Интернет
Женя Кузьмин

«Один мужчина, борода»: во время сбоя Инстаграма и Фейсбука пользователи увидели точные текстовые описания своих фото

Для многих стало открытием, что искусственный интеллект соцсетей «видит» каждый пост и делает это довольно точно.

3 июля в работе Фейсбука, Инстаграма и WhatsApp произошёл крупный сбой — пользователи на протяжении нескольких часов не могли зайти в приложения и получить доступ к новостным лентам. Также все три сервиса (WhatsApp и Instagram принадлежат Facebook) не открывали изображения и аватарки.

Из-за сбоя пользователи могли наблюдать в Фейсбуке и веб-версии Инстаграма необычную картину — вместо фото появились довольно точные текстовые описания. К примеру, снимок девушки с собакой так и обозначался набором тегов: «На этом изображении может находиться девушка и собака».

Пользователи стали делиться в Твиттере пересказами собственных страниц. На это обратили внимание и читатели TJ.

В соцсетях шутили, что Инстаграм и Фейсбук развивают воображение, а также, что именно так будут работать сервисы при автономном рунете.

Что это за теги вместо фото

Издание The Verge объясняет: если вкратце, то набор тегов — то, как каждую фотографию каждого пользователя видит искусственный интеллект, встроенный в Инстаграм и Фейсбук. Системы машинного зрения анализируют каждый снимок, разбивая его на объекты. В некоторых случаях алгоритмы Фейсбука могут даже точно определить, какой именно пользователь изображён на фото.

Facebook использует систему «чтения» изображений в своих сервисах как минимум с 2016 года. В 2018 году Instagram запустил функцию пересказа содержимого фотографий для слабовидящих — по сути зачитывается набор тегов.

Для тех, кто погружён в сферу технологий, подобные текстовые описания в соцсетях не являются чем-то новым. Программисты даже делали расширения для Chrome, раскрывающие наборы тегов. Но крупный сбой Фейсбука и Инстаграма показал обычно «невидимую» часть работы нейросетей широкому кругу людей.

На фоне скандалов с Facebook и приватностью СМИ и пользователи задались вопросом, для чего в соцсетях могут собирать подобный тип данных. В The Verge предположили, что информацию могут передавать рекламодателям. Журналисты обратились за комментарием в Facebook, но не получили ответа.

При этом редакция издания отметила: «Независимо от того, как используют данные, это увлекательный взгляд за кулисы крупнейшей в мире операции по сбору данных».

Несколько примеров для сравнения

Аватарка редактора TechCrunch, которую описывал алгоритм

#соцсети #facebook #instagram #нейросети