Гость TJ
Сергей Звезда

«Сразу стало ясно, что Таню Гроттер нужно делать непохожей на Поттера»: главное из общения Дмитрия Емца с читателями TJ

Что думает об обвинениях в плагиате Джоан Роулинг, почему скачивает пиратские версии своих произведений и как обстоят дела в индустрии.

Дмитрий Емец «Культура.рф»

8 августа героем рубрики «Гость TJ» стал писатель Дмитрий Емец, автор «Тани Гроттер», «Мефодия Буслаева» и многих других произведений. За два часа он ответил на почти 70 вопросов, оставленных в комментариях.

Об идее написать «Таню Гроттер» и об обвинениях в плагиате

«Поттер» — это не идея. Это уникальная интонация. Это уютный добрый мир, особенно в первых двух книгах. Дальше Поттер становится более готическим. Я сказал бы, что мрачноватым. Уют исчезает. А «Таня Гроттер» — она совсем другая. Тут совсем не в адаптации персонажа дело.

[Вопросы про плагиат] раздражают только слегка. Но их обычно не так много. Примерно один из двадцати. Но народ обычно упёртый, во всём правый — не объяснишь.

О том, почему роль волшебной палочки в «Тане Гроттер» выполняет именно кольцо

Кольцо гораздо компактнее, чем волшебная палочка. Попробуйте ходить с палочкой весь день — тоска. Кольцо практичнее.

О моменте, когда Емец решил делать «Таню Гроттер» более отличающейся от «Гарри Поттера»

Мне сразу было ясно, что надо делать их непохожими. Но у меня обычно бывает, что с первого абзаца всё или идёт, или не идёт. Книгу формирует авторская интонация, это главный двигатель книги. Она важнее сюжета, важнее всего. А с героями ещё проще. Они оживают и начинают действовать самостоятельно, не спрашивая разрешения у автора.

[Не копипаста ли это или пародия?] Не Ctrl+C — это точно. Книга начиналась как книга-соревнование, а потом я увлёкся и получился целый мир. Надеюсь, хороший. Мне он нравится. Прописывал я его я с удовольствием.

О книжном кроссовере

Сериалы «Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев» пересекаются на уровне второстепенных героев. Один мир, одни в чем-то правила игры, но мир «Мефа» шире и серьёзнее.

Вообще у меня книги ступеньками идут: «Таня Гроттер» — «Мефодий Буслаев» — «ШНыр». И я очень радуюсь, когда кто-то из читателей остается со мной и понимает «Шныр». А кроссовера прямого я не хотел делать.

Вообще без увлечения отношусь к кроссоверам. Они делают мелкой основную книгу. Обычно получается что-то в стиле «Карлсон взял Винни-Пуха за руку и они пошли бить Буратино».

О продакт-плейсменте в книгах

Читательница TJ вспомнила, что в книге «Таня Гроттер и проклятие некромага» есть скрытая реклама макарон. В какой-то момент персонаж говорит, что ценит именно эти макароны, потому что «может восполнить ими потребность в углеводах и одновременно сохранить идеальную фигуру». Емца спросили, не считает ли он это перебором.

Да, с «Макфой» противно. Я один раз только попытался и потом... брррр...а макароны, кстати, ничего. Я до сих пор их иногда покупаю.

Об идеальной актрисе для экранизации «Тани Гроттер»

Не знаю [кто бы мог исполнить главную роль]. С детьми-актерами всё очень сложно. Раньше, мне кажется, кастинг был менее предвзятый. Например, последние годы «Ералаш» сильно сполз и именно по актёрской игре.

Хотя и сейчас много талантливых трудяг, особенно в сериалах молодёжных. Впрочем, обычно режиссер выбирает без консультации с автором.

О судебном запрете на печать «Тани Гроттер» на других языках по иску Джоан Роулинг

Никакого разбора текста не было вообще. Просто заблокировали за схожесть обложек, что грустно. Но, может, и хорошо, что заблокировали. Если бы я сейчас издавался во всех странах, то, наверное, зазнался бы, возомнил о себе нечто великое и стал бы халтурить. Очень плохо сказываются большие деньги на писателях, актёрах и так далее.

Об ориентации Дамблдора и Сарданапала, директора школы волшебства во вселенной «Тани Гроттер»

Нет, ни в коем случае [Сарданапал — это не гей]. Я думаю, что и у Роулинг герой нормальный. Когда книга написана, автор может говорить любые глупости. Он уже оторвался от книги и на неё не влияет.

О пиратских копиях книг

Таких ресурсов много. Я обычно не гоняюсь с веником за читателями, которые читают пиратские версии. Это было бы смешно. «Ты чью книгу читаешь, мальчик?» — «Вашу». — «А где ты её взял?». Но лучше, конечно, скачивать с платных сайтов, например, с «ЛитРеса».

С каждым годом всё больше «честных» скачиваний. Но жить только на цифровые копии, наверное, ни один автор пока не сможет. Хотя гречка, говорят, полезна и можно всю еду только ей заменить. Я вот в походы только на гречке хожу. Дрянь такая, что и есть не хочется.

[Не борется ли с пиратами] Нет. Даже иногда смешно бывает. Мне нужен какой-то текст мой же собственный, чтобы послать его кому-то. А у меня этой версии, допустим, нет, потому что авторская версия отличается от редакторской. И тогда я сам себя скачиваю у пиратов, чтобы сам себе не платить в платной библиотеке. Но вообще лучше скачивать платно, особенно если какой-то автор ещё жив и можно его немного подкормить.

О заработке писателя

В среднем я зарабатываю как все в данной отрасли.

[Не бывает ли так, что он пишет книгу, потому что срочно нужны деньги] Быстрые деньги — это не литература. Книга если сегодня написана, всё равно только через полгода или год появится. Поэтому многие писатели лекции читают, например, или выступают где-то. Это порой помогает.

Литература — это не самый верный хлеб. Для заработка есть более надёжные профессии. Литература — это пространство любви, тоски или другого какого-то сильного чувства. Это рука, протянутая тебе, когда рядом нет собеседника. Как-то так. А о руке — это в «ШНыре».

Если бы я оказался бы на необитаемом острове и знал, что всё, что я напишу, уйдёт под воду и никем не будет прочитано? Писал бы или нет? Хочется верить, что да.

О том, тяжело ли начинающему писателю издать свою книгу

Издательства готовы взять любую хорошую книгу, у которой будет своя читательская ниша. Только тут как всё устроено. Первые пять-десять книг автор вообще не должен думать о доходе, или он сдуется. Утратит фокус любви.

Его удовольствие — в творчестве. Если он это удовольствие потерял и стал за пиратами в интернете бегать или считать, что ему недоплатили, то всё, не боец. Дальше разговор короткий. Это как один мальчик написал письмо тренеру сборной по футболу: «Уважаемый такой-то! Я сходил уже на две тренировки. Сколько денег вы мне дадите, если я схожу ещё на десять?».

О лучших фэнтези-произведениях

  • «Волкодав» Марии Семеновой;
  • «Расторжение брака» Клайва Льюиса;
  • «Димон» Александра Торика (по мысли, не по исполнению);
  • Что-нибудь из Терри Пратчетта. Там где, про овец. Очень душевная у него эта овечья тема.

Об увлечении аудиокнигами

Аудиокниги — это здорово. Не радиоспектакль, не пластинка, а полноценная озвученная книга. Одним хорошим голосом, с которым ты со временем свыкаешься, точно этот человек у тебя в квартире сидит сутками. Я стал гораздо больше читать, когда стал слушать. В общем, советую. Мне кажется, это сейчас вообще очень активный мостик к литературе. Именно через звучащую речь. Она умножает текст, открывает многие его смыслы. Ну, конечно, если угадали с чтецом.

Некоторые книги лучше на аудио. Например, я очень люблю «Расторжение брака» Льюиса. Слушал много раз, но текстом у меня книга не пошла. Видимо, голос как-то умножал, а тут голос исчез и у меня подвисло восприятие. Есть очень хороший медиапортал «Предание». Там сотни гигабайт редчайших книг. Я оттуда обычно качаю.

Об отношении к играм

Емца спросили, по-прежнему ли он отрицательно относится к игровой индустрии. Ему напомнили цитату от июля 2017 года: «Компьютерные игры – это выраженная химическая зависимость. [...] Знайте: когда вы покупаете ребенку смартфон или планшет – вы покупаете ему гроб. Лучше купите ему шприц, или вина, или просто дайте ему по голове. Это будет гораздо гуманнее. Родитель, покупающий ребенку смартфон, губит его».

Тут ничего не изменилось. Курение плохо. Пиво плохо. Но игры страшнее в десять раз. Я не очень хороший воспитатель. Мне кажется, лучшие воспитатели обычно и слово «воспитание» не знают. У них как-то из рода в род все передаётся, автоматически.

О текущей работе и позврослевшей аудитории

Сейчас работаю над «ШНыром». Мне кажется, я не очень детский и не очень подростковый писатель. У меня миф, притча, юмор, абсурдная проза, городской роман — всё как-то вместе. Я пишу, в основном, то, что мне самому интересно, потому что большая часть дня — это работа, а какой смысл халтурить? Тогда лишаешь себя радости от работы.

#интервью #книги #творчество