Офтоп
Роман Персианинов

Наука шпионажа: как агенты ЦРУ вербуют выдающихся академиков

Чтобы подорвать развитие ядерной промышленности в Иране, КНДР или России, американские шпионы «охотятся» за специалистами на симпозиумах.

Фото Getty

Биохимики, специалисты в области ядерной промышленности и другие учёные узких областей — ценный ресурс для ведущих стран мира. Их знания помогают создавать мощное вооружение или искать лекарства от редких заболеваний, поэтому они нередко становятся объектами спецслужб.

Издание The Guardian опубликовало отрывок из книги Spy Schools Дэниэля Голдена, где рассказывается, как шпионы ЦРУ тайно «крадут» выдающихся иностранных учёных. TJ вынес главное из опубликованной статьи.

История одной вербовки

Около 10 лет назад иранский учёный-ядерщик вернулся домой с симпозиума (где он проходил, неизвестно). Два его охранника, выходцы из элитных спецвойск, уже спали. Он хотел отправиться ко сну вслед за ними, но услышал стук в дверь. За ней стоял агент ЦРУ — вместе с коллегами он несколько месяцев готовился к вербовке учёного.

Когда дверь открылась, шпион сходу поздоровался на арабском, — «Здравствуй, дорогой друг (Salam habibi). Я агент ЦРУ и хочу, чтобы ты отправился со мной на самолёте в США». Опытный вербовщик видел, как на лице объекта тут же отпечаталось несколько вопросов: «Что будет с моей семьёй?» «Как они защитят меня?» «Где я буду жить?» «Что случится, если я откажусь?».

Однако ещё до того, как специалист успел задать вопрос, его оборвал спецагент. «Сначала возьми ведро со льдом. Если охрана проснётся, ты сможешь соврать им, что ходил за ним», — сдержанно сказал вербовщик. Решение учёного было очевидным, по крайней мере, для него.

Зачем ЦРУ вербовать учёных

По данным The Guardian, ЦРУ тратит несколько миллионов долларов на организацию научных конференций. Благодаря этому у них появляется шанс завербовать иранских ядерных специалистов, тем самым подорвав их развитие в сфере оружия массового поражения.

Под наблюдение попадают не только ближневосточные академики, но и специалисты со всего мира. Глобализация позволила отправлять своих представителей на симпозиумы даже таким закрытым странам как КНДР. Это создаёт вокруг страны престиж и представляет её научное могущество, если верить источникам автора исследования в ЦРУ. Схожая схема работает для России или Китая.

Увеличивать могущество страны посредством накопления учёных — это выгодная тактика для ведущих государств. Она позволяет не только быстрее других создавать новое вооружение или лечить редкие заболевания, но и служит разведывательным ресурсом. Специалисты знают много секретов о техническом успехе страны — для конкурирующего правительства эта информация приобретает огромную ценность.

Глава КНДР Ким Чен Ын изучает возможности компьютерных разработок. Фото Reuters

Ради вербовки иностранных учёных ЦРУ может пойти на радикальные меры и создать свой симпозиум. Агентство подготавливает список специалистов, которых нужно пригласить, и выделяет деньги на их перелёт. Обычно подрядчиком-организатором спецслужб выступает компания Centra Technology — официально она занимается вопросами защиты информации от постороннего доступа, военной и технологической логистикой. За 20 лет работы учреждение получило от ЦРУ около 200 миллионов долларов по различным контрактам.

Если спецслужбы лично занимаются подготовкой симпозиумов, то выбирают, вероятно, «относительно нейтральную страну» или «по возможности, нейтральную страну» для приглашённых учёных. После этого агенты находят местного бизнесмена в технологической или разведывательной сфере и предлагают ему от 500 тысяч до двух миллионов долларов на организацию научной конференции. Так спецслужбы маскируют свои мотивы за стремлениями отдельных предпринимателей. И пока предприниматели готовят конференцию, агенты планируют вербовку.

Как спецагенты выслеживают объекты

ЦРУ может связаться с американским учёным и спросить, планирует ли он поехать на международный симпозиум. Если он соглашается, его просят убедить поехать иностранного специалиста, которым интересуются спецслужбы. В крайнем случае, если верить расследованию, агенты оплачивают перелёт иностранного академика. Шпионы обращают внимание на страну проживания учёного, узкость его сферы исследований и общий профессионализм.

Как рассказал автору The Guardian агент по имени R, спецслужбы в начале всегда «случайно» сталкиваются с целью. R признался, что завербовал «кучу» людей — это давалось ему легко. Он находил списки ближайших симпозиумов, выбирал учёных, которых видел на предыдущих конференциях, и открывал «охоту». Вербовщику нужно было заучить университет, который закончила цель, место работы, имена его коллег и общую биографию.

Поиск целей для вербовки — популярная и выгодная работа для агентов ЦРУ. Поэтому R всегда приходилось убеждать начальство выдать одновременно достаточно денег, чтобы отправиться на место и вернуться с целью, но при этом не так много, чтобы на выделенную сумму обратили внимание другие агенты. Иначе бы они отправились на такую же конференцию, попытавшись перехватить цель.

Иранский техник на заводе по преобразованию урана. Фото AP

Убедив начальство, агенту нужно придумать легенду. Он придумывает себе занятость (обычно, бизнесмен), имя компании, создаёт подставной исследовательский сайт со своим именем и изготавливает визитки. Вербовщик также подделывает счета за телефон и чек списаний с кредитной карты для подставной компании.

Агенты — это не учёные. Они не могут вступать в открытые беседы без страха быть раскрытыми. Поэтому они находят стеснительных или тихих интровертов, с которыми легче завести диалог. «Вы тоже не любите толпы людей так же, как и я?», — частый вопрос агентов при знакомстве.

R отмечает — нельзя у всех на виду сразу же общаться с нужным специалистом. Охрана сразу же заметит эту активность и усилит меры безопасности. Поэтому вербовщику нужно лишь зафиксировать себя в памяти цели, а затем уйти. Так продолжается до конца симпозиума — агент перемещается от одного специалиста к другому, перебрасываясь с ними короткими фразами.

Приходить в номер к специалисту — чрезвычайно рискованный способ, который используют лишь в крайних случаях. Обычно агенты ждут несколько дней после знакомства с учёным и приглашают на ужин в кафе или ресторан. Там вербовщик под видом бизнесмена предлагает специалисту присоединиться к своей команде в США.

Предлагаемая зарплата за работу зависит от страны проживания — для пакистанских учёных она составляет от тысячи до пяти тысяч долларов. Для корейских специалистов (не уточняется, северных или южных) зарплата выше. Как только цель получает первые деньги, она теряет возможность сбежать обратно. В таких случаях ЦРУ сливают информацию о сотрудничестве специалиста с США, подрывая репутацию учёного.

С какими проблемами сталкиваются вербовщики

Биохимия и физико-ядерная наука — очень сложные темы. Поэтому даже хорошо обученный агент порой страдает от нехватки научных знаний и выбирает не самый ценный объект. А если вербовщик выдаст в себе дилетанта, операцию можно считать проваленной — охрана специалистов заподозрит опасность и не подпустит агента.

Чтобы создать непробиваемое алиби, вербовщики тщательно работают над «легендой». От какого исследовательского центра или компании они прилетели, кто их руководитель, как зовут коллег, что он изучает, интересуется ли темой изотопной гидрологии или потенциалом управляемого термоядерного синтеза.

Не все специалисты приезжают на симпозиумы с охраной, но если к ним всё-таки привязывают телохранителей, агентам приходится идти на жёсткие меры. К примеру, они могут завербовать повара на кухне и убедить его отравить еду охранников. А пока телохранители будут мучаться болями в животе и проводить часы в туалете, агент сможет поговорить с целью.

Не каждый учёный сразу же верит, что перед ним стоит агент ЦРУ, а не какой-то мошенник. Они могут отказаться от разговора, поэтому в таких случаях агентов спасает только хорошее знание биографии учёного. «Я знаю, что у тебя был рак яичек, и ты потерял левое», — некогда заявил агент ЦРУ своей цели, чтобы подтвердить свой статус спецагента.

Даже когда агенты убеждают учёного сбежать, они могут столкнуться с внезапным отказом на полпути. Специалисты передумывают в такси или аэропорту, начиная набивать себе цену. В таких случаях вербовщики идут на уступки — соглашаются перевести в страну жену и детей учёного, предоставив им полную финансовую помощь в США (оплата школы и колледжа для детей). Обычно такие условия сильно привлекают специалистов, убеждая их согласиться. В таких случаях работа вербовщика заканчивается успешно.

#исследование #сша #спецслужбы