Офтоп
Женя Кузьмин

Как устроен российский стендап

Редактор портала о комедии GoStandUp.ru Вячеслав Протасов отвечает на важные вопросы о российском стендапе.

Фото из сообщества Stand-Up Club во «ВКонтакте»

Что такое стендап

Стендап-комедия («Stand-up comedy») — юмористический жанр, в котором комик выступает перед живой аудиторией с монологом собственного сочинения. Это могут быть короткие шутки, истории из жизни комика или его наблюдения. Зачастую комик говорит о личных переживаниях и пережитом опыте.

Это типичное для российского стендапа определение. В то же время на сцене может находиться не один комик, монолог может быть пародийным или музыкальным, а его автор — пребывать в образе. На самом деле жанр не имеет чётких границ, и в него легко вписывается стиль выступлений большинства юмористов на российском ТВ.

Откуда он взялся в России

Кто и когда в России первым стал называть себя стендап-комиком, мы точно не знаем. Это не важно, ведь жанр, существующий на Западе десятки лет, мог перенести на российскую сцену кто угодно. Массовый интерес к новой комедии появился уже в эпоху интернета.

В 2009 году по соцсетям разошелся стендап Эдди Мёрфи под названием «Raw» в русскоязычной озвучке Владимира Завгороднего. Выступление 1987 jn года — второй и последний записанный на видео большой концерт, после которого комик ушел делать карьеру в кино. Переводчик нашел «Raw» случайно, изучая статью на «Википедии», в которой перечислялись фильмы с самым большим содержанием слова «fuck». Он так громко смеялся, что жена попросила перевести ей шутки.

После этого он сделал и опубликовал полную озвучку концерта. Завгородний идеально подстроился под скорость речи Эдди Мёрфи и его интонации, но самое главное — органично переложил на великий и могучий все 223 «fuck».

Эдди Мёрфи. Кадр из концерта «Raw»

Примерно в это же время появились переводы концертов Джорджа Карлина — злобного дедушки американского стендапа, которого в США считают одним из лучших комиков всех времён. Карлин умер в 2008 году, а многие из переведённых концертов вышли ещё в 1990-х. Но его шутки, как и шутки Эдди Мёрфи, за это время не утратили актуальность.

Оба говорили о том, что важно во все времена: отношения, секс, политика, религия и беспросветная тупость людей.

Благодаря бурно развивавшимся соцсетям стендап получил вирусное распространение: короткие шутки расходились на цитаты и публиковались с картинками, а длинные биты (тематический блок в монологе — примечание TJ) вырезали из концертов и публиковали в видеозаписях и на YouTube.

Почему стендап стал популярен

Западные стендап-комики рвали шаблоны: человек на сцене — не обязательно клоун, а уморительные шутки могут быть построены на логике, метких наблюдениях и собственном опыте. В стендап-комедии мы увидели то, чего не давало ни одно российское юмористическое телешоу — индивидуальность артиста. На сцене стоит один человек и отвечает за всё, что происходит.

Концерты западных комиков стали переводить регулярно. Появились и быстро выросли паблики во «ВКонтакте» — AllStandUp и Rumble. В какой-то момент количество переведённых за год концертов перевалило за сотню. В итоге на русском языке есть выступления всех более-менее известных англоязычных стендап-комиков. С субтитрами или закадровым голосом можно найти любой концерт Джорджа Карлина и Луи Си Кея, а некоторые озвучены несколько раз.

Пример перевода стендап-выступления Джорджа Карлина

В 2013-м появилось телевизионное шоу на ТНТ, где комики с пафосом и задором раннего «Камеди клаба» представили новый жанр. В России про стендап узнали широкие массы. Если отбросить сравнения с американской сценой, получилось одно из самых качественных и успешных юмористических шоу в нашей стране.

Stand-up комедия — возможно, самый доступный вид искусства. На сцену со своей историей может подняться даже новичок. Не нужны никакие условности и допущения. Вместо «Представьте себе случай в семье...», или монолога с бумажкой можно просто начать говорить. Без миниатюр, танцев и коллективного творчества, обращаясь напрямую к зрителю в зале.

Почему стендап так важен?

За десятки лет развития стендап на Западе стал плодородной почвой для всей комедийной культуры. Почти все, кто смешит американского зрителя в кино и на ТВ — начинали с микрофоном на сцене. Мы знаем Эдди Мёрфи как актёра, но он был более успешным как стендап-комик. Робину Уильямсу и Джиму Керри в кино повезло больше, но в начале пути они разрывали залы своими монологами и кривляниями.

Комедия — такое же ремесло, как и все остальные. Ей нужно учиться и постоянно практиковаться.

На Западе стендап-комики десятки лет пишут шутки и выступают на сцене почти каждый вечер, прокачиваясь в актерском и сценарном мастерстве. Только после локального успеха на городских сценах они попадают в телевизор, заключают контракты с Netflix, становятся авторами ситкомов и шоу. Посмотрите выступления лучших западных комиков, любой их монолог — готовый сценарий для уморительного скетча. Они создают комедийный контент для всего мира — фильмы, сериалы, шоу. В своих выступлениях поднимают важные социальные вопросы, влияют на политику и мысли людей.

Где смотреть российский стендап

Витрина и одновременно единственное успешное стендап-шоу на российском телевидении — StandUp на канале ТНТ. Качественная калька западной комедии на наш лад. Другие каналы тоже пытались запустить свои шоу, но «Ленинградский Stand-up клуб» (СТС) и «Стендап от Paramount Comedy» не закрепились в телевизионной сетке надолго. ТНТ умеет делать долгоиграющие комедийные шоу, плюс они завербовали почти всех лучших на момент создания программы комиков.

А если я не смотрю телевизор

Интернет. Начать знакомство можно с западных комиков. Паблики во «ВКонтакте» AllStandUp и Rumble делают переводы почти в промышленных масштабах. Из качественной российской альтернативы стендапу на ТНТ можно посоветовать два сезона «Стендапа от Paramount Comedy» — новых выпусков, скорее всего, уже не будет, но всё уже вышедшие есть в интернете.

Есть еще записи сольных концертов российских комиков. Не все они телевизионного качества, да и пересчитать их можно по пальцам: Руслан Белый, Стас Старовойтов, Иван Абрамов, Костя Пушкин, Идрак Мирзализаде (2), Александр Долгополов, Данила Поперечный (2, 3) Евгений Зитев, Алексей Кузнецов, Сергей Орлов, Феликс Редька, Кирилл Сиэтлов, Владимир Фомин, Илья Якямсев.

Живая комедия. На Западе стендап — это прежде всего живой формат. Телезвездами становятся немногие, но комиков в одних только Штатах десятки тысяч. Они делают комедию в комедийных клубах и обычных барах по всей стране, зарабатывая шутками на жизнь. В России всё развивается примерно по тому же сценарию, но пока в более скромных масштабах: на пару десятков телевизионных комиков приходится около тысячи неизвестных широкой публике.

Если вы хотите увидеть настоящую стендап-комедию, то лучше всего пойти на живое выступление. Найти стендап в своем городе можно через паблики в соцсетях или в афише на GoStandUp.ru.

Смешные ли комики не из телевизора

Да. И они могут стать для вас открытием. Нурлан Сабуров, прежде чем попасть на ТНТ, выступал в Екатеринбурге, Слава Комиссаренко мочил комедию в Минске, а Стас Старовойтов устраивал самые первые стендап-концерты в родном Томске. Возможно, прямо сейчас где-то в вашем городе выступает будущая звезда комедии.

Кто самый известный комик и есть ли в России стендап-клубы

Пока в России всего два настоящих полноценных клуба, где все посвящено стендап-комедии. Оба находятся в Москве. Совсем недавно открылся StandUp Store Moscow — ещё одно детище Руслана Белого и компании. Здесь выступают в основном комики из StandUp шоу и участники «Открытого микрофона» на ТНТ.

Фото из сообщества StandUp Store во «ВКонтакте»

Другое место силы — Stand-up club #1 на Новом Арбате, который работает уже почти три года. Здесь много комиков, которые так или иначе были связаны с ТНТ, но в итоге решили идти своим путём. Комики развивают альтернативное телевидение — на YouTube.

Стендап-клуб на Новом Арбате

Кто самый известный комик

В нашем стендапе пока нет настоящих звёзд. Пожалуй, единственный, кого без труда узнает любой россиянин — Павел Воля. Паша мог бы стать голосом своей огромной аудитории — вспомнить дерзкую молодость и делать злую и актуальную комедию о том, что творится вокруг.

Проблема в том, что ни ему, ни зрителям, которым нравится юмор ТНТ, такие сложности не нужны. Шутки Воли поверхностны и шаблонны, он достойный продолжатель российского эстрадного юмора, называющий свои концерты стендапом.

Комики из StandUp шоу пока не дотягивают до всенародной узнаваемости. Полными залами в регионах они обязаны в первую очередь всё той же аудитории ТНТ, а не популярности жанра или влиятельности кого-то из резидентов программы в отдельности. Их фактически нет в интернете — смотреть стендап на Rutube всё равно, что подключать видик к современной плазме. Да и туда они выкладывают только то, что было в эфире.

Есть и те, кто собирает полные залы без телеэфиров — YouTube-блогеры. Для них стендап — форма коммуникации с подписчиками и возможность хорошо заработать. В разное время со стендапом выступали BadComedian, Юрий Хованский, Дмитрий Ларин, Мэддисон. Пожалуй, единственный из них, кого без натяжки можно назвать профессиональным стендапером — Данила Поперечный. Он записал уже три сольника, постоянно выступает и ездит с концертами, побывал в «Вечернем Урганте» и «вДуде». Но пока его слава больше не о стендап-комедии, а о том, что он говорит на своем канале.

Что дальше

У стендапа в России с каждым годом всё больше поклонников. В стендап-комедию переходят те, кто ещё недавно играл в КВН или показывал миниатюры. Телевидение не успевает реагировать так быстро, но, возможно, это и не нужно — западные комики уже мигрировали с кабельных каналов на стриминговые сервисы. Их российским коллегам Netflix только снится, и они бесплатно выкладывают свои выступления на YouTube.

Настоящая комедия живёт и развивается на городских сценах. Её зрителю не так важно, кто именно шутит, гораздо важнее — как и о чем. Уже сейчас почти в каждом большом городе можно послушать местных стендап-комиков. Пока что они кочуют между чужими площадками и почти не зарабатывают, но всё намного лучше, чем пару лет назад. В Москве уже появились первые коммерчески успешные стендап-клубы, а значит будут и в других городах.

Российский юмор перестраивается с коллективного творчества на индивидуальное. Но должно пройти много лет, прежде чем российские стендаперы дорастут до западных коллег.

#разборы