Офтоп
Анатолий Чиквин

Фото: Заброшенные аэропорты мира

Воздушные гавани, в которые больше не купить билет, на снимках из Инстаграма.

Фото @apogeiosi

Появление аэропорта обычно знаменует собой новый этап в развитии агломерации. Сложное и затратное сооружение, занимающее большие площади и обслуживаемое значительным количеством персонала, может позволить себе не каждый город. Аэропорты становятся крупными инвесторами в инфраструктуру, инициаторами туризма в регионе и в целом играют роль важного экономического фактора.

Хотя коммерческим воздушным перевозкам нет ещё и ста лет, на карте уже появляются аэропорты, которые по тем или иным причинам были заброшены. В России из 229 аэродромов насчитывается уже около 30 закрытых, часть из них используется просто как посадочные площадки, на некоторых открыты автостоянки.

В различных уголках мира встречаются аэропорты, от эксплуатации которых вынуждены были отказаться из-за начавшихся военных действий, по финансовым соображениям или их так и не достроили до конца. Пользователи социальных сетей периодически проникают на закрытую территорию и публикуют оттуда завораживающие, а иногда и пугающие фотографии.

Никосия

Международный аэропорт республики Кипр был открыт в 1930-х годах и использовался с перерывами до 1974 года, когда началось турецкое вторжение. С тех пор в нём бывают только миротворцы ООН, а последние самолёты вылетели ещё в 1977 году. Аэропорт находится в буферной зоне и пассажирских рейсов больше не принимает.

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен

Степанакерт

Ходжалинский аэропорт — единственный в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике, способный принимать крупные самолёты. В ходе карабахского конфликта он оказался фактически блокирован с 90-х годов по настоящее время. И, хотя в 2012 году его даже формально сдали в эксплуатацию, пассажирских рейсов он всё равно не принимает.

Аэродром используется только военными, малой авиацией, и ещё здесь иногда проходят фестивали воздушных шаров. Азербайджан в своё время пообещал сбивать самолёты, которые собираются совершить посадку в Степанакерте, но потом от этого намерения отказался.

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен

Афины

Аэропорт Эллиникон до 2001 года был главным воздушным портом Афин, но в связи с введением в действие нового «Элефтериос Венизелос», был заброшен. Его построили ещё в 1938 году, и ежегодно через аэропорт проходили до 12 миллионов пассажиров.

Теперь в одном из терминалов Эллиникона работает музей, часть аэропорта переделали под спортивный парк для Олимпийских игр 2004 года. В оставленных зданиях до 2016 года нелегально жили беженцы из Сирии, пока их оттуда не эвакуировали.

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен

Cьюдад-реаль

Аэропорт «Сьюдад-реаль» был первым частным аэропортом в Испании. Его строительство обошлось более чем в миллиард евро, а взлётно-посадочная полоса была одной из самых больших в Европе. По назначению он использовался только три года — с 2009 по 2012, после чего объявил себя банкротом.

Несмотря на то, что власти неоднократно выставляли его на торги, купить проблемный актив никто не решался, пока в 2015 году аэропорт не выкупила за 56,2 миллионов евро компания CR International Airport. Она объявила о планах снова ввести Сьюдад-реаль в строй действующих к концу 2017 года.

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен

Донецк

Международный аэропорт имени Сергея Прокофьева был основан в Донецке в 1930-х годах и работал до мая 2014 года. В 2012 году он прошёл масштабную реконструкцию, на которую власти Украины затратили 875 миллионов долларов. Из-за начавшихся военных действий работа аэропорта была приостановлена, а сертификат отозван.

В ходе боевых действий 2014-2016 годов аэропорт Донецка был полностью разрушен и для эксплуатации непригоден. Несмотря на это, периодически в социальных сетях появляются фотографии, сделанные в зоне конфликта.

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен

Лондон

Около Лондона есть несколько закрытых аэропортов, судьба которых сложилась по-разному. Например, Кройдон, работавший с 1920 года, прекратил принимать рейсы, так как городская застройка придвигалась всё ближе. Реконструировать его возможности не нашли и превратили в памятник эпохе. Теперь здесь располагается гостиничный комплекс, а вокруг терминала разбит парк.

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен

Аэропорту Мэнстон повезло меньше. В мае 2014 года его закрыли как нерентабельный. Ежедневные убытки компании в то время составляли до 10 тысяч фунтов. Полторы сотни работников были сокращены. Общественники активно включились в дело спасения аэропорта — они основали организацию «Save Manston Airport», благодаря которой и по сей день отрабатываются различные инвестиционные проекты, способные дать Мэнстону вторую жизнь. Пока этого ещё не произошло.

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен

Но, конечно, мало какому заброшенному аэропорту повезло так, как Хендону — с 1972 года в нём располагается Музей королевских военно-воздушных сил.

Палестинская автономия

Международный аэропорт Ясира Арафата в городе Рафах в секторе Газа был, вероятно, самым недолговечным подобным строением. Возведённый в 1998 году при финансовой поддержке ряда стран, он воспринимался как свидетельство прогресса палестинской государственности. Аэропорт получил коды ИКАО, а на его открытии присутствовал не только Ясир Арафат, но и президент США Билл Клинтон.

В декабре 2001 года израильские ВВС разбомбили радиолокационную станцию и диспетчерскую вышку, а в январе 2002 года бульдозерами была срезана большая часть асфальтового покрытия. Хотя персонал аэропорта оставался в терминале вплоть до 2006 года, из Рафаха уже никто не вылетал и не приземлялся туда.

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен

Берлин

«Папа всех аэропортов», гигантский Темпельхоф в Берлине работал с 1920-х по 2008 годы, пока не был закрыт в связи с нерентабельностью. Именно он был портом приписки компании «Lufthansa» при создании и успел за всё время работы поставить несколько рекордов. При блокаде Западного Берлина Темпельхоф стал частью «воздушного моста» — здесь приземлялись и взлетали самолёты каждые 90 секунд, что для 40-х годов было крайне напряжённым графиком.

После закрытия взлётно-посадочные полосы аэропорта были благоустроены как огромный городской парк и открыты для свободного посещения, а здание аэровокзала и ангары теперь используются как центр содержания беженцев.

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен