Офтоп
Mayya Gavasheli

На троих жителей Екатеринбурга завели дело об экстремизме из-за «АУЕ»-сообщества во «ВКонтакте»

Они продавали через сообщество «тюремные» сувениры и публиковали картинки, «воспевающие» воровскую романтику.

Фото из сообщества «Вольный Мастер» во «ВКонтакте»

В конце мая двоих жителей Екатеринбурга арестовали по делу об экстремизме из-за сообщества «АУЕ» во «ВКонтакте», сообщила «Медиазона». Обвиняемые публиковали в тематическом сообществе картинки на тему воровской романтики, а также продавали «тюремные» сувениры — нарды и чётки. Один из них дважды бывал в командировках в Сирии. Третьим фигурантом дела стала беременная жена бывшего военного — она находится под подпиской о невыезде.

* * *

22-летний Никита и 28-летняя Нина Птицыны (имена изменены) познакомились в конце 2016 года. Птицын зарабатывал на рекламе в сообществе о криминальной тематике и продаже аксессуаров, ассоциирующихся с тюрьмой. Птицына начала помогать молодому человеку, хоть и не понимала, «что его связывает с такой тематикой». Периодически она администрировала паблик, который Никита вёл с братом Денисом. Реклама приносила администраторам небольшой доход — около 10 тысяч рублей в месяц.

Бесплатно рекламировали сообщество «Вольный мастер.Магазин интересов» приятеля Никиты Артёма Зуева. В нём продавались нарды, шахматы, зажигалки и чехлы для телефонов с воровской тематикой. Вместе с братом Виктором Артём открыл печатный цех «Абсолют» и принимал заказы на футболки и постеры.

Птицыны создали группу «А.У.Е» в 2011 году. Денис Птицын рассказывал «Открытой России», что в тот момент им с братом «особо нечем было заняться», таких пабликов ещё не было, и они заняли «пустую нишу».

Сами отношение к криминальному миру имеем очень условное: ну, есть знакомые, друзья, которые прямо связаны с местами лишения свободы — но мы сами не сидели, не имели судимость и не привлекались.

Денис Птицын

Другой паблик Никиты, «ШПАНА» с примерно 30 тысячами подписчиков, администрация «ВКонтакте» заблокировала, объяснив это тем, что Роскомнадзор внес его в реестр запрещенных ресурсов. «Медиазона» отметила, что не обнаружила «Шпану» в реестре. Денис утверждал, что постов с призывами в сообществе не было, только «нелестные высказывания в сторону силовых структур».

В начале 2018 года Нина забеременела и вышла замуж за Никиту, в апреле он подписал с Минобороны новый контракт на три года. Однако 15 мая он уволился. Официально — по собственному желанию, но по словам Птицыной, по настойчивой рекомендации начальства.

Оказалось, что военным прислали картинку со страницы Никиты во «ВКонтакте» с доской для игры в нарды. На одной стороне доски была свастика, на другой — серп и молот. Доску Никите подарили в 2017 году, но её передарили знакомым. После этого Никиту вызвали к командиру и предложили уволиться.

Через две недели после увольнения, 30 июля к Птицыным пришли сотрудники ФСБ и понятые, около 10 человек. Никиту заковали в наручники, беременную Нину не стали — ей дали почитать документы. Из них она узнала, что они с Никитой стали фигурантами уголовного дела о призывах к экстремизму через интернет (часть 2 статьи 280 УК) и об экстремистском сообществе (статья 282.1). Птицына обвиняют по первой части — в создании сообщества, Нину — в участии, по второй части. Артём Зуев также проходит по делу, но неизвестно, по какой статье ему предъявили обвинение. Каждая из статей предполагает до пяти лет лишения свободы.

По версии следствия, Нина Птицына — «сторонник идеологии насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов „Арестантское уркаганское единство“», и для «подготовки и совершения преступления экстремистской направленности она не позднее февраля 2017 года вступила в сообщество „АУЕ“», возглавляемое её мужем.

«Медиазона»

Птицыной вменяют администрирование пабликов «А.У.Е» и «Шпаны», продажу через эти паблики, страницы цеха «Абсолют» и удаленный инстаграм-аккаунт @bacota.aye. Там продавались вещи «с символикой движения „Арестантское уркаганское единство“» якобы для «популяризации идеологии» и «извлечения прибыли, необходимой для функционирования экстремистского сообщества».

Кроме того, Нину обвинили в публикации в «А.У.Е» в период с 18 апреля по 27 мая 2017 года 14 записей, «содержащих высказывания побудительного характера, призывающих к враждебным (связанным с насилием) действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц […] — „сотрудникам полиции“ и „сотрудникам ФСБ“». Какие именно записи вызвали подозрение, неизвестно.

Там в основном картинки — мент стоит окровавленный, это самое экстремистское, что я помню, больше такого ничего нету. «Жизнь ворам — смерть мусорам», но это уже не от нас публикация была, подписчики отправляли. Я была не в курсе, что есть уголовные дела за такое, за репост или картинки или группы во «ВКонтакте».

Нина Птицына

У Птицыных изъяли компьютеры, телефоны и чётки, супругов отвезли в управление ФСБ и предоставили адвокатов по назначению. Защитник Нины предупредил её, что можно отказаться давать показания, согласно 51-й статье Конституции, чем она воспользовалась. Адвокат мужа рассказал ей, будто Никита признал, что администрировал «А.У.Е» ради заработка. В июле Нина обратилась к адвокату Алексею Бушмакову, который защищает интересы жительницы Барнаула Марии Мотузной, обвиняемой в оскорблении чувств верующих за посты об РПЦ.

31 июля Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга арестовал Птицына и Артёма Зуева. В тот же день обоих этапировали в московское СИЗО «Лефортово».

После ареста супруга у беременной Птицыной стало повышаться давление, врачи, по её словам, даже предупреждали, что если эта тенденция сохранится, то придется искусственно вызывать роды, впрочем, пока такой необходимости не возникло.

«Я себя успокоила ради ребенка, что папа всё-таки домой к нам вернётся», — говорит Нина. Ей назначили комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, роды запланированы на середину сентября.

«Медиазона»

#экстремизм #вконтакте