Офтоп
Oleg Uppit

«Истинный киберпанк»: как устроен фестиваль демосцены Chaos Constructions

Репортаж с одного из самых загадочных IT-событий России, которое в этом году шагнуло на большую площадку.

В конце августа в петербургском центре Artplay прошёл девятнадцатый по счёту фестиваль демосцены и идейно смежных с ней технологий Chaos Constructions.

Демосцена — это субкультурная область программирования, ориентированная на то, чтобы, выжимая из компьютеров максимум возможностей, создавать в реальном времени видеоинсталляции и музыкальное сопровождение к ним.

Chaos Constructions — это фестиваль, выросший из демо-тусовки и объединивший в себе лектории по кибербезопасности, конкурсы скоростного программирования, выставку коллекционеров старых компьютеров, лаборатории биохакинга и другие близкие активности.

По просьбе TJ Олег Уппит побывал на фестивале и собрал мнения посетителей, участников и организаторов Chaos Constructions о том, как мероприятие, имевшее славу одного из самых странных и закрытых IT-событий в России, в этом году переместилось на площадку нового уровня.

Начальная стадия

Первые фестивали Chaos Constructions выглядели так, что, перенеси их в сегодняшний день, они сошли бы за выставки ретро-техники — и в плане инструментов, которые тогда использовались, и в плане занимаемых площадок. Камерная тусовка нердов тех времён, когда в России никто ещё не употреблял слово «нерд»; вязаные свитера; обшарпанные выставочные комплексы, где СС мог предшествовать фестиваль мёда. И при этом — видеоряд, резко опережающий представления о тогдашних возможностях компьютеров.

Истинный киберпанк под лозунгом hi tech, low life и демосцена — программируемые и в реальном времени возникающие из кода визуальные инсталляции. Вот вокруг чего вращались первые демопати, главной из которых в России в какой-то момент и стал проходящий в конце августа Chaos Constructions.

Со временем фестиваль обрастал дополнительными структурами — лекториями про криптографию и хакинг, выступлениями музыкантов, экспозицией старых, но бережно сохранённых вычислительных устройств. При этом CC умудрился сохранить свойственную ему атмосферу карнавальности, непрерывной вечеринки. Например, до недавнего времени организаторы очень лояльно относились к алкоголю (и это почти никогда не приводило к эксцессам).

Одной из главных фишек фестиваля стало и то, что он не прерывается на ночь: с наступлением темноты ещё интереснее наблюдать за тёмными залами, перемигиванием мониторов и калейдоскопом узоров, появляющихся на стенах под стрёкот вычислений.

Другая особенность СС — у фестиваля нет одного центрального организатора. Он создаётся усилиями объединяющихся ради этого сообществ и их инициативных представителей. Те обеспечивают организацию лекций, установку оборудования и взаимодействие с площадкой. Многие называют главным идеологом фестиваля этого года Екатерину Стрельникову, но сама она от этого открещивается: «Форма организации? Самоорганизация».

Вперёд и вверх

Попытки вывести фестиваль из крошечных площадок «в свет» предпринимались несколько раз. Какие-то из них публика сочла более-менее успешными, другие — едва ли не провальными. В 2017 площадку для проведения Chaos Constructions предложил открывшийся в Петербурге несколькими месяцами ранее филиал московского центра Artplay, пространство площадью 3 тысячи квадратных метров.

Среди гостей и участников последнего фестиваля (в последние годы появилась ощутимая граница между первыми и вторыми) многие остались довольны. «Я 15 лет мечтал попасть на что-то подобное, и безумно счастлив, что наконец-то смог», — рассказывает веб-разработчик Евгений Данилов. «Шёл в основном посмотреть демосцену, но насыщенной оказалась и остальная программа: интересные доклады, приятные знакомства, возможность прикоснуться к технике, о существовании которой даже и не знал. Остался под большим впечатлением и теперь никогда не буду пропускать фестиваль».

Но не все были настроены столь восторженно. На CC можно было услышать и ворчание по поводу стритфуда, загнанного в помещение и потому чадящего, и звучащие в кулуарах вздохи организаторов по поводу того, что не всё удавалось контролировать. Кто-то с неодобрением оглядывался на косплееров, другие сетовали на уход от «духа андеграунда».

«Косяков было порядочно, но из-за отсутствия сведённой и видимой всем программы большую часть никто из посетителей не заметил. Для первой попытки организовать такой масштабный фест в столь сжатые сроки — результат потрясающий», — говорит Loxmatiy Mamont, ведущий подкаста linkmeup и один из организаторов. «Аудитория сложилась уникальная: простые миряне + суровые айтишники. Причём, как показала конференция, это не модные хипстеры, а именно серьёзные разработчики на взрослых языках. Конфа порадовала и злободневностью тем и докладчиками: никакого булшита и в итоге благодарные слушатели».

Прорыв

Почти все сходятся на том, что этот год стал для Chaos Constructions прорывным. Закончилась эра подвалов, дым от бургерной оборачивался чем-то стимпанковским, герои аниме создавали атмосферу района Синдзюку, а в самом Artplay витал дух НИИ эпохи НТР, свидетелями которой были некоторые устройства на выставке ретро-компьютеров.

Последние становятся для многих катализатором развития деятельности. «После прошлого СС часть ретро-компьютерщиков объединилась в сообщество RetroTech Squad и за прошедший год поучаствовала в почти двух десятках фестивалей и конвентов. Всё-таки СС бывает раз в год, а нам хочется какой-то движухи на постоянной основе», – рассказывает Михаил Mihhru Руденков, с 2009 года организующий на фестивале выставку ретро-техники.

«Мне есть с чем сравнивать. Мы делали малые выставки на небольших конференциях. Делали большие стенды на мегафестах типа GeekPicnic, "Старкона" или "БигФеста". И я не могу сказать, что уровень организации сильно зависит от бюджета фестиваля. На огромном "Старконе" мы голодали и мёрзли утром понедельника в пустом зале, когда других участников давно вывезли. На с первого взгляда раздолбайском "БигФесте" о нас заботились, помогали и всё прошло как по маслу.

Перед СС ребята из RTS готовились к худшему. Самые осторожные вообще решили не привозить экспонаты, опасаясь привычных проблем с вывозом. Тем более устройств было заявлено реально много.

Но мы ошиблись. Для выставки это был самый комфортный фестиваль за всё время моего там участия. Да и вообще, кажется, самый интересный, светлый и насыщенный СС. Ночью мы устроили классные посиделки с палатками и ретроиграми, провели за оба дня множество турниров и творческий конкурс. А когда на мероприятии получаются все запланированные конкурсы, это значит, что на их организацию нам оставили время и силы.

В то же время для меня существование СС в следующем году остаётся под большим вопросом. Похоже, кроме Кати Стрельниковой, никто не потянет организацию фестиваля в таких масштабах. И для меня загадка, откуда у неё столько сил», – продолжает Михаил.

Пожелания и надежды

То, как разные сообщества совместными усилиями смогли породить нечто большее, чем просто программу активностей, отмечают не только участники, но и гости. Сергей Казенюк, сооснователь исследовательской компании ModusPonens, говорит: «Слушание докладов, а потом просмотр и прослушивание демок на компьютере ZX Spectrum в сочетании с полусонным состоянием может давать интересный эффект. Такой эксперимент над собой раньше просто негде было провести.

Очень круто, что на фестиваль добавили хакзону. Её недоставало. Хотя особо ничего сложного там не рассказывали, но тем не менее. Это и про фан и про образ мысли чуваков, которые занимаются поиском уязвимостей. Не только про фактические знания. Таких ивентов в Питере до сих пор не было. Хотелось бы, чтобы организаторы продолжили развивать и это направление.

Но больше всего хочется сказать про площадку. В последний раз я был на фестивале в 2015 году – тогда его проводили в клубе "А2". И мне показалось, что в этот раз организаторы не вполне смогли отмасштабироваться для такой большой площадки. Очень много пустого пространства, которое сложно преодолевать. И, что более важно, обстановка стала менее камерной и уютной. Это демосцена всё-таки, должен быть полумрак» – улыбается Сергей.

Многие отмечают, что в этот раз спонсорами фестиваля оказались те, кто и сам достаточно «в теме». Магазин «Микроника» не только поучаствовал в финансировании фестиваля, но и выставил стенд, где проводился конкурс по сборке конструкторов из различных старых деталей, а Мастерская Ивана Растра развернула световую арену.

«Да, были и косяки. Но для полуподпольной организации без денег получилось прелесть, как хорошо, – резюмирует Loxmatiy Mamont – Планы на будущее есть, их море и упираются они больше в желание IT-компаний проспонсировать мероприятие в следующем году. В этот раз спонсорами выступили все самые близкие, любимые и заслуженные. Люди, которые могут сделать грамотно и красиво, есть, но им нужны деньги. Иначе – путь Geek Picknic, который скатился в убожество. И самое важное – если CC хочет жить, ему надо развиваться. Больше никаких подвалов и эстетики бухания из пластиковых стаканчиков. В этом году мы попробовали дать ему такое развитие. Вроде получилось. Как будет дальше – вопрос очень интересный».

Фотографии: Сергей Голубев

#фестивали #демосцена #косплей