Офтоп
Mayya Gavasheli

Эвакуации в российских городах: учения или «телефонные террористы»

Какие есть версии и как на это реагируют власти.

Эвакуация посетителей торгового центра «Акрополь» в Калининграде. Фото Александра Подгорчука, «Коммерсантъ»

С 10 сентября в нескольких городах России в экстренные службы регулярно поступали анонимные звонки о ложных минированиях в торговых центрах, гостиницах, школах, больницах, мэриях и других зданиях. Бомбу нигде не нашли, однако до сих пор неизвестно, что именно стало причиной серии эвакуаций тысяч людей по всей стране.

В каких городах появились сообщения о минировании

10 сентября

  • Омск — ​мэрия (дважды за сутки), «ряд школ», три кинотеатра, два торговых центра;
  • Стерлитамак — шесть ТЦ, супермаркет, кинотеатр, отель, гостиницу, клуб, два ресторана и общежития двух университетов.

11 сентября

  • Ставрополь — пять школ, рынок, администрация, автостанция, поликлиника, здание университета;
  • Уфа — пять торговых центров, университет;
  • Челябинск — четыре торговых центра;
  • Рязань — четыре торговых центра, автовокзал, два отеля, два клуба и два кинотеатра;
  • Брянск — пять торговых центров;
  • Новосибирск — автовокзал, два клуба, две гостиницы, караоке-бар;
  • Екатеринбург — автовокзал, торговый центр​.

Эвакуация торгового центра «Гостиный двор» в Перми. Фото с сайта 59.ru

12 сентября

  • Южно-Сахалинск — четыре торговых центра, здание областного правительства;
  • Уфа — автосалон;
  • Магадан — два кинотеатра, рынок, три школы, университет;
  • Владивосток — «ряд объектов», в том числе ТЦ «Черёмушки», где 11 сентября показали «Матильду»;
  • Пермь — администрация города, здание департамента земельных и имущественных отношений, ж/д вокзал, два торговых центра, три школы, 16 корпусов Пермского госуниверситета;​
  • Красноярск — три торговых центра;
  • Калининград — два торговых центра, вокзал, университет, управление Балтийского флота, здание регионального правительства;
  • Архангельск — четыре торговых центра, автовокзал;
  • Петрозаводск — мэрия, законодательное собрание, аэропорт, вокзал;
  • Нижний Новгород — торговый центр;
  • Новый Уренгой — вокзал, два торговых центра, дом культуры;
  • Железногорск (Красноярский край) — торговый центр;
  • Cамара — семь торговых центров.

В Москве днём 12 сентября провели эвакуацию в РУДН, но это оказалась учебная тревога, по всей видимости, не связанная с серией эвакуаций по всей стране.

Обновлено: 13 сентября

Расследования официально начали только в нескольких регионах, хотя, по данным «Коммерсанта», уголовные дела по части 1 статьи 207 УК (заведомо ложное сообщение о теракте) возбуждают во всех областях, где получают анонимные звонки. Наказание по статье за ложный терроризм предусматривает до пяти лет лишения свободы.

Полиция и прокуратура завели дела после сообщений в Брянске, Стерлитамаке и Ставрополе, где поступило 42 ложных сообщения. В Омске возбудили дело после минирования здания городской администрации, где располагался избирком. Звонок туда поступил во время подсчёта голосов. В Перми решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Версии произошедшего

К моменту написания заметки достоверного объяснения волне анонимных звонков так и не появилось. Федеральное правительство, силовые ведомства и Кремль пока не объясняли происходящего. В МЧС России на вопрос «Коммерсанта» о массовых угрозах взрывов заявили, что у ведомства «нет такой информации». «Ведомости» узнали, что источник звонков выясняют под руководством ФСБ. МВД и Росгвардия также участвуют в операции.

Учения

Одна из версий — антитеррористические учения, но в одних регионах она подтверждается, в других — опровергается. Необходимость и срочность возможных учений не объяснялась.

«Комсомольская правда — Челябинск» со ссылкой на три источника в разных отделах полиции сообщила, что эвакуация 11 сентября была массовыми учениями МВД, указания о которых поступили «с верхушки», но даже руководители среднего звена о них не знали. При этом источники отметили, что «торговые комплексы сработали плохо».

Издание НГС «Омск» связало учения с документом, который распространили в соцсетях 8 сентября. В тексте говорится об усилении мер безопасности из-за того, что организация «Исламское государство» готовит серию терактов в местах массового скопления людей. Подлинность этого документа, как и версия с ИГ, не подтверждалась.

12 сентября издание «СуперОмск» сообщило, что с 12 по 15 сентября в городе будут проходить антитеррористические учения. Они должны были проходить 11 сентября, однако вместо этого силовикам пришлось выезжать на ложные вызовы. «Брянские новости» со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщили, что эвакуация прошла в рамках всероссийских учений, которые проводятся с 5 сентября.

Издание «Аргументы и Факты-Прикамье» опубликовало заметку с комментарием генерального инспектора Министерства обороны Олега Островского , который назвал массовые эвакуации в первыми со времён СССР «масштабными антитеррористическими учениями». Позднее издание удалило упоминания имени служащего, заменив его на «источник в Минобороны», а затем удалило саму заметку. Редактор сайта Марина Сафина заявила, что статью удалили из-за «уточнения информации» и она появится на сайте «после документального подтверждения». К моменту выхода материала на TJ новая заметка на сайте «АиФ» не появилась.

Жители Сургута сообщили о массовых проверках автомобилей в разных частях города, их связывают с нападением 19 августа. В ФСБ по Тюменской области агентству Ura.ru рассказали, что операция силовиков проходит в рамках масштабных антитеррористических учений в регионе, которые начались 12 сентября. Участие в них должны были принять все силовые ведомства.

«Телефонные террористы»

Чаще всего в СМИ упоминается версия о «телефонных террористах», массово звонивших в отделения полиции. Откуда поступали звонки, пока неизвестно.

Источник РИА «Новости» в силовых структурах сообщил, что звонки поступали с территории Украины, отметив, что это подтверждается «оперативной информацией». Ставропольский губернатор Владимир Владимиров допустил, что «телефонную атаку» совершили «не с территории России». Источники уральского издания Znak в полиции назвали серию происшествий «спланированной акцией» из-за границы.

В пермском Ростелекоме выяснили, что сообщения поступили от международного виртуального оператора, но страну не уточняли. В МВД по Пермскому краю подчеркнули, что «даже если вызов был совершён через интернет, связисты видят цифровой след и могут определить, с какого IP-адреса был звонок». Полиция по Челябинской области рассказала, что звонили с использованием IP-телефонии. По версии источников Znak, cообщения о взрывчатках оставляли не сами злоумышленники, а с помощью «вредоносной программы».

Украинцев заподозрили в «телефонном терроризме» не впервые. В 2015 году неизвестные с украинских номеров ложно «минировали» торговые центры Санкт-Петербурга, которые принадлежат компании Fort Group. Анонимы шантажировали предпринимателей и городские власти, требуя выкуп. Позже Fort Group отказалась от эвакуации посетителей из-за анонимных звонков. Звонки также прекратились, но выполнила ли компания условия шантажистов — осталось неизвестным.

Версия о сообщениях из других стран не подтверждалась официально. Пока точно неизвестно, откуда совершались звонки, из одного ли места и кто несёт за это ответственность. Представители Ростелекома сообщили РИА «Новости», что сотрудничают с правоохранительными органами в установке источника звонков, но не имеют права раскрывать подробности.

Это не первый случай появления ложных сообщений о терактах одновременно в разных городах. В начале августа «Медуза» рассказывала о деле, возбуждённом против россиянина в 2016 году, после того, как 17 октября администрации Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда, Ярославля и ещё нескольких городов одновременно получили анонимные сообщения о готовящихся взрывах. ФСБ установила, что сообщения отправили с французского IP-адреса. Мужчина стал фигурантом уголовного дела, так как пользовался французским выходным узлом Tor ночью 17 октября.

#разборы #эвакуации