Интернет
Даша Лейзаренко

Паблик: Вадик?

С помощью игры слов и иронии авторы веб-комиксов обыгрывают рутинные вещи, которые у каждого под носом.

С 2015 года во «ВКонтакте» ведётся сообщество с веб-комиксами «Вадик?», авторы которых придумывают несложные ироничные каламбуры с безымянными персонажами. TJ поговорил с основателями паблика — стендап комиком Виктором Копаницей и художницей Дарьей Порозовой.

Идея создания сообщества принадлежит брату Дарьи Кириллу, который увлекается стендап-комедией и ведёт об этом своё сообщество. Художница рассказала, что раньше визуализировала забавные фразы: «Иногда свои идеи, иногда шутки своего брата. Ему нравились мои рисунки, и он предложил создать паблик, чтобы показывать картинки людям».

Вскоре их знакомый Виктор узнал о проекте и понял, что может предложить друзьям «кучу идей». Сейчас он придумывает шутки и рисует простые карандашные эскизы, которые обсуждает с Дарьей и Кириллом. Затем художница воплощает идею в жизнь.

Основатели сообщества рассказали, что смысла в названии паблика нет. «Это просто рандомное имя со знаком вопроса в конце. Однажды Даша нарисовала такое же рандомное лицо, которое сейчас красуется на аватарке», — вспомнил Виктор.

Сначала стрипы были чёрно-белыми — Дарья начала рисовать их на бумаге, вдохновившись комиксами Рамона Переза и Пола Хорншемеьера. Ей всегда хотелось рисовать что-то похожее по стилю, но краски не позволяли добиться хорошего результата, поэтому художница использовала простой карандаш.

После покупки графического планшета Дарья перешла на цифровой формат: «Cтало проще, и я начала рисовать так, как хотела изначально». Виктор отметил, что после этого контент начали чаще репостить: «Оказалось, цифровые рисунки обладают большим вирусным потенциалом».

У нас нет идеологии. Нам нравится веселить людей, и мы делаем это без претензии порушить старые устои в комедии. Хотим, чтобы паблик оставался лёгким.

Виктор Копаница

Новые цифровые комиксы вызывали недовольство некоторых подписчиков, которые просили вернуть «ламповый» черно-белый формат. Но создатели не жалеют о переходе: «Так уж вышло, что цветные картинки легче воспринимают в эпоху клипового мышления».

Виктор отметил, что часто контент адаптируют без разрешения: «Одни паблики просто лепят поверх наших картинок свои логотипы и выдают их за свои. Были случаи, когда комиксы полностью перерисовали, оставив сюжет, но заменив внешний вид персонажей. Мы боремся с этим, но желающих заработать на чужом творчестве куда больше, чем наших ресурсов их отслеживать».

При этом сооснователь считает, что способов борьбы с плагиатом мало — авторы паблика обращаются в техподдержку «ВКонтакте», которая иногда удаляет публикации плагиаторов. «В этой войне мы всегда на шаг позади больших агрегаторов, которым не хочется платить авторам, а авторский контент хочется», — отмечает он.

В 2017 году один из стрипов без разрешения заимствовала KFC. Авторы паблика обратились к компании, в ответ сеть ресторанов быстрого питания подарила им ведро крыльев. Виктор рассказал, что это был единственный случай, когда им предложили сотрудничество: «В основном нас банят, комментарии со ссылкой на оригинал удаляют, а здесь было приятно от просто человеческого отношения, которое так редко встречается».

Представители «ВКонтакте» рассказали, что сообщество несколько раз получало «Прометея», который привёл почти 6% новой аудитории. Виктор отметил, что после отметок «огоньком» к ним начали поступать предложения о продаже паблика: «В одном случае это были копейки, около пары тысяч рублей. В другом речь шла о нескольких сотнях тысяч, и мы даже на какое-то время задумались о продаже, но человек пропал так же быстро, как появился».

Помимо обычных комиксов, авторы также создали серию стрипов «Супергерои в России». Идея принадлежит Виктору: «У меня был монолог в стендапе с фантазией на тему о том, как жилось бы супергероям в нашей стране. Мы подумали, что это было бы забавно изобразить».

У основателей сообщества пока нет планов по развитию паблика. «Проект — спонтанный. Как только появляется забавная идея, мы её отрисовываем и публикуем. Так и продолжим. Пока что мы не про коммерцию. С приходом маркетинга сразу погибает душа», — отметил Виктор.

#паблики #соцсети #комиксы