Офтоп
Дамир Камалетдинов

Стартап Juul за три года занял 70% рынка вейпов в США. У властей возникли вопросы из-за популярности его у школьников

Они внезапно обеспокоились, что к электронным сигаретам пристрастились подростки.

Электронная сигарета Juul. Фото Time

Стартап Juul запустился в США в 2015 году и одним из первых начал продавать электронные сигареты и сменные картриджи с разными вкусами собственной разработки. В течение трёх лет компания выросла в крупный бизнес, который инвесторы оценили в 15 миллиардов долларов.

В 2018 году стартап занял почти 70% американского рынка электронных сигарет, который оценивают в 1,9 миллиардов долларов. Компания начала активно расширяться и в ближайшее время планирует выходить на европейские рынки, а также в Россию.

Электронные сигареты Juul — продолговатая трубка, похожая на флешку. Устройство хвалят в первую очередь за простоту: чтобы курить, не нужно нажимать никаких кнопок — достаточно просто начать вдыхать пар.

Из-за простоты использования и относительной дешевизны (стартовый набор обойдётся в 50 долларов) Juul пользуется высокой популярностью у американских школьников. Однако электронные сигареты компании содержат не меньше никотина, чем обычные сигареты, и вызывают у подростков зависимость: несколько родителей уже подавали на стартап в суд.

Фото Indiana Daily Student

Juul не стала разбираться с проблемой, заявив, что выпускает электронные сигареты для взрослых курильщиков. Однако после того, как СМИ написали о судебных исках, на компанию обратила внимание прокуратура Массачусетса. Генпрокурор штата Мора Хили (Maura Healey) инициировала расследование в отношении стартапа, чтобы выяснить, ориентировалась ли компания на подростков, продумывая рекламу.

Juul Labs контролирует две трети рынка электронных сигарет и слишком большая часть их продуктов оказывается в руках молодых людей и в школах.

Мора Хили

Хили рассказала, что хочет выяснить, следит ли компания за тем, что её продукты популярны у подростков и как решает проблему «безудержного» употребления электронных сигарет среди школьников. Для этого прокуратура объединилась с Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), которое ещё в апреле 2018 года запросило у Juul информация о продуктах и маркетинге.

Генпрокурор предположила, что компания могла специально сделать упор на молодых людей в рекламной стратегии. По её мнению, на это указывают «сладкие вкусы» и возможность кастомизировать вейп разными наклейками.

Juul существует не для того, чтобы остановить взрослых от курения сигарет, а для того чтобы дети начали курить электронные. Вот что делают эти компании. Они прикладывают усилия, чтобы заставить детей пристраститься и получить клиентов, которые будут с компанией на всю оставшуюся жизнь.

Мора Хили

Однако, как отметило издание The Verge, сладкие ароматы — индустриальный феномен и Juul не единственные этим пользуются, а наклейки изготавливают сторонние компании.

Генпрокурор привела в пример несколько рекламных плакатов, с помощью которых компания продвигала продукцию в 2015 году. По её словам, в ней Juul обращается «напрямую к молодёжи».

Пример рекламы Juul в 2015 году

В Juul заявили, что «рады возможности» поработать с генпрокурором Массачусетса. По словам представителя компании Мэтта Дэвида (Matt David), производитель никогда не нацеливался на несовершеннолетних и в целом почти не рекламировал свой продукт.

Реклама, которую привела в пример Хили, также указана в судебных исках некоторых клиентов Juul. Одним из истцов выступает мать, чей сын начал использовать устройство, когда ему было 15 лет. По её словам, из-за этого он «сильно увлёкся никотином, искажающим его мозг физически и химически, и оказался под риском ранней смерти и проблем со здоровьем».

Эксперты согласны с этим утверждением: как отметил руководитель педиатрических исследований из Массачусетской больницы Джонатан Виникофф (Jonathan Winickoff), мозг подростков более восприимчив к никотину и быстрее привыкает к нему даже в низких концентрациях. По его словам, чем раньше подросток начнёт курить обычные сигареты или электронные сигареты с никотином, тем сложнее ему будет избавиться от вредной привычки.

Хили начала предупреждать школы об опасности сотрудничества с Juul, после того, как компания начала предлагать профилактические программы для преподавателей. Во время выступления генпрокурора на сцену позвали ученицу средней школы Уотертауна Шерил Джозеф (Shariel Joseph), которая заявила, что захотела попробовать электронные сигареты из-за запаха от их употребления другими учениками. По её словам, нынешние школьники скорее одолжат вейп, чем ручку.

#офтоп #разборы