Офтоп Сергей Гаркави
680

Ещё один способ помочь интернету и образованию одним действием (18—)

Поучаствуйте в научном исследовании, которое может на что-то повлиять.

В закладки

Всем привет. Я практикующий психолог в одном питерском центре психологического развития для детей и подростков. Но кроме основной деятельности, веду еще и научную. Этот пост посвящен как раз второй. Сейчас я провожу исследование на тему «Установка на саморазвитие у подростков в школьной и цифровой информационных средах» на кафедре психологии образования и педагогики СПбГУ, и прошу вашего внимания и помощи.

Скажу сразу, что для участия в самом исследовании нужны подростки 14-17 лет. Есть основания полагать, что здесь они присутствуют: и в официальном медиа-ките есть недостающие 20% в возрастных данных, и в личном общении с подростками замечаю, что многие в тренде, и уходить не собираются. Однако если вы не относитесь к этой возрастной группе, ваше участие может быть полезно, если вы передадите эту информацию (конкретно ссылку на онлайн-опросник) младшим братьям/сестрам, племянникам или детям.

Итак, в чем суть?

Сейчас такое время, когда во всех сферах нашей жизни идет напряженный поиск новых моделей социального устройства. Напряженный он потому, что всех колбасит в разные крайности — от пути возрождения доисторических скреп до радикальных прогрессивных идей. Отсюда конфликты на идеологическом уровне, неспособность слышать разные точки зрения и, в итоге, мало что меняется в лучшую сторону.

Одна из самых важных сфер, к которой, по моим наблюдениям, и здесь относятся неравнодушно, и которая является предметом моих научных изысканий — это образование (или просвещение, по-современному). За последнее время вы сами можете вспомнить, как много всякой дичи постоянно возникало в инфополе: и «бунтующие школьники», и давление на них педагогов, и сомнительные с методической точки зрения исследования на экстремизм, и всякие странные патриотические инициативы, в которых даже если и проглядывалось здравое зерно, но на уровне реализации ничего, кроме сочувствия школьникам, не вызывало.

При этом часто крайним оказывается интернет, символизирующий прогресс, глобальность, свободу познания и общения. В лучшем случае, эти технологии используются для оптимизации инфраструктуры (онлайн-дневники и т.п.), иногда (в основном, со стороны частного сектора) создаются неплохие платформы для самообразования. Но если что-то идет не так, первый чиновничий вывод — интернет зло, портит нашу молодежь!

Не буду пока углубляться во все психологические тонкости, чтобы не грузить лишней информацией, но вкратце я вижу проблему так. Такое восприятие базируется на отношении к интернету как к классическому медиа, где есть объект воздействия (собственно, интернет) и пассивный субъект (пользователь). И вот последний как tabula rasa полностью зависит от содержания доставляемого ему контента, следовательно, логика всевозможных органов сводится к тому, что надо ограничить детей от «нежелательного» контента и направить в их умы как можно больше «правильных» идей и знаний.

Для меня, и мне кажется, для многих из вас, очевидно, что интернет больше, чем просто медиа. Интернет — это среда, или даже культурное пространство (точнее, большое количество таких сред и пространств, отличающиеся своими правилами и нормами, которые формируются стихийно внутри них самих же). Менее очевидная, но тоже важная идея заключается в том, что как и любая среда (согласно давно существующим социально-психологическим теориям, см. напр., Курт Левин), интернет не только воздействует, но и отражает, и отвечает потребностям его пользователей.

Однако в науке нет ничего очевидного. Хотя уже существуют неплохие зарубежные исследования, обосновывающие перечисленные выше идеи (например, Digital Youth. The Role of Media in Development. DOI: 10.1007/978-1-4419-6278-2, © Springer Science+Business Media, LLC 2011), в отечественной психологической науке пока доминирует логика объект-субъектного отношения к цифровому медиа. Здесь еще важно добавить, что у подростков существуют определенные законы развития и соответствующие потребности, которые они удовлетворяют в любом случае и используют для этого любые внешние условия. Школьная среда — основная для их удовлетворения, но учитывая сильную вовлеченность в цифровую среду, можно назвать последнюю сильной альтернативой, которая, возможно, даже больше соответствует актуальным потребностям подростков.

Совсем другой вопрос, насколько гармонично и адекватно эти потребности удовлетворяются и там, и там. И что на это влияет. Так как тема широкая и сложная, в своем исследовании я сосредоточился на вопросе саморазвития. Потому что это, в конечном счете, то, к чему стремится педагогика (даже на уровне современных госстандартов) — развивать мотивацию и навыки саморазвития, и создавать соответствующую среду. Тут хотя бы есть какое-никакое согласие по поводу того, что школа и учитель уже не являются источником информации и знаний, а выполняют другие функции.

В общем, с помощью этого исследования мне хочется эмпирически подтвердить гипотезы о том, что интернет — это не только мемы, азино777 и порно, но и среда для самопознания, саморазвития и самореализации. А также выявить внутриличностные факторы, влияющие на то, насколько замечаемыми и используемыми будут возможности для этого.

Итак, если вам от 14 до 17 лет, и вы учитесь на данный момент в школе, лицее или гимназии, приглашаю вас сделать важный вклад в образование и интернет:

https://newschool.questionpro.com

Еще несколько комментариев и пожеланий

  • Надеюсь, этими вводными я ни у кого не создал ожиданий какого-то научного прорыва и чего-то вроде этого. На самом деле, ничего такого не будет. Новые теории и законы таким исследованием не выводятся, для этого нужны экспериментальные планы, лонгитюд, контрольные группы и вот это все. НО! Выявить статистически значимые закономерности оно может, а это важный кирпичик для дальнейших изысканий или, во всяком случае, для альтернативного взгляда на проблему в научном сообществе. Могу сказать, что это хоть и невидимая для медийного поля сфера, но она оказывает достаточно существенное влияние на то, что в итоге внедряется на уровне систем. Почему бы не попробовать?!
  • Для сочувствующих и любопытствующих. Понимаю, что у тех, кто не может принять участие в исследовании по возрасту, но тема заинтересовала, может возникнуть непреодолимое желание посмотреть, что там внутри после стартовой страницы с инструкцией. Очень прошу этого не делать, поскольку просто пролистать опросники не получится (все поля обязательны для ответов), а отличить валидные данные от невалидных потом будет невозможно. Со своей стороны обещаю в ближайшем будущем опубликовать здесь информацию об использованных методиках, которые можно будет изучить в открытых источниках и даже самостоятельно пройти. Там ничего сверхъестественного, надеюсь на вашу сознательность и терпение.
  • Для тех, кто может и готов участвовать. Во-первых, спасибо! Во-вторых, внимательно прочитайте инструкцию, там все подробно разъясняется. Но здесь отмечу, что не нужно воспринимать это как противостояние «школа vs интернет», это не про это. И то, и другое важно, но мы ищем путь, как их наилучшим образом соединить. Это я к тому, что не нужно пытаться как-то завышать или занижать свои ответы, этим ваши благие намерения помочь интернету или школе не исполнятся, а наоборот, общие результаты окажутся менее достоверными, психологическую математику сложно обмануть. Будьте честны и объективны.
  • Про безопасность. Во избежание «кэмбриджской» паранойи: исследование анонимно, никакие персональные данные не запрашиваются, собираемые данные (а именно ответы на закрытые вопросы с вариантами ответов) защищены профессиональной платформой для опросов QuestionPro. Надеюсь, этого достаточно.

Поскольку я так нагло запрашиваю помощи у вашего сообщества (это тоже не случайно, мне кажется тут выйдет хороший срез адекватной молодежи), сюда же обещаю опубликовать результаты всей эмпирики и более подробно теоретические идеи. В сокращенном виде ближе к концу июня, в более подробном — ориентировочно, в сентябре.

Надеюсь, этого текста достаточно и для объяснения проблемы, и для сохранения пределов допустимого занудства, и для мотивации к прямому или косвенному участию. Если есть вопросы по существу, постараюсь ответить.

Спасибо за внимание.

Еще раз ссылка на прохождение исследования:

https://newschool.questionpro.com

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Сергей Гаркави", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 6, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 71211, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 24 May 2018 19:14:45 +0300" }
Комментарии

Здешний чайник

3

это образование (или просвещение, по-современному)

С современным языком вы явно не знакомы

Школьный рак

20

нужны подростки 14-17 лет. Есть основания полагать, что здесь они присутствуют

Только один. И тот главредом работает.

Офтоп
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Не пропустите самое важное,
что происходит в интернете
Подписаться на push-уведомления