Офтоп
Александр Фаст

Фоторепортаж: Музей персональных компьютеров в Екатеринбурге

Выставка прогресса, которая по иронии оказалась в советском антураже (и, впоследствии, в патриотическом парке федерального уровня).

В центре Екатеринбурга очень много старых домов девятнадцатого века. Многие из них исчезли по мере застройки исторического центра — от пожаров или банального сноса. А вот флигели этих усадеб, стоявшие чуть в стороне от проспекта Ленина, уцелели в большем количестве.

В одном из таких флигелей расположились сразу два музея — Музей персональных компьютеров и Музей советского быта.

Здесь и далее — фото Александра Фаста

Изначально я интересовался только первым из них. Это сравнительно большой проект, который всего за несколько лет успел собрать большую коллекцию — около 6 тонн экспонатов. Три грузовика техники.

Причина, по которой я узнал об этом музее, не такая радостная: выставка лишилась прежнего пространства, в котором находились раритетные экспонаты. Их пришлось временно спрятать на склад.

Создатель музея Сергей Мартьянов даже попытался собрать деньги на новую площадку через краудфандинг, но не преуспел в этом. На момент написания заметки собранная сумма составляла около 6 тысяч рублей.

Когда я пришёл на встречу с Мартьяновым, мне не сразу удалось найти дверь. Обойдя флигель со двора, я обнаружил пару табличек. Если бы я не знал, куда именно иду — подумал бы, что это всё-таки комиссионка.

Мне показалось, что обстановка прихожей сбивает с толку — обшитые пластиковым покрытием стены не напоминают музей. Даже несмотря на плакаты с советской агитацией и советскими звёздами.

Свою экскурсию Мартьянов решил начать с основной экспозиции советского музея. Первой комнатой была прихожая — коричневые обои «в цветочек», вешалка с кучей старой одежды и... винтовка.

На вопрос, почему в «типовой советской прихожей» стоит «снайперка», Мартьянов ответил, что это шутка уже от создателей Музея компьютеров. Они проводили мероприятие по ретро-видеоигре «Red Alert», в которой такой же винтовкой вооружена один из персонажей — снайпер Наташа Волкова.

Первый этаж музея оказался более колоритным. На каждом углу лежали атрибуты советского интерьера, от печатной машинки в прихожей до пионерского платья на двери рабочего кабинета.

На первом этаже совмещённого музейного пространства также стоят игровые приставки — часть экспозиции Музея компьютеров. Правда, если «Сеги» ещё сочетались с советским окружением, то стоявшие рядом версии Playstation вызывали небольшой диссонанс у меня как у посетителя.

Сергей объяснил это тем, что в музее существует условная легенда: СССР не распался, а успешно продолжил своё существование в «девяностые» и «нулевые». Поэтому первая тонкая «плойка» спокойно подключалась к черно-белому кинескопу на швейной машинке.

На втором этаже флигеля музей уже больше соответствовал тематике компьютеров. Сразу за диафильмом 1960-го года про «светлое будущее» (TJ писал о нём в начале 2017 года) стоит небольшой столик с прозрачным элементом одного из первых советских ЭВМ.

Хозяева СССР-пространства положили рядом с модулем книгу про Гагарина, но Сергей уточнил: первые компьютеры не принимали участие в расчётах реальных полётов, потому что их мощности не было достаточно.

В следующем зале располагались уже рабочие вычислительные машины — от приборов начала 50-х годов до позднесоветских калькуляторов.

В противоположном углу представлены устройство для печати. Например, первая советская печатная машинка с электронной начинкой, которую до сих пор можно подключить к компьютеру и использовать как принтер.

А также один из принтеров советского производства — собранный и разработанный в Свердловске, но по подобию американских аналогов.

И одна из первых компактных советских ЭВМ, похожая на классический Altair 8800 — ЭВМ, для которого Билл Гейтс и Пол Аллен создали язык программирования Basic. По словам Сергея, представленная в экспозиции машина создавалась примерно тогда же, но она уступает «Альтаиру».

За стеной находится ещё один аттракцион, который также следует легенде про СССР, существующий в конце «девяностых» — с современными компьютерами, лазерными мышками и плоскими кинескопами.

Несмотря на тематику площадки-хозяина, в музее было немало детей и подростков, которые пришли туда вместе с родителями. Именно молодёжь, по словам Мартьянова, является целевой аудиторией проекта. В ближайшее время он планирует переехать на новую площадку, более соответствующую принципам проекта: иммерсивности, интерактивности и мультимедийности.

Раритетные компьютеры приютило пространство «Россия — моя история» — патриотический музей под руководством «духовника Путина» Тихона Шевкунова. Говоря о грядущем переезде, Мартьянов с особым вниманием отметил, что размещение коллекции в историческом парке согласовывали в том числе в Администрации президента.

На вопрос о том, почему под эти цели не подошла другая площадка — иммерсивно-образовательный «Ельцин Центр» — Мартьянов сначала ограничивался формулировками про недостаток мультимедийности. Но затем эмоционально ответил, что не представляет работу с «торговым центром», в который, по его мнению, превращается президентский комплекс.

Парк Шевкунова предоставит Музею компьютеров площадку и помощь с рекламой и сопровождением в соцсетях. При этом обслуживание экспонатов, — большая часть которых продолжит оставаться доступными для посетителей — и изготовление редких витрин ляжет на плечи создателей экспозиции, которые окупают свой проект целиком за счёт продажи билетов.

Мартьянов добавил, что действительно видит подобное соседство интересным, но считает его нормальным: музейное пространство «Россия — моя история» в том числе посвящено послевоенной истории СССР, в которую вписывается история отечественной компьютерной индустрии. Тем более, что переговоры о размещении велись ещё до неудачного краудфандинга.

#фоторепортажи #екатеринбург