Офтоп
Никита Лихачёв

Их танки в городе

День танкиста в Минске как кульминация отношений Wargaming с государством.

Воскресным сентябрьским вечером телеведущий и комик Андрей Родной всматривается в толпу со сцены в минском парке: «Вас тут 100 тысяч человек». Скорее всего, цифра была взята из головы, но оспорить её никто не смог: в ожидании выступления воссоединившейся группы 5'nizza народ заполнил всё доступное взгляду пространство, залезая на помостки и замешивая траву в грязь.

На праздничный вечер Дня танкиста в том парке из двухмиллионной столицы собралось всё активное население города — не только геймеры и увлекающиеся танками, но и мамы с колясками, пенсионеры и целые семьи. Это как если бы в Москве в парк Горького пришло сразу под миллион человек — причём в России этот праздник тоже отмечается 9 сентября, но не так масштабно. Главное отличие здесь в том, что впервые подобное мероприятие проходило под флагами коммерческого бренда — World of Tanks.

Wargaming отмечает этот праздник уже несколько лет подряд, и в компании считают, что благодаря WoT День танкиста стал по-настоящему народным. Раньше его праздновали в локациях на отшибе Минска, и мероприятие не было официальным. В 2017 году компании впервые удалось договориться о поддержке властей города — Мингорисполкома. Площадку под праздник выделили настолько патриотическую, насколько возможно: парк Победы находится практически в центре города на проспекте Победителей и рядом с музеем Великой Отечественной войны.

За день до Дня танкиста Минск отмечал День города — тоже официальное, но довольное пресное мероприятие, приуроченное к 950-летию столицы. Следующий день Wargaming удалось прокачать — причём за счёт своих, а не бюджетных денег: представительница департамента культуры Мингорисполкома рассказала, что на компанию легли основные финансовые расходы, а город лишь помогал в организации.

Сколько было потрачено на праздник, в Wargaming не говорят, но масштаб переоценить сложно. Несколько зон для детей, включая лего-лабиринт и батуты, десятки точек фуд-корта, зоны отдыха, военную технику, огромную бесплатную игровую зону с сотней мощных компьютеров, концерты Найка Борзова и «Ундервуда», праздничный салют на берегу реки Свислочь.

Несмотря на повсеместное брендирование World of Tanks (с обязательными вплетениями традиционного белорусского орнамента), такие мероприятия — это машины по сжиганию денег, которые никогда не отбиваются, и с этим не спорят даже представители компании. Но с чем они кардинально не согласны, так это с тем, что День танкиста-2017 для Wargaming — это кульминационная точка сложной истории взаимодействия с властями.

От нехватки денег к 200 миллионам регистраций

World of Tanks — главный, но далеко не единственный тайтл Wargaming. Из крупных проектов компания сейчас делает World of Warships, World of Warplanes, в 2018 году ожидается выход онлайн-шутера «Калибр». Релизу World of Tanks (вышла в 2010 году) предшествовала ещё одна игра на патриотическую тематику — «Операция „Багратион“», вышедшая в 2008 году. Следуя заданному создателями Total War стандарту жанра стратегии в реальном времени, Wargaming сделала масштабную игру про Белорусскую наступательную операцию, детально воссоздав все сражения, проходившие во Вторую мировую на нынешней территории страны.

В компании до сих пор ходит байка об этих временах, когда до общепризнанного успеха Wargaming ещё было далеко. По рассказам сотрудников, в те годы в Минобороны Республики Беларусь заметили популярность игр на военную тематику и тоже хотели сделать что-то своё. Нашлись знакомые в Wargaming, и в итоге Минобороны поддержало создание «Операции „Багратион“» — первой настолько подробной белорусской игры на военную тематику. За ней последовала Order of War, которая благодаря партнёрству с японским издателем Square Enix пошла на экспорт на Запад. Обе игры вышли на дисках, и в интервью «Ведомостям» в 2014 году основатель и глава Wargaming Виктор Кислый рассказывал, что больших денег с них заработать не удалось.

Тогда компания решила замахнуться на успех World of Warcraft — онлайн-игры от Blizzard, которая в 2008 году стала самой популярной MMORPG в мире. Первые промо-ролики и арты грядущей игры даже включали в себя фэнтезийные расы вроде эльфов и орков, однако деньги у Wargaming кончались, на проработку всех новых персонажей их не хватало. Тогда Кислый и другие сооснователи (Пётр Битюков, Вячеслав Макаров и Марат Карпеко) собрались вместе в Москве и решили сделать пивот: вместо фэнтези-MMO выпустить игру про танки, тем более что готовые модели можно было взять из «Багратиона» бесплатно. Эту коллизию двух вселенных можно наблюдать в самом первом тизере World of Tanks, где в битве эльфов и орков побеждает Т-34.

До сих пор WoT остаётся главным финансовым локомотивом Wargaming, и раньше львиную часть доходов приносили российские игроки. В 2017 году доля пользователей из СНГ примерно стала равна количеству игроков из других стран, в том числе с Запада — всего 200 миллионов регистраций. Белорусских игроков около 2 миллионов (это всё население Минска), и в компании признают: и на родине, и в России уже достигнут потолок.

Зачем тогда тратить столько денег на День танкиста? Отвечает Александр Бобко — топ-менеджер Wargaming, отвечающий за спецпроекты в маркетинге.

​День танкиста — традиция, мы празднуем его с 2011 года. Это отлично, когда власти поддерживают такие мероприятия — больше людей могут прийти. Здесь речи не идёт о том, чтобы конкретно это направление окупалось. Мы поддерживаем традиции, которые сами устанавливаем. Люди приезжают сюда откуда угодно — из Краснодара, Ростова — потому что знают, что это происходит в Минске.

Александр Бобко

Работа с музеями

День танкиста — не единственный патриотический спецпроект Wargaming. На празднике компания подарила минскому Музею Великой Отечественной войны комплект устройств для AR-экскурсий. Специально для музея компания сделала интерактивную модель немецкой самоходки «Штурмтигр», которой нет в игре.

Если запустить приложение на Lenovo Phab или на очках Microsoft Hololens, можно жестом пригласить «Штурмтигр» выехать прямо из воздуха перед пользователем, а потом изучить внутренности военной машины. При этом таких экспонатов может быть много, и дополнительное место в музее — как в случае с реальными танками — для их хранения не понадобится.

Александр Бобко изучает «Штурмтигр», который видит прямо перед собой. Изображение транслируется на экран с его очков Hololens

На Hololens демонстрация AR-самоходки выглядит довольно впечатляюще, но музей получит только несколько фаблетов Lenovo, а не очки Microsoft. В компании считают, что фаблеты проще в использовании и практичнее: поскольку смотреть такой экспонат будет огромное количество человек, надевать на каждого очки менее гигиенично и удобно, чем выдавать устройство в руки.

Совместные проекты на историческую тематику Wargaming делает и в России. Например, вместе с волонтёрами из числа игроков компания покрасила несколько десятков танков для музеев Москвы и Краснодара, подняла танк со дна реки в Кубинке и восстановила ещё один танк в Медыни.

Зачем столько усилий? В компании говорят, что это чистое меценатство её основателя.

Игра основана энтузиастами-историками. И Виктор Кислый, и Антон [Панков, главный операционный продюсер разработчика WoT], и Слава [Макаров, сооснователь WG] помешаны на истории. Для них это нечто большее, чем игра, чем компания, чем монетизация.

Виктор Кислый горит этим и поддерживает подобного рода инициативы, даже если они не приносят прибыли.​

Александр Бобко

Танки и государство

​Несмотря на народное признание, последние инициативы компании некоторые белорусы всё же воспринимают с изрядной долей скепсиса. Например, запущенная в 2016 году совместная акция с государственным перевозчиком «Белавиа», в рамках которой Boeing 737-300 забрендировали под World of Tanks, была воспринята в байнете неоднозначно. Одним расцветка ливреи показалась слишком мрачной, а другие обращали внимание, что давно ставшая международной компания, построившая себе в качестве штаб-квартиры самое высокое здание в столице Кипра, показательно напомнила про свои белорусские корни.

Представители Wargaming на вопросы о кипрской штаб-квартире пожимали плечами: мол, всего офисов у компании 19, а минский — самый многолюдный, около 2 тысяч человек (это примерно половина компании). В него же в 2016 году в рамках двух отдельных маркетинговых акций привозили актёров Стивена Сигала и Дольфа Лундгрена, причём первый даже якобы устроился работать консультантом по героическим сражениям. А в штаб-квартире в Никосии работает только топ-менеджмент и некоторые кипрские сотрудники, порядка 200 человек.

Все эти акции, помощь музеям и сам День танкиста можно было бы легко приравнять к другим чисто игровым маркетинговым активностям (например, фестивалю WG Fest или гранд-финалу чемпионата по танкам WGL), если бы они не были объединены патриотической линией, которая явно очень комплиментарна властям, причём обоих соседствующих стран. В компании прямо говорят: танки — это лучшая на сегодняшний день реклама армии.

Особенно характерной сценой Дня танкиста в контексте взаимодействия с властями была поездка мэра Минска Андрея Шорца на белорусской армейской бронемашине пехоты V-1, внешне напоминающей американский Hummer, но раскрашенной под дизайн World of Tanks. Одетый в простую майку с символикой праздника мэр с семьёй и несколькими сопровождающими доехал из центра города до парка, где проходило мероприятие, а на выходе из броневика его обступила официальная делегация. Представители компании предложили чиновникам пройти в игровую зону поиграть в танки. Растерянные выражения лиц людей из своего окружения, которые явно не собирались садиться за компьютеры, мэр смыл фразой: «Конечно, а то чего ж мы сюда приехали».

Мэр Минска Андрей Шорец (в майке в центре)

Главное, что вызывало вопросы — почему на таком масштабном городском празднике, полном исторической подоплёки, представителей властей и очень лояльных компании игроков, не было самого основателя Wargaming Виктора Кислого. Бобко, ранее говоривший об интересе главы компании к поддержке истории, прокомментировал его отсутствие на Дне танкиста словами: «Хороший вопрос. Пока так».

В конце 2016 года газета «Салiдарнасць» писала, что Кислый «перестал быть белорусом». В течение нескольких последних лет он живёт с семьёй на Кипре (у него два гражданства), где местные власти вручают компании награды за вклад в экономику и проводят льготное налогообложение доходов с продуктов интеллектуальной собственности. Сотрудники говорят, что Кислый уже давно не приезжает на официальные мероприятия компании, лишь иногда выступая в Минске на отраслевых конференциях. Неофициально они намекают: это может быть вызвано напряжёнными отношениями главы компании с первым лицом государства, поэтому лишний раз показываться на публике ему ни к чему.

Работники Wargaming вспоминают, как за три года после выхода World of Tanks компания росла баснословными темпами, что доходы увеличились в несколько раз, но утверждают: все налоги на родине исправно платятся, это приносит значительный вклад в бюджет. И хотя экономический кризис в России подкосил доходы компании в долларовом выражении, Бобко заявляет: «Компания стабильно развивается».

В 2016 году агентство Bloomberg назвало Кислого долларовым миллиардером, исходя из оценки компании в 1,5 миллиарда долларов и его доли в 64%. Оставаться незамеченным государством в таких обстоятельствах не получится никак. Сам предприниматель тогда не комментировал подсчёты, но заявлял, что ведёт скромный образ жизни.

​Прошедший День танкиста скромным никак не назовёшь. Этот праздник — наиболее наглядное подтверждение тезиса: Wargaming по-прежнему белорусская, близкая к народу компания, даже если ей приходится демонстративно это доказывать.

Перед входом в парк Победы

Обыскивают в Минске серьёзно: на входе образовалась очередь

Жители города гуляют у реки Свислочь

Толпа родителей и очереди в игровую зону

Ряженый полковник объясняет принципы игры новичкам

В этот день можно было попробовать новый режим «Генеральное сражение» — баталию 30 на 30 танков

Канал Минобороны РФ «Звезда» снимает сюжет

Очередь на посидеть за рулём МАЗа

Бронемашина V-1

Внутри V-1

Декорации, оставшиеся от Дня города (он фактически продолжался два дня)

Минский офис Wargaming

Карта с отмеченными точками, где проходили мероприятия World of Tanks

Компьютеры, привезённые с Дня танкиста

Александр Бобко вызывает «Штурмтигр» при помощи жестов

#фото #игры #wargaming