Офтоп
Дамир Камалетдинов

Первый канал сделал разбор баттла Гнойного и Оксимирона через три недели после его выхода

Приглашённые эксперты сравнили рэп-концерты с поэтическими вечерами и пришли к выводу, что «рок-н-ролл мёртв».

Вечером 3 сентября в передаче «Воскресное время» на Первом канале показали 10-минутный репортаж о рэп-баттле Гнойного и Оксимирона, который появился в сети 13 августа. В шоу позвали несколько экспертов и видеоблогера Николая Соболева: они пришли к общему выводу, что рэп пришёл на смену року, который «теперь неактуален».

До начала репортажа ведущий Валерий Фадеев рассказал зрителям, что «рэп-баттл — это поэтический турнир, когда один рэпер встаёт напротив другого и начинает оскорблять противника в стихах», и пояснил, что «рэп — культура негритянских окраин американских городов» и «искусство чёрных», хотя среди рэперов «есть и белые».

Самый известный и богатый как ​раз белый — Эминем. Знаменитые рэперы делают свою работу поразительно искусно, наши — не так искусно.

Валерий Фадеев

Однако телеведущий отметил, что между русскими и американскими баттлами есть серьёзные отличия: «Если у них это в первую очередь ругань и личные оскорбления, то у нас пытаются спорить о чём-то важном». По его словам, «это свойственно русской культуре: нас хлебом не корми — дай поговорить о смысле жизни».

Баттл Оксимирона и Гнойного — это спор о первичности культуры. Что важнее: успех, благополучие, деньги или самосозидание, творчество, личность. На уличном языке они обсуждают фундаментальные философские проблемы: они отсылают к классике, цитируют великих поэтов.

Но в баттлах очень сильно ругаются, матерятся. Если ваш слух оскорбляет нецензурная брань — баттлы не для вас. Вы только разочаруетесь и расстроитесь, вы скажете: «Какая же тут философия, только сплошной мат и ругань».

Валерий Фадеев

По мнению музыкального журналиста Александра Кушнира, в день баттла русский рэп идейно победил рок.

На смену року пришёл рэп. Получается, что рокеры ​респектабельные, пушистые и завалены кучей аппаратуры, а рэпер купил за 500 рублей карточку для компьютера, и язык улиц выхлестнулся в эти миллионы ютубовских просмотров.

Александр Кушнир

Корреспондент Первого канала Екатерина Кибальчич заявила, что «если бы фильм „Брат“ снимали в наши дни, то в плеере Данилы Багрова звучал бы речитатив». На кадры из ленты канал наложил трек Валентина Дядьки (один из псевдонимов Гнойного) «Охлади мой пыл», написанный по мотиву твита Оксимирона.

Журналистка сравнила концерты рэперов с поэтическими вечерами известных поэтов 20-го века.

В принципе нет сенсации в том, что артист собирает стадион, но вот если рассматривать событие, как поэтический вечер, то это уже что-то новое, ну или хорошо забытое старое. ​Поэты шестидесятники собирали стадионы легко. Андрей Вознесенский, как сказали бы сегодня, «порвал Лужники».

Екатерина Кибальчич

Репортаж завершили мнением доктора филологических наук Виктора Гуминского, которого пригласили изучить текст рэп-баттла Гнойного и Оксимирона. Гуминский увидел в нём «литературную преемственность».

Это своя поэтика, это своя поэзия​, это своя культура. Неслучайно ориентируются преимущественно на авангард, на 20-й век, на Маяковского, на Пастернака. Это аллюзия на литературу, специальная, чтобы закрепиться.

Виктор Гуминский

Помимо этого, в репортаже показали вставки с разных каналов на YouTube, где баттл обсуждали психологи и пенсионеры, а также вспомнили высказывание комментатора Георгия Черданцева перед матчем «Барселоны» и «Реала»: «Не так много событий могут затмить своей афишей рэп-баттл между Оксимироном и Гнойным».

#видео #офтоп #рэп #первыйканал