Офтоп
Сергей Звезда

Дело Соколова: за что осудили журналиста РБК и почему за него вступились коллеги

Автору расследования о космодроме «Восточный» вменили «расшатывание обстановки», но он лишь поблагодарил следствие за доказательство своей невиновности.

Александр Соколов в суде. Фото РБК

10 августа Тверской суд Москвы приговорил журналиста РБК Александра Соколова к 3 годам и 6 месяцам колонии по делу об экстремизме. Сотни коллег связали суровое наказание с его профессиональной деятельностью и потребовали оправдательного приговора.

TJ напоминает, почему дело о «расшатывании политической обстановки в сторону нестабильности», стало одним из самых резонансных за последние годы.

​За что осудили Соколова и его соратников

​На скамье подсудимых оказались Соколов, главный редактор запрещённой газеты «Дуэль» Юрий Мухин, лётчик в отставке Кирилл Барабаш и системный администратор Московской объединённой энергетической компании Валерий Парфёнов. Всех обвинили в продолжении деятельности экстремистской организации (часть 1 статьи 282.2 Уголовного кодекса).

Дело строилось вокруг организации «Инициативная группа по проведению референдума „За ответственную власть“». ИГПР требовала ввести народные оценки российского президента и чиновников: наказывать за плохую работу и поощрять за хорошую.

Если другие фигуранты занимались организационной частью и выступали на митингах, то Соколов, по версии следствия, всего лишь зарегистрировал сайт «ЗОВ» и администрировал его.

Следствие сочло, что «За ответственную власть» продолжила деятельность организации «Армия воли народа», которую в 2010 году запретили в России за экстремистскую деятельность. АВН требовало схожих изменений, что и ЗОВ. Например, экстремистским материалом признали листовку со словами «Ты избрал — тебе судить».

При этом прямых доказательств, что «ЗОВ» собирался продолжить деятельность «Армии», в деле нет. Следствие уличило организации в схожем составе участников, но активисты «ЗОВ» до сих пор не распространили ни одного материала, который бы признали запрещённым.

Сам Соколов обвинения отрицал. По его мнению, материалы дела выглядят так, будто бы «следствие само собрало доказательства невиновности» журналиста. Сотрудник РБК настаивал, что обвинение в его адрес «придумали для видимости борьбы с экстремизмом».

Почему другие журналисты против приговора

Соколов, прежде всего, известен своими расследованиями в РБК. В 2015 году он выяснил, в каких российских городах самые низкие зарплаты и самый высокий уровень безработицы, а также сколько в России чиновников и почему расходы на них существенно выросли.

Соколов также защитил кандидатскую диссертацию о проблеме коррупции и неэффективном расходовании средств «Ростехом», «Роснефтью» и другими государственными корпорациями.

Одно из его самых громких расследований посвящено космодрому Восточный, названный в материале самым дорогим в мире. Соколов раскрыл коррупционные схемы во время строительства объекта, включая регулярное завышение смет стоимости работ и материалов и необоснованно повышенные зарплаты ответственных за проект.

Расследование о космодроме Восточный вышло 6 июля 2015 года. Через три недели, 30 июля, Соколова арестовали. Максимальный срок заключения под стражей по статье за «экстремизм» составляет два года — журналист провёл в СИЗО более 24 месяцев.

Правозащитный центр «Мемориал» признал Соколова и его единомышленников политическими заключёнными. Общественники уверены, что следствие «беспочвенно приписало обвиняемым заведомо недоказуемые характеристики». «Расшатывание обстановки» и требование референдума не преследуется и не наказывается, объяснили в «Мемориале».

В защиту обвиняемых выступал бывший министр печати Борис Миронов. Он говорил, что ИГПР не связана с экстремистской деятельностью, а фигуранты «искренне и с болью» переживают, «что творится в стране: коррупцию и беззаконие». В качестве свидетеля выступал политик Алексей Навальный.

Более 300 журналистов высказались в поддержку Соколова и подписали открытое письмо. Среди них сотрудники РБК, «Коммерсанта», «Ведомостей», Би-би-си, «Дождя», «Медиазоны», «Медузы», TJournal, vc.ru и многих других изданий.

Журналисты обратили внимание, что обвинение «практически ничего не говорило о роли Соколова, ему вменяется лишь то, что он администрировал сайт организации». Авторы письма назвали обвинения «дикими» и потребовали отпустить подсудимого.

Мы считаем дикими подобные обвинения и подобные сроки наказания для людей, которые пропагандировали утопическую идею об ответственности политиков перед народом и не связаны ни с какой насильственной деятельностью. Мы уверены, что люди, вся вина которых состоит в призывах к мирному референдуму, должны быть немедленно освобождены из-под стражи.​

из открытого письма журналистов

Вопросы о Соколове неоднократно задавали Владимиру Путину на «прямой линии». В 2015 году президент обещал разобраться в деле и «помочь РБК», «если он сидит за какие-то разоблачения по поводу Восточного, если дело только в этом». В 2016 году глава государства повторил своё обещание. Никаких действий за этим не последовало.

После оглашения приговора Соколов сказал: «Поздравляю вас, что идея референдума признана экстремизмом».

#разборы #соколов