Офтоп
Роман Персианинов

Почему в России вымирают самшитовые леса

Грубая ошибка во время Олимпийских игр в Сочи привела к уничтожению вида, для восстановления которого понадобится 500 лет.

Самшитовые леса в Тисо-самшитовой роще в Краснодарском крае

21 августа «Коммерсантъ» рассказал о массовом вымирании самшитовых лесов в Краснодарском крае и Адыгее. Древние растения уничтожила бабочка огнёвка, занесённая в Россию вместе с новыми итальянскими растениями. Их купили в 2012 году для Олимпиады в Сочи, проигнорировав экологические правила безопасности.

По словам экологов, чиновники отнеслись к проблеме халатно, а все попытки победить вредителя провалились. Теперь же единственный способ вернуть растение в Россию — создать резервуары. Но даже в этом случае лес получится восстановить лишь в далёком будущем.

Что это за растение и чем оно важно

Самшит колхидский (Buxus colchica) — это переживший последний ледниковый период вечнозелёный кустарник или дерево, высота которого может достигать 12 метров. Этот вид встречается в Азербайджане, Абхазии, Грузии, Турции и в районах российских Адыгеи и Краснодарского края.

Тёплые и влажные леса самшитника многие годы регулировали водный баланс, их корневая система скрепляла почву в ущельях и помогала предотвращать оползни. В конце 19-го века деревья начали вырубать, но позже внесли в Красную книгу. По её данным, популяция самшита стремительно сокращается.

Специалисты Сочинского национального парка и Института леса РАН считают, что растения представляют высокую ботаническую ценность и обладают уникальным рекреационным потенциалом, поэтому их исчезновение — серьёзный удар по экологии.

Главным врагом вида принято считать самшитовую огнёвку — бабочку-вредителя, которая и стала причиной вымирания российских лесов.

Как распространялось заражение и причём здесь Олимпиада

Специалисты говорят, что самшитовые леса начали вырубать за несколько лет до Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. От растений очистили территорию в долине реки Мзымты Краснодарского края, чтобы построить там автомобильную и железную дороги. Взамен уничтоженным на территории высадили саженцы другого вида — самшита вечнозелёного из Италии.

​В сентябре 2012 года научный сотрудник Сочинского национального парка обнаружила на закупленных растениях самшитовую огнёвку — бабочку-вредителя из Восточной Азии. В 2007 году она проникла в Европу, в том числе в Германию, Венгрию, Румынию и Турцию, где также растут самшиты. Как выяснилось, итальянские саженцы высадили в природу, не проведя тщательное обследование.

Листья самшита, обглоданные огнёвкой. Фото ЦЗЛ Краснодарского края

Год спустя огнёвка почти полностью уничтожила самшит вечнозелёный, а затем переключилась на его колхидскую разновидность. В сентябре 2014 года специалисты признали, что 70% сочинских колхидских самшитовых лесов утеряны безвозвратно.

В отличие от азиатских растений, приспособившихся к огнёвке эволюционно, российские самшиты не были к ним готовы: в лесах не оказалось её естественных врагов. Вскоре туристы начали жаловаться, что деревья в сочинском заповеднике облеплены паутиной, из которой на людей падают токсичные бабочки-вредители.

Учёные сообщили о проблеме в Министерство природных ресурсов и порекомендовали обработать территорию самшита специальными препаратами. Им отказали. Согласно Федеральному закону, в национальных парках запрещено использовать биологические или химические препараты.

В разговоре с «Коммерсантом» директор регионального отделения WWF России «Российский Кавказ» Валерий Шмунк пояснил, что на этом этапе растения ещё можно было спасти, обработав пестицидами. «Нужно было принимать экстраординарные меры, а ведомства просто перекладывали ответственность друг на друга», — пояснил Шмунк.

Биологи пытались остановить распространение огнёвок с помощью экспериментальных средств и ульев ос — предполагалось, что те уничтожат вредителей. Но ничего не помогало.

В итоге к 2015 году огнёвка добралась до Черноморского побережья и Северного Кавказа. Специалисты говорят, что из-за халатности в Россию проникли и другие вредители: пальмовая огнёвка и красный пальмовый долгоносик. К 2016 году эти виды атаковали сочинские пальмы, а выявить заражение оказалось слишком сложно, так как насекомые питаются сердцевиной пальм.

Можно ли восстановить самшитовые леса

В 2015 году глава Министерства природы Сергей Донской обращался в Генпрокуратуру с просьбой найти виновных в попадании бабочки-вредителя в Россию. Привело ли это к какой-то реакции, неизвестно.

Несмотря на многочисленные жалобы специалистов, Россельхознадзор не усилил контроль над ввозом растений. Самшитовую огнёвку не внесли и в карантинный список, хотя об этом просили ещё в 2015 году.

Карта популяции самшита. Фото ЦЗЛ Краснодарского края и WWF России

Помощник директора Всероссийского центра карантина растений Андрей Крутов объясняет, что ведомство подключили к проблеме слишком поздно. По закону объекты вносят в карантинный список только если средства, затраченные на борьбу с ними, превышают потенциальный ущерб.

В 2017 году в России осталось четыре участка самшита. Три расположены в Адыгее и занимают территорию в 4,5 гектара, один, размером в 1 гектар, находится в Краснодарском крае.

Замглавы Минприроды Краснодарского края Дмитрий Медянцев рассказал журналистам, что сейчас можно лишь создать специальную зону для сохранения колхидского самшита. Никаких эффективных мер борьбы с вредителями пока нет. Работник ведомства уточняет, что площадку под резерват выберут в высокогорных районах Краснодарского края, где огнёвка не выживает.

Деревья колхидского самшита, объеденные огнёвкой. Фото Вячеслава Морозова, WWF России

Но даже на эти действия уйдёт время. Перед высадкой растений нужно подождать несколько лет, чтобы огнёвка доела нынешний самшит и умерла от голода. Иначе новые саженцы также могут погибнуть.

План борьбы с огнёвками необходимо согласовать с властями Грузии и Абхазии, что создаёт дополнительные сложности. В разговоре с журналистами специалист Юрий Гниненко подтвердил, что для восстановления самшита понадобятся долгие годы.

Даже если удастся сохранить самшит в резерватах, это не исправит уже нанесённого урона природе. Он растёт очень, очень медленно. За 70 лет дерево вырастает до двух-трёх метров. А в погибших самшитниках были деревья от десяти метров. Чтобы их восстановить, нужно ждать лет 500. Ни мы, ни наши дети уже никогда не увидим самшитовых лесов.​

Юрий Гниненко

#разборы #экология #золотойфонд