть, её почти невозможно отличить от реальности. В отличие от Лукаса, который использовал для новой трилогии «цифру», его преемник вернулся к плёнке, поэтому новая картина в большей мере похожа на классические приключения Люка и Леи.

Но главная заслуга Абрамса даже не в лихом темпе, который не сбивается все два с половиной часа экранного времени, и не в безотказном контекстном юморе и внимании к деталям. 49-летнему режиссёру в «Пробуждении силы» удались несколько тех самых моментов, от которых останавливается дыхание и слёзы подступают к глазам — моментов, которым физически невозможно противостоять, и уж тем более — критиковать их.

Если бы не «Безумный Макс», новые «Звёздные войны» можно было бы однозначно назвать главным блокбастером года, но в сравнении с искренним в своём безумии творением Джорджа Миллера работа Абрамса кажется немного несмелой и даже коммерчески расчётливой (например, дроида BB8 явно ввели для того, чтобы он превратился в самую желанную игрушку этого Рождества).

Кроме того, «Дорога ярости» — самостоятельное законченное произведение, а на «Пробуждении силы» есть клеймо «первого фильма трилогии»: он оставляет после себя больше вопросов, чем ответов. И речь в данном случае идёт не только о происхождении некоторых героев, но и о мотивации главного злодея.

В сухом остатке, спустя долгие десять лет ожидания, пока Джордж Лукас высиживал свою интеллектуальную собственность, вместо действительно новых «Звёздных войн» мы получили скорее очень убедительное их обещание. И, судя по первым кассовым рекордам «Пробуждения», этого оказалось вполне достаточно.

До неподдельной новизны, путешествий в неизведанные миры и по-настоящему неожиданных сюжетных поворотов придётся потерпеть ещё как минимум год (тогда выйдет первый фильм вне основной саги — «Звёздные войны: Изгой») или два (тогда состоится премьера восьмого эпизода от режиссёра Райана Джонсона).

Впрочем, с «Пробуждением силы» это ожидание будет приятным.

#Статья #Звёздные_войны #обзоры #Джей_Джей_Абрамс #рецензии #Звёздные_войны_Пробуждение_силы