Офтоп
Mayya Gavasheli

Минобороны, ФСО и ФСБ: кто и зачем сможет изымать земли для своих нужд

И как это регулируется.

Министерство обороны. Фото РИА «Новости»

Президент России Владимир Путин разрешил Министерству обороны изымать земельные участки для своих нужд. Указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, он вступил в силу с момента его подписания 17 августа. С начала 2017 года такое же право получили Федеральная служба охраны и Федеральная служба безопасности. Собственники земли имеют право оспорить изъятие, но, по словам экспертов, суды чаще встают на сторону властей.

Что изменилось

Указ позволяет Минобороны изымать и резервировать участки для государственных нужд «c целью обороны».

Минобороны сможет выдавать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, входящих в состав вооруженных сил и Росгвардии, а также следить за строительством и реконструкцией таких объектов.

Зачем Минобороны такие полномочия

Бывший чиновник Минобороны рассказал «Ведомостям», что у ведомства большой объём строительства, из-за чего возникла необходимость в получении таких полномочий. При этом, по его словам, «говорить о том, что это массовая практика, нельзя».

Чиновник отметил, что подписанный указ даёт военным право заниматься строительной экспертизой и строительством в интересах Росгвардии.

Какие ещё ведомства могут изымать земли для своих нужд

Такие же полномочия есть у Федеральной службы безопасности и у Федеральной службы охраны. ФСБ получила такое право в мае 2017 года, ФСО — в марте 2017 года. В феврале 2017 года такое же право на изъятие земель получило Росимущество, если «иное не установлено федеральными законами».

Право на изъятие земельных участков ФСБ и ФСО попросили предоставить ещё в августе 2016 года, соответствующие документы опубликованы на портале проектов нормативных актов.

ФСБ нужно изымать земли для того, чтобы обеспечивать безопасность вблизи государственных границ и в зонах с «особыми условиями использования земель» (охранные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны санитарных источников, зоны охраняемых объектов и т.д.). ФСО потребуется такая мера «в определённых случаях», чтобы выполнить свою основную задачу — обеспечить безопасность объектов госохраны. И ФСБ, и ФСО ссылаются на Земельный кодекс.

Минобороны опубликовало на портале проектов нормативных актов только уведомление о начале разработки указа. В нём говорится, что дополнительные полномочия по изъятию земельных участков для государственных нужд нужны «для реализации положений Земельного кодекса».

Официально министерство получило право изымать земли для того, чтобы реализовать положения Земельного кодекса и исполнить «поручение зампредседателя правительства РФ Козака от 2 июня 2016 г. № ДК-П13-3311». Текст поручения в открытом доступе обнаружить не удалось.

Как это работает

В статье 49 Земельного кодекса (Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд) сказано, что изъятие осуществляется в «исключительных случаях», которые связаны с размещением государственных или муниципальных объектов, при условии, что другие варианты отсутствуют.

К другим «исключительным случаям» относятся выполнение международных обязательств Российской Федерации и «иные обстоятельства» в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Шеф-редактор еженедельника «Недвижимость и строительство Петербурга» Дмитрий Синочкин объяснил «Фонтанке», как собственники могут отстоять свои права. По его словам, при изъятии ведомства обязаны заранее оповестить собственников, возместить им стоимость участка и упущенную выгоду, а также убытки, связанные, например, с переездом. Если их не устраивает сумма компенсации или сам факт изъятия, они должны иметь возможность оспорить это в суде.

После принятия решения об изъятии земельного участка орган должен уведомить собственника в течение 10 дней, после чего заключается соглашение об изъятии недвижимости. Если собственник не подписывает соглашение больше 90 дней с момента получения, орган сможет направить в суд иск о принудительном изъятии, и уже суд будет решать, есть ли основания для изъятия. При этом, по словам Синочкина, в случае с изъятием земли ФСБ собственник может столкнуться с понятием «государственной тайны», и не получить никаких обоснований.

Размер компенсации состоит из рыночной стоимости участка, на которые прекращается право частной собственности и убытков из-за его изъятия, а также упущенной выгоды, которые определяются в соответствии с законодательством. Для получения компенсации нужен отчёт независимого оценщика либо аргументы по убыткам по кадастровой стоимости земли.

​Правда, по факту редко удаётся отсудить у государства лишнее. Например, при изъятии участков в Сочи под олимпийские стройки вообще применялась упрощённая процедура: там изымали до суда, а оспорить можно было потом.

Дмитрий Синочкин

По словам Синочкина, успешно оспаривать изъятие удавалось, например, при прокладке федеральных трасс. Адвокаты утверждают, что на практике суды фактически не проверяют основания для изъятия и редко встают на сторону собственников. Суды при этом оценивают моральный вред всего в 5-10 тысяч рублей.

#разборы