Офтоп
Женя Кузьмин

Итоги-2018: 12 игр года

Red Dead Redemption 2 от авторов GTA, перезапуск God of War, Assassin’s Creed про Древнюю Грецию и другие игры, которые запомнились в уходящем году.

Для многих игроков 2018 год — это в первую очередь год, когда вышла новая игра от студии Rockstar, разработчиков GTA. Но кроме Red Dead Redemption 2 были и другие отличные проекты. На церемонии The Game Awards 2018, например, игрой года признали God of War. Редакция TJ вместе с сотрудниками издания DTF составили список из 12 игр, которые запомнились в уходящем году.

God of War

Платформа: PS4

Автор: Евгений Кузьмин

Скажем так: я не фанат серии God of War. Ремастер третьей части мне достался вместе с PlayStation 4, я дошёл до первого босса и бросил — слишком уж это всё устарело к концу 2017 года. Поэтому игра осталась в памяти скорее по уже легендарному видеообзору «ТИТАААН! ЕЩЁ ТИТАААН» от «Игромании». И тут показывают новый God of War, где как-будто всё будет по-другому.

Спойлер: прям совсем по-другому не вышло, да и не надо было. Это до сих пор игра, где в основном нужно драться. Но тут это реализовано круто, несмотря на то, что большую часть ты ходишь с одним оружием — топором. Мне обычно быстро надоедают битвы с мобами, но тут можно и бросить этот топор, и вернуть по нажатию кнопки, и заморозить, и просто воткнуть в голову кому-нибудь. Приедаются разве что битвы с мини-боссами (не валькириями, их я пройду когда-нибудь в следующей жизни).

А ещё God of War — это отличный сюжет о проблемах отцов и детей в условиях скандинавских мифов. Так вышло, что перед игрой про Кратоса я впервые прошёл Last of Us, где испытывал похожие эмоции. Какие-то вещи предугадывались, какие-то могли показаться банальными, но постановка решает. А ещё диалоги, из-за которых ты как дурак сидишь в лодке и никуда не высаживаешься, потому что в это время отрезанная голова рассказывает тебе байки про богов.

Red Dead Redemption 2

Платформа: PS4, Xbox One

Автор: Никита Лихачёв

К тайтлам Rockstar всегда предъявляются высокие требования, и даже то, что компания не подвела ожиданий своих фанатов, на мой взгляд, уже большая заслуга. Но, чувствую, здесь ожидания даже оказались во многом превзойдёнными.

Это по-настоящему долгий сингплеер, который увлекает глубоко в историю и антураж конца 19 века: он не просто помещает игрока в декорации и даёт возможность совершать привычные действия (ограбь/убей/догони/забери), а через игровую механику раскрывает проблематику общества того периода. Благодаря этому RDR2 — редкий пример удачного совмещения по-настоящему интерактивного фильма и увлекательной аркады, где и к каждому герою привязываешься, и можешь спокойно потратить несколько часов кряду, просто скача по заснеженным вершинам и палящим пустошам.

Только у таких больший студий, как Rockstar, есть возможность детализовать каждый куст и камень в игре, а непредвиденные приключения так искусно разбросаны по карте, что её действительно нескучно исследовать. И, на удивление, мультиплеерный онлайн-режим даёт новое ощущение — ты оказываешься не главным героем, а одним из толпы, который тем не менее должен делать тот же выбор: идти по пути преступника или служить закону.

Assassin’s Creed: Odyssey

Платформа: ПК, PS4, Xbox One

Автор: Артемий Леонов

Когда я настоятельно советую окружающим сыграть в Assassin's Creed: Odyssey, я часто встречаюсь с непониманием. Для многих бренд «ассасинов» давно ассоциируется с «бездушным конвейером». Каждый второй отвечает, что уже наигрался в игры серии десять лет назад и не верит, что новая часть сможет хоть чем-то его заинтересовать.

Штука в том, что Odyssey очень слабо напоминает своих предшественниц. Новую часть франшизы Ubisoft превратила в практически полноценную RPG. Здесь есть оригинальные квесты с моральным выбором, явно навеянные «Ведьмаком», возможность набирать спутников и заводить романтические отношения, а также сложная система взаимосвязей между основным сюжетом и «необязательными» приключениями.

В Odyssey очень просто на несколько часов отвлечься от сюжета и заняться каким-нибудь интересным побочным квестом, чтобы потом выяснить, что этот квест был напрямую связан с одним из важных для основной истории персонажей. Это, пожалуй, главное достоинство игры: любые активности игрока сплетаются в сложную конструкцию из взаимосвязей. Благодаря этой особенности здесь бывает трудно сказать, чем конкретно вы занимаетесь: выполняете сюжетную миссию, побочную, просто исследуете местность или выслеживаете врага. Вы просто делаете то, что вам хочется, и не отвлекаетесь на игровые условности.

Совершенно не похожая на привычную часть серии, Odyssey — лучший повод вернуться во вселенную «ассасинов», или даже познакомиться с ней. Если любите Древнюю Грецию, недовольным вы точно не останетесь: можно просто путешествовать от острова к острову и наслаждаться пейзажами и древнегреческой архитектурой. Впечатление любителям истории может испортить лишь фирменная «ассасинская» фантастика, с могущественными артефактами и загадочными древними расами. Но без этого, видимо, никуда.

Frostpunk

Платформа: ПК

Автор: Дамир Камалетдинов

Игра изначально привлекла меня сеттингом: действие Frostpunk разворачивается в альтернативной истории, где в конце 19-го века на Землю обрушился ледниковый период, а у людей из технологий были только паровые машины. Игрок выступает в роли лидера выживших, которому предстоит отстроить поселение и переждать бурю, а также попутно решить проблемы гражданского общества.

Последнее — один из самых интересных элементов Frostpunk, ведь в зависимости от каждого решения может повыситься недовольство жителей. В конце концов это приведёт к свержению лидера и проигрышу. Игра создаёт дилемму: можно принимать правильные с моральной точки зрения решения, но это, скорее всего, приведёт жителей к смерти, а можно жёсткие, но эффективные — тогда всё будет хорошо.

И хотя Frostpunk, по сути, обычный градостроительный симулятор — благодаря сеттингу и вниманию к деталям меня он затянул похлеще «Цивилизации». Я, кажется, пару месяцев играл каждые выходные на высокой сложности, чтобы её пройти (в итоге — проиграл на буре). Потом сдался и дал себе поблажку — побольше ресурсов, и прошёл игру за два уикенда. Советую не повторять моей ошибки и не снижать сложность: хард тут — это реальный вызов для среднестатистического игрока. Также рекомендую запускать игру только при большом количестве свободного времени: в последний раз я не мог оторваться от Frostpunk шесть часов, хотя думал, что прошло два. И, кажется, я уже знаю, чем займу себя на праздниках.

Call of Duty: Black Ops 4

Платформа: ПК, PS4, Xbox One

Автор: Алексей Сигабатулин

В этом году из Call of Duty пропал синглплеер — возможно, к лучшему, потому что всё остальное теперь работает почти безукоризненно. В мультиплеере авторы избавились от бега по стенам и двойных прыжков, игра снова «приземлённая» и как всегда быстрая. Здоровье теперь не восстанавливается само — только после использования аптечки-шприца, так что в схватке приходится думать, что делать: подлечиться или перезарядить оружие. Вроде бы тактики тут немного, но ощущается очень свежо.

Но главное — теперь в Call of Duty есть своя «королевская битва», которая тут называется «Затмение». Правила стандартные: десятки врагов, сужающаяся зона, большая карта, лут. Но тут есть ещё и гаджеты со скиллами (коробочки, на время дающие особые способности), а в некоторых зонах карты бродят зомби, охраняющие ценный лут. Хотя удивительно другое: разработчикам из Treyarch удалось с первого раза сделать не просто интересную, но и отлично работающую «королевскую битву». Баги правятся в каждом апдейте, баланс периодически пересматривается, если игроки замечают, что что-то плохо работает. Всем бы так.

Super Smash Bros. Ultimate

Платформа: Nintendo Switch

Автор: Олег Чимде

Super Smash Bros. Ultimate — лучшее, что изобрели для шумных вечеринок в этом году. Как и всё гениальное, игра очень проста, но оттачивать свои навыки в ней можно бесконечно. Конечно, здесь есть огромная сюжетная кампания, но раскрывается этот файтинг в первую очередь в локальном мультиплеере. Более 70 уникальных бойцов, часть из которых многие помнят по детству, проведённому за «Денди» и «Сегой», куча разнообразных арен и, разумеется, простор для тактики. Комбинации учить не нужно, удары делаются просто, а фана — выше крыши.

В одной игре Nintendo собрали львиную долю всего наследия японских разработчиков и собираются дополнять его в DLC. Да и в какой ещё игре можно стравить друг с другом Пакмэна, Марио, Солида Снейка и Соника?

Marvel’s Spider-Man

Платформа: PS4

Автор: Никита Лихачёв

Каждый раз, когда я слышу об игре по фильму, мне не верится, что это может быть достойным продуктом. Как книга всегда лучше, чем фильм, так и игра обычно оказывается слабее кино.

В последний раз я оказался положительно удивлён качеством игры по Mad Max. Хотя игра существовала в тех же декорациях, она не повторяла никакой сюжет и существовала как бы параллельно кинематографу. «Человек-паук» — из того же жанра, как и Batman: Arkham Knight и Mad Max: она позволяет сродниться с персонажем, его взглядом на вещи и немного пожить в шкуре супергероя.

Сюжетно «Человек-паук» построен отлично: это довольно примитивная, но сладкая голливудская история, настраивающая у игрока семейные и общественные ценности. Но главное в ней — геймплей и визуальная составляющая: смена костюмов, впечатляющие пролёты по зданиям и боевая система, которая достаточно изощрённа, чтобы её было интересно изучать, и при этом не слишком сложна, так что раскидывать бандитов и других оппонентов было весело и азартно.

Far Cry 5

Платформа: ПК, PS4, Xbox One

Автор: Никита Лихачёв

Для того, чтобы вспомнить, о чём был Far Cry 5, мне потребовалось изрядно напрячь память. Да, кажется, были какие-то вышки, какие-то пушки, сборы очередных 20 шкур гималайского скунса — а вот о чём был сюжет, я помнил с трудом.

Потом понял, почему. Конечно, очень возможно, что меня просто не тронула история безбашенной семейки Иосифа Сида и того, как чёрное в процессе игры меняет цвет на белый. Far Cry 5, несмотря на возможность косить полчища религиозных фанатиков, оказался очередной травоядной игрой Ubisoft, не делающей никаких политических заявлений.

Но для меня Far Cry — одна из любимых серий, и за то, что в ней можно полетать, погонять по горам, половить рыбу, знатно поохотиться и пострелять, я её и люблю. Сюжет здесь оказывается делом немного вторичным: он просто обуславливает смысл всего происходящего, и этого достаточно, чтобы получать удовольствие от времени, проведённого в виртуальной Монтане.

Monster Hunter: World

Платформа: ПК, PS4, Xbox One

Автор: Алексей Сигабатулин

Серия Monster Hunter всегда была суперпопулярна на родине в Японии, а на Западе носила статус нишевой. А потом вышла World, за месяц стала самой успешной игрой в истории Capcom, добралась до ПК (впервые в истории), где установила рекорд по количеству одновременных игроков в Steam для игр 2018 года.

А секрет тут прост: во-первых, это игра про охоту на гигантских монстров, а во-вторых — она до жути комплексная и постоянно чем-то удивляет. На чудищ нельзя охотиться просто так: надо изучить их повадки, выбрать свой тип оружия, подобрать экипировку, затариться зельями и едой, расставить ловушки, позвать друзей. И даже после этого вас ждёт 30-40 минут тяжёлого боя: монстры просто так не сдаются, меняют тактику, убегают. А иногда на звуки борьбы может прийти тварь побольше и съесть кого-то из вас. В общем, соскучиться точно не выйдет — этим World и прекрасна.

Правда, стоит быть готовым к куче гринда: для того, чтобы выковать себе какой-нибудь новый меч, сильного монстра придётся убить не раз и не два. Да и в плане управления и интерфейса игра всё ещё не слишком дружелюбна. Но если вы соскучились по игре, которая бросает вызов и не разжёвывает вам всё — пропускать MHW явно не стоит.

Into the Breach

Платформа: ПК, Nintendo Switch

Автор: Евгений Кузьмин

Ещё месяц назад я не ожидал от себя, что буду рассказывать тут про Into the Breach. Приехал к родителям на выходные и решил просто взять себе что-то небольшое для ноутбука. В итоге залип на неделю, уже дома отложив хиты вроде «Человека-паука».

Into the Breach — пошаговая стратегия с пиксельной графикой и почти без сюжета, которая получила очень высокие оценки от критиков. Суть такая: ты играешь за путешественника во времени, который пытается спасти жителей городов Земли от огромных насекомых. Отряд по спасению мира — три меха с разными наборами приёмов и оружия. И дальше начинается чистая тактика, которая больше напоминает какую-то головоломку или шахматы, а не пошаговую видеоигру.

Насекомых почти всегда больше, они появляются и появляются, а тебе надо просто пережить и потерять как можно меньше людей. Каждый ход — судьбоносное решение. Убить этого врага? А может здесь скинуть в воду? Или притянуть тросом к себе? Или бросить силы на защиту? А тут придётся пожертвовать собой? Иногда начинаешь представлять, что ты в «Тихоокеанском рубеже». В итоге пара ошибок, и ты покидаешь эту временную линию, чтобы начать всё заново — это не проигрыш, а часть игры. На этот раз они победили, но пусть всё горит. Мы ещё вернёмся.

Detroit: Become Human

Платформа: PS4

Автор: Дамир Камалетдинов

До «Детройта» я был знаком с жанром «интерактивного кино» лишь мельком: видел обзоры на YouTube, пару раз играл с друзьями в Until Dawn, слышал что-то о Fahrenheit. Со стороны мне этот формат всегда казался странным, ведь такие игры зачастую рассказывают историю не через геймплей, а через кат-сцены. Я думал, что в таком случае авторам проще было бы просто снять свой фильм, чем пытаться превратить его в игру, добавляя QTE.

Несмотря на всё это меня очень привлекала идея вариативности сюжета — это ведь почти как в реальной жизни. «Детройт» в этом смысле не разочаровал: в игре действительно нужно принимать много ключевых решений, которые ведут к огромному количеству разных разветвлений истории (их показывают в конце каждой главы). В то же время мне кажется, что в некоторых местах авторы явно переборщили. Часть решений ни на что не влияет, а многие линии могут привести в итоге к одному или двум результатам. Это ломает всю идею вариативности, ведь игрок получает не полноценную сюжетную линию, а множество разных вариантов промежуточной истории, которые приведут к одному и тому же.

Сама по себе история мне понравилась. Хотя в ней много противоречий и описанный в «Детройте» мир вряд ли мог бы существовать в реальности, задумка интересная. Персонажи получились живыми и глубокими, но не все: меньше всех мне понравился лидер сопротивления Маркус, хотя с ним связана лучшая сцена в игре — перерождение, а больше всех полюбился андроид Коннор, который всю игру стоит перед моральным выбором. В целом игрой я остался доволен, и это отличное развлечение, а, учитывая вариативность, её можно перепроходить множество раз, чтобы всё посмотреть. Но всё же хочется верить, что в будущем проекты в жанре интерактивного кино станут более продуманными.

Dead Cells

Платформа: ПК, PS4, Xbox One, Nintendo Switch

Автор: Евгений Кузьмин

В декабре Dead Cells признали лучшей экшн-игрой 2018 года: она обошла Destiny 2, последнюю Call of Duty и Far Cry 5. И, мне кажется, «метроидвания» от инди-разработчиков это заслужила, хоть и с оговорками. Давайте я тут воспользуюсь мемом и скажу, что это Dark Souls от мира небольших пиксельных игр, где одна ошибка или замешательство — и ты труп. А смерть в игре означает, что всё надо начинать заново.

В раннем доступе Dead Cells появилась ещё год назад. Тогда я побегал, поумирал и забыл. Вернувшись в 2018 году, я увидел, насколько разнообразнее стала игра. Огромный выбор оружия открывает пространство для экспериментов. Тем более, что без экспериментов в сотый раз бежать по тому же уровню будет скучно. Да и кто откажется вообще от всех этих кинжалов, хлыстов, гранат, телепортов и бог его знает, что там ещё этой игре. Я играл на ПК, но если есть Switch, то советую ещё больше: мне кажется, для портативной консоли Dead Cells подходит просто идеально.

Блок quiz недоступен

#итоги2018