Офтоп
Анатолий Чиквин

Плохой парень Евросоюза

С приближением 100-летия независимости Польша всё чаще вспоминает о потерянных территориях.

Мемориал орлят на кладбище защитников Львова. Фото Jan Mehlich

Лето 2017 года ознаменовалось рядом громких дипломатических скандалов Польши почти со всеми своими соседями. Хотя поводы у них случались разные, разбор каждого приводил к давней и болезненной для страны теме территориальных претензий.

В 2018 году Польша будет отмечать 100-летие независимости. Несмотря на то, что республика является давним членом НАТО и ЕС, и мало кто верит в то, что послевоенные границы могут быть изменены, приближающаяся дата позволила польским политикам вновь вспомнить о проблеме «Восточных кресов» (территорий, которые до 1939 года принадлежали Польше).

Особенно сложно разобраться в клубке взаимных претензий Польши и России — две страны враждовали с перерывами последнюю тысячу лет. Начиная с похода князя Владимира на червенские города в 981 году и заканчивая Польским походом Красной армии в 1939 году перечень взаимных обид только увеличивался.

Литва

Ostra Brama в Вильнюсе

Портал TVP.info 7 августа опубликовал расшифровку записанного в 2014 году разговора экс-министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского с главой польского концерна Orlen Яцеком Кравецом. В ходе разговора чиновник несколько раз нецензурно отозвался о соседней Литве, назвав её граждан «ворами и мошенниками», а также заявил, что хочет «воспитать литовцев». Прибалтийское государство он называл не иначе как «малюсеньким».

Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс в интервью радиостанции Ziniu radijas отреагировал на публикацию, заявив, что мышление и действия «этих людей» могут смутить и назвал обнародованные записи «предупреждением другим, что на ситуацию следует смотреть более реально».

История с высказываниями Сикорского послужила продолжением дипломатического скандала, вызванного конкурсом дизайна польского паспорта. К столетию независимости страны МВД Польши предложило пользователям с помощью онлайн-голосования выбрать 6 из 13 символов независимости, которые будут присутствовать на новом документе. При этом министр внутренних дел Мариуш Блащак подчеркнул, что выбор иллюстраций «неслучаен».

Среди предложенных символов оказались и «Святые ворота» Ostra Brama в Вильнюсе. Несмотря на то, что исторически они были возведены в 1503-1522 годах на территории, подконтрольной Польше, МИД Литвы назвал использование этого изображения «ненормальным», а литовские СМИ охарактеризовали ситуацию как «пощёчину». Линкявичюс в интервью газете «Lietuvos žinios» прокомментировал вопрос с паспортами, отметив, что «в нашей истории были различные страницы». Министр подчеркнул, что «если говорить о Вильнюсе, о судьбе этого края, то это ещё более щепетильный вопрос».

Украина

Польша в 1939 году

Скандал с новым дизайном польских паспортов задел и Украину. В числе символов независимости Польши, которые рассматриваются на конкурсе, оказался и «Мемориал орлят» на кладбище защитников Львова, или Лычаковском кладбище. На нём похоронены польские ополченцы, погибшие в ходе польско-украинской войны 1918-1919 годов.

В 1939 году Красная Армия заняла территорию западной Украины, и Львовская область в числе прочих перешла под контроль СССР. Мемориал впоследствии был разрушен, а затем восстановлен при поддержке польского правительства. Однако его использование в дизайне новых паспортов Украина сочла недружественным шагом и выразила протест, вручив послу ноту, в которой решительно возражала против подобного использования изображения памятника.

Пресс-служба МВД Польши в ответ на это сообщила, что «голосование на сайте является формой консультаций с общественностью» и не носит характера окончательного решения. История с мемориалом стала частью длящейся «войны памятников» между двумя странами, которая имеет затяжной характер.

Спор о культурном наследии имеет всё ту же политическую подоплёку. В частности, министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский в интервью еженедельнику wSieci заявил, что его страна будет блокировать переговоры о вступлении Украины в Евросоюз, пока та не решит «свои исторические вопросы». Чиновник пояснил, что «с Бандерой Украина в Европу не войдёт».

Белоруссия

Экологи пытаются заблокировать вырубку деревьев на польской территории Беловежской пущи. Фото: Reuters

С Белоруссией у Польши разворачиваются сразу два скандала. Один из них связан со строительством АЭС в городе Островец — Ващиковский неоднократно заявлял, что при возведении станции применяются «небезопасные технологии».

Министр сказал, что его страна выступает против этой АЭС, не собирается сотрудничать и покупать её энергию. После этого выступления посол Польши в Белоруссии был вызван в МИД для дачи объяснений.

В другой скандал, развернувшийся вокруг заповедника Беловежская пуща, активно вовлечён и ЕС. В мае 2016 года Польша приняла решение о «санитарной вырубке» на территории Беловежского национального парка — части пущи, находящейся на территории республики. По официальной версии, которую огласил министр окружающей среды Ян Шишко, из-за нашествия жука-короеда до 2021 года будут вырублены 188 квадратных километров леса, внесённого в список природного наследия ЮНЕСКО.

После многочисленных протестов экологов Европейская комиссия в июне 2016 года направила правительству Польши уведомление, что работы в Беловежской пуще могут привести к нарушению законодательства ЕС о защите птиц и мест их обитания, а в июле 2017 года суд ЕС постановил временно прекратить вырубку заповедника.

Польша, однако, отказалась выполнять решение суда, заявив, что вынужденная приостановка работ приведёт к убыткам до 900 миллионов долларов. Белорусские экологи выразили убеждение, что воздействие на природу заповедника с польской стороны отразится на всём парке.

Противостояние примечательно ещё и тем, что со стороны ЕС в этом конфликте выступает бывший премьер-министр Польши Дональд Туск. Комментируя ситуацию с Беловежской пущей, председатель ЕС высказал опасение, что так его страна показывает, что не нуждается более в Европейском союзе и, вероятно, «польское правительство готово поставить под вопрос членство своей страны в ЕС».

Германия

Министр обороны Польши Антоний Мацеревич. Фото УНИАН

2 августа министр обороны Польши Антоний Мацеревич в эфире телеканала TVP.Info неожиданно предложил вернуться к теме послевоенных репараций и потребовать от Германии заплатить за нанесённый материальный ущерб и преступления против польского народа, совершённые в 1939-1945 годах.

На замечание экспертов, что в 1953 году страна уже отказалась от подобных требований, Мацеревич возразил, сказав, что хоть такое заявление и было сделано польской стороной, оно в действительности не получило юридического закрепления.

​Это неправда, что польское государство отказалось от причитавшихся ему немецких военных репараций. Это советская колония, именуемая Польской Народной Республикой отказалась от части репараций, связанных с тоже марионеточным государством под названием Германская Демократическая Республика.

Антоний Мацеревич

В президентской канцелярии и Сейме от комментариев на эту тему уклонились, сказав, что вопрос международно-правовых обоснований возможных официальных претензий Польши требует серьёзного изучения.

Восточные кресы

Ряд российских политиков и экспертов, оценивая внешнеполитические выпады Польши в адрес своих соседей единодушно сходятся в том, что так страна пытается решить проблему «восточных территорий». Заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил, что «Польша, по сути, намеревается заявить о своих территориальных претензиях к Украине».

Обозреватель Армен Гаспарян высказал убеждение, что иски о реституции и выдача паспортов жителям Львовской области являются «частью механизма "отжима" Западной Украины». Упоминаемые им иски являются частью кампании специально созданной в 2015 году организация «Реституция Кресов». Она занимается восстановлением прав поляков на имущество, которое оказалось после Второй мировой войны на территории Украины.

Как заявили в самой организации, в Польше проживают около 100 тысяч человек, которые могут доказать, что они являются наследниками или правопреемниками владельцев имущества на территории «Восточных кресов». Общую стоимость этого имущества инициаторы оценили в 5 миллиардов долларов.

Сама возможность подобной реституции, как подчеркнула польская сторона, появилась после подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, в котором предусматривается справедливое решение этих вопросов. Перспективы подобных исков, которых на данный момент подано уже более шестисот, пока неясны.

Россия

Фото Reuters

17 июля президент Польши Анджей Дуда подписал поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма в республике. Он предусматривал возможность сноса монументов советской эпохи, в том числе воинских. МИД России в ответ пообещал не оставлять подобное решение без ответа и принять «адекватные ответные меры».

Польша, в свою очередь, отвергла обвинения в нарушении соглашений, а Ващиковский акцентировал внимание на том, что «никакие международные законы или двусторонние соглашения не защищают подобные памятники». Исключением станут мемориалы, которые установлены в местах захоронений, не выставлены на всеобщее обозрение или демонстрируются публично «в целях, отличных от пропаганды тоталитарного строя».

​Это Советский Союз способствовал началу Второй мировой войны, подписав пакт Молотова-Риббентропа и атаковав нас в сентябре 1939 года с восточной стороны.

Мы благодарны за освобождение от нацистской оккупации в 1945 году. Но затем на следующие 45 лет советская армия диктовала, кто будет править Польшей — и это не была власть, избранная поляками. И вот эта власть ценила советскую символику в польских городах. А демократическое правительство — нет.

Витольд Ващиковский

Директор музея Победы в Москве Александр Школьник возразил Ващиковскому, сказав, что «вина за начало Второй мировой войны лежит исключительно на Третьем рейхе». Он отметил, что именно нежелание Польши пропустить советские войска через свою территорию стало одной из решающих причин срыва создания антигитлеровской коалиции.

Советский Союз вынужден был в этой связи обеспечить свою безопасность и заключить с Германией пакт о ненападении, что на некоторое время предотвратило вовлечение Советского Союза в войну.​

Александр Школьник

Новым поводом для взаимных обвинений России и Польши в фальсификации истории и нарушении законодательства стала публикация 18 июля Министерством обороны РФ архивных документов об освобождении Польши от нацизма.

По утверждению польского Института национальной памяти (IPN ), «специально отобранные и вырванные из контекста» документы были призваны создать «ложную картину». Возмущение поляков вызвала уже фраза во вступлении: «Летом 1944 года войска 1-го Белорусского фронта в районе Бреста подошли к границе Советского Союза. Началось освобождение Польши от немецко-фашистской оккупации». В IPN сочли, что настоящие, довоенные границы 1939 года Красная Армия пересекла ещё в январе 1944-го, и именно они были обязательны на то время.

Официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что иного комментария из Варшавы ждать и не следовало, и что его «удивила только заторможенность желчной реакции». Он сравнил IPN с «институтом мракобесия и исторической контузии» и добавил, что ведомство будет и дальше публиковать исторические документы, чтобы лишить его и дальше «обманывать свои народы, фальсифицируя историю Великой Отечественной войны».

Последней за неполные три месяца лета 2017 года стала новость, что Россия исключена из состава партнёров по созданию музея на территории бывшего лагеря смерти Собибор. В МИД России выразили разочарование отказом Варшавы и напомнили, что это российскую сторону пригласили подключиться к проекту обновления музея ещё в 2013 году. Отзыв приглашения в министерстве сочли «аморальным и русофобским».

В свою очередь, Ващиковский указал, что музей в Собиборе является международным проектом, и «России надо спросить все остальные страны», а не только Польшу.

#разборы #польша