Эльбрус — территория снежинок

Как-то раз я сидел дома и пил сок, размышляя о том, что очень сложно допить остатки маленькой пачки сока трубочкой. А потом мне предложили покорить Эльбрус, и я согласился, потому что сок закончился.

В закладки
Этот материал хочется посвятить конкурсу «Мой Город», но Эльбрус — это не город, а поселения по близости не мои. Мой город Москва и у меня нет к ней любви и теплых чувств, рассказать про нее мне нечего, а это место оставило во мне больше впечатлений, чем вся жизнь в мегаполисе.

Время на прочтение ≈ 20 минут.

Познакомимся поближе.

Эльбрус – это стратовулкан на Кавказе и самая высокая точка России и Европы. Его высота составляет 5642 метра над уровнем моря и это замечательное место для всех. Я не альпинист и не путешественник. Частенько прикладываюсь к бокалу и растрясываю сознания, спорт для меня заканчивается с наступлением холодов, когда баскетбольный мяч уже не покидать, велосипед заменяет вешалку для одежды, а шорты превращаются в домашнее одеяние. Поэтому это немного безответственная история дилетанта.

Это панорама с высоты 4100 метров, а по ссылке ее интерактивная версия.

Покорить вершину можно несколькими путями, я расскажу про тот, который через Нальчик.

Путешествие начинается со спортивного магазина. Список снаряжение достаточно большой, и я не буду описывать его детально, скажу лишь, что подходить к этому надо максимально ответственно.

У нас было 2 ледоруба, 75 носков, 5 термосов и множество трекинговых палок всех размеров и расцветок, а также горячий чай, кофе и сухой паек. Не то чтобы это был необходимый запас для поездки. Но если хочешь вернуться обратно, становится трудно остановиться.

Итак:

  1. На ноги. Стильное термобелье, подчеркивающие фигуру. Мягкие и приятные флисовые брючки и шуршащие штаны, в которых мы гоняли на горке в детстве. Флис хорошо отводит влагу от тела, а шуршащие штаны защищают от ветров и осадков.

  2. Тело защитит термобелье, флисовая кофта, теплая кофта и куртка, которая должна быть максимально комфортной и ветрозащитной.

  3. Очень важно подбирать качественную обувь, которая не мокнет, иначе обувь может уже никогда не понадобиться.

  4. Балаклава, налобный фонарь, ледокол, веревка, пенка (коврик), перчатки, термос, спальный мешок, кошки на обувь, трекинговые палки и все это в большом портфеле.

  5. Очки и маска. Без этого на высоте можно протянуть пару часов, все настолько красиво, что ослепляет, потому что кругом снег.

  6. В моем портфеле был еще пленочный Зенит.

Когда все готово можно отправляться в Кабардино – Балкарию. По прилету в Нальчик от Эльбруса отделяет примерно 120 километров, которые преодолеваются на старом автобусе.

Дороги там практически пустые, множество ДПС постов и коров свободно гуляющих по трассе.

Обычная жизнь с вечно красивым задним фоном в Терсколе.

Водитель довозит до поляны Азау, это первый чекпоинт (уровень, пункт назначения).

Поляна Азау не примечательна в летнее время - это зимнее место. Зимой тут много народу, все катаются, веселятся и отдыхают. Летом тут грязно и пусто. Люди слоняются почти без работы, зато большой выбор пустых гостиниц на любой вкус. Кстати, с поляны Азау ведутся прямые трансляции.

Это поселение находится у подножия Эльбруса на высоте примерно 2300 - 2500 метров над уровнем моря. Заселено в основном не привлекательными отелями, кафешками, сувениркой, пунктами аренды горнолыжного оборудования и когда – то самой длинной канатной дорогой в России.

Если не ошибаюсь в данный момент это самая высокая канатная дорога в России поднимающая на высоту 3800 метров над уровнем моря.

Поляна Азау сквозь призму панорамной съемки Iphone 4s

По приезду на поляну Азау мы прошлись по окрестностям. Ощущение высоты пришло практически сразу. Неприятные ощущения в теле, легкое головокружение нормальное состояние для нахождения на такой высоте в первый раз. Снега тут нет, но зато очень красиво. План был переночевать на поляне, а на следующий день с минимумом вещей постараться подняться максимально высоко, а потом спуститься вниз.

В первый раз Эльбрус покорили в 1829 году.


Станции общественного транспорта.

В первый день прогулки была покорена высоты в 3500 метров, там располагается станция «Мир». В этот день мы поднялись на 1 километр в высоту, длина пути составила примерно 5 – 6 километров, а со всеми остановками, привалами и лежанием на траве заняло около 6 часов. Начиная с грязи и в легкой одежде мы дошли до снега и холода. Добраться до этой высоты было достаточно сложно. Ноги устают идти в гору, дыхание постоянно сбивается, а порой настигают неприятные ощущения в висках. Обратно хотелось спуститься на канатной дороге, но в будний день, как оказалось, она закрывается рано. Сил идти обратно не было и на спасение пришел проезжающий до поляны Азау грузовик. Разместившись в комфортабельном кузове класса люкс, мы доехали до своего отеля с ветерком.

В этот день телефон сел, фотография не моя. Станция «Мир»

По пути к станции «Мир» нет ничего особенного, кроме грязи и гор, с увеличением высоты, горы становятся все краше, а грязь тверже. На станциях много туристов, есть кафе и отели. Многие считают своим долгом раздеться и сфотографироваться в нижним белье на фоне снега и скал.

Ниже, на высоте 3000 метров располагается станция «Старый Кругозор». Если ехать на канатной дороге от поляны Азау это будет первая остановка.

После станции «Мир» до следующего чекпоинта можно добраться либо пешком, либо на старинной канатно-кресельной дороге. Многие ее пугаются из-за ветхого внешнего вида, но мне она показалась прелестной. Свиснув уставшие ноги подниматься на свежем воздухе вверх, прекрасное ощущение. Последняя точка куда ходит «Общественный транспорт» будет станция «Гара-Баши» на высоте 3780 метров.

Эльбрус у альпинистов не считается сложной горой, хотя там и бывают разные способы достижения вершины. Читеры покоряют гору по следующему сценарию: на канатной дороге они достигают высоты 3780 метров, где их пересаживают на ратрак (гусеничный транспорт), который довозит их до 5000 метров за пол часа. Пешком такое расстояние преодолевается от 5 и более часов. Стоимость такого удовольствия начинается от 1000-1500 евро с группы из 8 – 10 человек. Ценник вполне обоснованный, так как техника работает на износ, а порой может просто застрять на высоте и спустить ее будет достаточно проблематично.

Добравшись до дома и оценив свои силы, было принято решение доехать на канатке до 3780 метров, а оттуда пешком добраться до приюта и дальнейшую акклиматизацию проходить там.

Снега еще нет, но скоро начнется. (По ссылке интерактивная панорама)

Лирическое отступление.

Вершина покорялась не только альпинистскими кошками и трекинговыми палками, но и транспортными средствами. В 1960-х годах Эльбрус покоряли «мотоальпинисты», в начале попытки не венчались успехом, но через какое-то время, оборудовав стального коня специальной резиной и благодаря помощи людей, которые толкали мотоцикл была достигнута цель в 5600 метров. Транспортное средство оставили на вершине в память о первом восхождении на мотоцикле.

В конце 90-х вершину покорили «конеальпинисты» и «автоальпинисты».
Land Rover Defender-90 забрался на высоту 5621 метр, до этого рекорд по высоте был у автомобиля УАЗ, который достиг высоты 4200 метров в 1974 году.

Небесные ночлежки.

Позволю себе опустить детали восхождения до 3780 метров. Это была канатная дорога, а потом мы десантировались в белоснежный снег. Очень непривычно в середине лета мять снежный покров в зимних ботинках. Погода стояла относительно теплая, особенно когда ты в термобелье, а сверху теплые кофты, а сверху куртка. После 3700 метров идти прикольно. Погружение в белоснежный океан примерно по колено, а оценить сколько времени уйдет на дорогу проблематично, поэтому силы нужно экономить.

Вид открывающийся с 3700 метров невероятен. Поэтому приходится совмещать ходьбу и глазение по сторонам. Приятная прохлада наполняет грудь, а кислород дает силы двигаться вперед.

На высоте 3800 метров раскинут первый серьезный чекпоинт Приют «Бочки». В 1980-х годах сюда подняли 9 цилиндрических бытовок, которые оснастили электричеством и необходимыми для ночлега удобствами. Из-за своей формы они и получили такое название.

Бочки не вызывают особого интереса на первый взгляд. Обычные бытовки на горе, но, когда ты видишь их с высоты, они обретают совершенно иной вид. В бесконечной снежной глади эти сооружения выглядят подобно космической станции расположенной на другой планете.

Поднимаясь в горы насущные проблемы и мысли отпускают. Не только по той причине, что романтика гор цепляет и хочется созерцать, а потому что устаешь.

Помимо Приюта «Бочки», примерно на той же высоте располагается еще несколько ночлежек. О них я ничего не знаю, так как это уже современные сооружения, которые не привлекают к себе особого внимания. Один из приютов максимально комфортабельный и поговаривают, что там даже есть ресторан. На мой взгляд такие вещи убивают всю атмосферу горного приключения, но каждому свое.

Богачи покоряют вершины попивая шампанское в своих ваннах.

На высоте 4050 – 4100 метров находится последняя обитель для покорителей вершин «Приют одиннадцати» он назван так в честь 11 студентов пытавшихся покорить вершину в 1909 году. Этот чекпоинт по праву занимает самое интересное место для досуга. Тут мы припаркуемся на ближайшие три дня.

Так Приют «Одиннадцати» выглядит с высоты.

Во время второй мировой войны вершина была захвачена фашистами – альпинистами.
Немецкий генерал хотел переименовать вершину в «Пик Гитлера»

Назад в прошлое.

Имя «Приют 11» носило несколько сооружений. Изначально на этом месте располагалась деревянная хижина, обшитая металлическими листами построенная в 1929 году. Она вмещала в себя около 40 человек. В 1938 году на месте хижины построили котельную и комфортабельный трехэтажный отель. Архитектором выступил Николай Попов строитель первых советских дирижаблей, здание напоминает по форме летательный аппарат, скругленный верхняя часть спасала от сильных штормов и ветров. В 1951 году даже провели электричество, но на долго его не хватило и через год опорные вышки были разрушены лавиной, а часть оборудование провалилось в трещины.

Приют «Одиннадцати» от конструктора дирижаблей.

В 1998 году приют сгорел. На горе мне рассказывали, что это произошло из – за алкоголя, якобы посетители выпивали, а потом совершили какие – то действия в алкогольном опьянении, а дальше все по сценарию как оно обычно бывает. По приезду я прочитал, что предположительно он сгорел по случайности. Перепутали канистры с водой и горючим материалом. В кастрюлю на включенной газовой плите налили бензин, все вспыхнуло моментально и сгорело в считанные часы. Привет криворуким. Через некоторое время котельную переоборудовали в мини-отель и теперь она называется Приют «Одиннадцати»
Приют хотели восстановить и даже заложили некое подобие фундамента, но идея по каким-то причинам умерла в зародыше.

Так горит история.
После пожара котельню повысили в звании и она гордо зовется Приют «Одиннадцати»

Выносимая легкость горного бытия.

Жить в Приюте может каждый. Там постоянная текучка. В основном снимают койко –место на 1-2 дня, (не)покоряют вершину и съезжают. Стоимость одной ночи на момент моего нахождения там была около 400-500 рублей. Здание питается от солнечных батарей, благо с солнцем там проблем нет. Весь день проходит в созерцании. Выйдя из здания можно бесконечно наслаждаться абсолютной тишиной или свистом ветра. В основном все либо болтают о том, как покорить вершину, либо едят, либо переживают акклиматизацию. Постоянные головные боли, неприятные ощущения в висках и прочие прелести «высокой» жизни.

Такой вид.

Бухать и курить там не рекомендуется, слишком большие нагрузки на сердце. Бывалые гиды естественно могут и прибухнуть, но это уже дело каждого.

Чаю хоть можно? Конечно!
Бери кастрюлю, лопату и иди набирать снег, который после на огне и станет твоим чаем. Только помни главное правило альпинистов: «Никогда не ешь желтый снег»

Первый этаж Приюта «Одиннадцати» (По ссылке интерактивная панорама)
Второй этаж Приюта «Одиннадцати» (По ссылке интерактивная панорама)

А уединиться в теплом туалете с книжкой? Прости, но нет.
Туалет в приюте – это будка, которая в простонародье называется очко, только в отличии от деревенских уборных где отвратительный запах и огромная куча дерьма, тут она расположена на краю и представляет собой портал в бездну. Уютненько.

Отличная фотография моего друга, передаю ему привет и спасибо!

Чем скрасить досуг?
Погулять, поделать снежного ангела, покататься на сноуборде, чем кстати и занимаются администраторы приюта. Тренировать тело и дух перед покорением вершины. Загорать.
Постоянно ходить переодеваться, так как температура там изменчива. Только что ты стоял в легкой кофточке, как внезапно все небо затянуло и резко начался ветер и вьюга и так каждые 30 минут. В общем развлечений много.

Запечатление красоты как одна из форм досуга.

А еще на этой высоте очень облачно. Как – то раз мы вышли потренироваться и пройтись вверх, погода была великолепная. Жарило солнце, а небо было голубым как мои глаза. Немного вырвавшись вперед я заметил образование облаков, которые через несколько минут окутали абсолютно все вокруг. Сначала из поля зрения пропали друзья. Потом все, что находилось впереди. Последней нитью, связывающей меня с реальность, оставался приют, который был заметен вдалеке, но буквально через пару минут я не видел абсолютно ничего. По началу это было похоже на сон, иногда такое бывает, что сон сопровождается, скажем так, туманной рамкой по углам зрения. И вообще у меня появление сна и исчезновение часто происходит именно так. Когда я не видел уже вообще ничего, даже своих рук и ног, подобралась легкая паника. Сняв маску не изменилось ничего, кроме яркости белого фона. В тот момент пришли мысли о смерти, так как одежда на мне была достаточно легкая, а двигаться с места нельзя, в отсутствии ориентации можно провалиться в трещину. В голове ощущается стойкий когнитивный диссонанс, ты находишься в чистом поле и одновременно в замкнутом пространстве облаков. Потом появился легкий испуг и стадия принятия, но через несколько минут все рассосалось и снова засветило солнце.

Отличная видимость, через пару минут горизонт скроется.

На Эльбрусе умирали и умирают люди. Погибших редко забирают с высоты, и они остаются лежать под толщей снега. Поэтому расположенную рядом с приютом скалу оборудовали под памятник. Изначально это был памятник советским войскам за освобождения территории от фашистов, но позже он стал памятником погибшим альпинистам. Табличек достаточно. Люди разной возрастной категории лишились тут жизни.

Фундамент новой гостиницы и памятник погибшим.

Перед восхождением каждый решает для себя самостоятельно спать или нет. В любом случае выспаться не получится. Подъем/сбор начинается около двух часов ночи и примерно в 3 часа в полной темноте отряд выдвигается на свою маленькую войну между альпинистом и вершиной. Делать все ночью необходимо для того, чтобы успеть подняться до вершины к определенному времени, так как погода к обеду может резко испортиться, и альпинисты накроются снежным одеялом уснув навсегда.

Ночь на Эльбрусе прекрасна, если повезет с погодой можно увидеть многочисленные огни звезд, но я ничего не видел кроме облаков поэтому могу только фантазировать как это было бы красиво.

Вечер.

Оделись, попили чайку, нацепили налобные фонарики и погнали. Все начинается просто прекрасно, свежий ночной воздух, плавно перетекающий в утренний наполняет твои легкие давая сердечной машине качать кровь на полной скорости. Ты весел и горяч, снег буквальное тает под ногами и готовность к победе уверенно приближается к отметке максимум. Первый час, два. А потом медленно сходит на нет. Превращаясь в медленную пытку. По крайней мере для меня. На такой высоте нет возможности перемещаться быстро. Маленькими шагами идешь к своей цели прямо как завещают любые курсы по инфобизнесу. Огромный простор для размышлений обо всем. Я успел поразмышлять на множество фундаментальных тем: когда мы уже придем, может пойдем обратно, чем мы будем обедать, прикольно сделать снежного ангела.

Чем выше поднимаешься, тем тяжелее становиться дышать. Потихоньку ночь сменялась утром, а молочный снег разбавлялся розовыми оттенками рассвета. Снег вокруг лица плавно перетекал в обледенение, а ветер не унимался. На протяжении всей дороги расставлены красные флажки, сообщающие о безопасном пути. Если уйти далеко в сторону от них, то вероятность посещения трещины увеличивается многократно.

Кроме трещин и обморожения, там на верху есть куда более коварный противник – горная болезнь или горянка. Недомогание связано с недостатком любимого кислорода в крови. Физические симптомы у всех одинаковые: удушье, головная боль, тошнота и многое другое. Психические симптомы раскрываются у всех по-разному и могут начинаться от банальной истерики со смехом и заканчиваться галлюцинациями.

Проявится может у любого человека, независимо от спортивной подготовки и других факторов. У нас никто особо не страдал ее сильными проявлением, максимум головокружение. А вообще от этой болезни можно и посетить наших древних предков в считанные часы и навсегда, если вовремя не обнаружить и не спуститься как можно скорее ниже.

В связи с тем, что наше обмундирование было подобрано недостаточно профессионально, с каждыми преодолёнными 20-30 метрами высоты, ноги начинали чувствовать холод. За ногами последовали руки. Облака постепенно все больше окружали вокруг, а ветер не утихал, после чего было принято решение, что покорять вершину сегодня стоит лишь только в том случае, если мы желаем превратить ее в братскую могилу. В этот день никто такой цели не преследовал, и мы стартанули обратно.

Во время передышки можно отпустить палки.

Подняться на Эльбрус для альпинистов это лишь часть приключения. Стоя на вершине не откупориваешь бутылочку пива раскладывая лежак, а лишь находишься там около 5 – 10 минут и спускаешься обратно. В особенно хорошую погоду на вершине скапливается очередь из туристов. Поднялся, пофотографировал, быстро подумал о своем превосходстве над природой и скорей спускайся вниз, другие тоже хотят почувствовать себя победителями. Своего рода конвейер героев в хорошем смысле.

Вершина не была покорена, а я не был расстроен. Сложно быть расстроенным, когда лапки замерзли. Да и вообще, целью было провести хорошо время, а не доказывать себе что-то. А еще погода была неочень и на вершине, скорей всего, можно было бы увидеть лишь прекрасные облака, перекрывающие все вокруг.

Спустившись вниз можно отпраздновать событие попив фирменного пива, напоминающего тебе о высоте, которой ты не покорил. Кстати, будете на поляне Азау, обязательно посетите кафе "Три сестры", там очень вкусные Хычины.

Фотобонус.

Это Чегет. Он славится горнолыжными спусками разных сложностей, но мне он запомнился как нетронутая атмосфера прошлого и ледник «Семерка»

Пленка:

Не пленка:

Последняя панорама:

Интерактивная

Спасибо за внимание!
P.S.: TJ мне понравился редактор.

Пока.

#мойгород

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Мистер Блондин", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043e\u0439\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434"], "comments": 10, "likes": 24, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 63503, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 13 Dec 2017 14:04:00 +0300" }
Комментарии

Просторный бас

2

Пока что единственная статья из цикла #мойгород, которую смогла прочитать от начала до конца. Возможно это связано с ностальгией.

Офтоп
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте важные новости первыми
Подписаться на push-уведомления