Интернет
Даша Лейзаренко

Жизнь после новости про упавшую сосиску и ролика о лучшем файлообменнике: куда пропали Ева Морозова и Юлия Якубеня

Неожиданная популярность, преследование в жизни и соцсетях, отказ от съёмок роликов, создание мемных комиксов и основание своего магазина.

Слева — Юлия Якубеня, справа — Ева Морозова

В 2015 году две студентки из новосибирского Академгородка прославились благодаря рекламе «А каким файлообменником ты пользуешься» и новости про упавшую отварную сосиску. Эти мемы продолжают жить, хотя их авторы перестали снимать ролики и придумывать шуточные заметки.

В то время, как Ева Морозова ведёт популярное сообщество «ШКЯ», Юлия Якубеня пропала из публичного пространства. TJ выяснил, как развивалась история мемов про упавшую сосиску и «файлообменник Skype», почему популярность негативно повлияла на жизни девушек и что произошло с их творческим союзом.

Всё началось с паблика для друзей

В 2012 году Юлия Якубеня создала паблик «ШКЯ (шутки, кайф, яшперица)». Вместе со своей одногруппницей Евой Морозовой она вела его для близкого круга друзей. В сообществе публиковались локальные мемы, шуточные опросы с абсурдными вариантами ответов, авторские стихи, выдуманные новости и интервью. Тогда же появились первые рисунки с героями комиксов современного «ШКЯ» — Ева называет их «жирняками».

Рисунок 2012 года Ева Морозова

Ева рассказала, что «яшперица» в названии — это исковерканный вариант слова «ящерица»: «Мой папа использует это слово, и я почему-то думала, что все его знают, но не тут-то было. Это просто дурацкое словечко, прямого отношения к картинкам не имеет». Художница отметила, что сначала её друзья придумали аббревиатуру ШКЯ, а уже потом подбирали под неё слова.

Тогда же Ева завела YouTube-канал, где выкладывала первые пародийные рекламные видео с участием Юлии Якубени, серию «Невероятные приключения Морозовой и Якубени», фанатские клипы и короткие ролики про «жирняков» из «ШКЯ». В 2014 году стала популярна их реклама журнала Star — видео заметили в «This is Хорошо». Но настоящая популярность пришла к девушкам после ролика о «лучшем файлообменнике».

«Лучший файлообменник» и первая известность

В феврале 2015 года Ева опубликовала «рекламу» Skype — за сутки видео, якобы продвигающее продукт Microsoft, набрало более 60 тысяч просмотров. В ролике Ева настойчиво советует Юле воспользоваться программой, но не для видеосвязи, а для обмена файлами.

На ролик обратили внимание несколько видеоблогеров — обзоры вышли на каналах «+100500», «This is Хорошо», Агнии Огонёк. Многие стали пародировать фразу «Каким файлообменником ты пользуешься?» и делать подобные видео c рекламой туалетной бумаги и носков. Благодаря этому видео о «лучшем файлообменнике» набрало популярность — к августу 2019 года ролик посмотрели свыше 11 миллионов раз.

Ева пояснила, что они решили прорекламировать Skype, потому что это «часть офисной продуктивной жизни с „гигабайтами свежей информации“», над которой они с Юлией часто смеялись. В соцсетях цитата «Skype — это лучший файлообменник» стала мемом. Даже спустя три года после выхода ролика фразу постоянно вспоминают при упоминаниях мессенджера в медиа.

После ролика про Skype на канале вышла реклама витаминов «Компливит», но потом Ева перестала снимать пародийные видео и уже не собирается к ним возвращаться. Она пояснила TJ: «У меня навсегда травма от этих комментаторов под видосами. Не хочется что-то личное вбрасывать такой аудитории». К моменту написания заметки комментирование под всеми пародийными рекламами на канале закрыто.

Еве не понравилось «ненужное внимание» от публики после неожиданной популярности — из-за потока негативных комментариев она закрыла возможность писать ей сообщения в соцсетях. Девушка отметила, что всё ещё скрывается от людей на улицах: «Хожу проулками и дворами, уже вроде и не узнают так часто, но я по привычке».

При этом Ева пообещала, что будет снимать новые видео, но в других жанрах: «Пародии — это здорово, конечно, но лучше делать что-то ещё. Их и так хватает». Особенно она увлекается коллажными stop-motion видео под музыку, а когда-нибудь планирует снять свой фильм.

Новость про отварную сосиску и преследование Якубени

В конце 2014 года в «ШКЯ» стали появляться вымышленные новости о жизни друзей Евы — студентов Новосибирского государственного университета, живущих в Академгородке. Все заметки она писала с ироничным подтекстом, но подавала как серьёзные. Герои пародийных инфоповодов падали в канализационные люки, залезали на деревья, прогуливали пары, занимали деньги на пиво и добавляли слишком много сметаны в борщ.

Один из героев заметок, Роберт Королевский, рассказал TJ, что Ева писала фейковые заметки, чтобы «поугарать над друзьями в формате новостей сомнительного качества из провинциальных СМИ». Он подчеркнул, что сайта «Новостей Академгородка» никогда не существовало.

Самой популярной публикацией стала вымышленная новость о том, как Юлия Якубеня уронила отварную сосиску — она разошлась по сайтам-агрегаторам с мемами. В заметке Ева подробно описала «проишествие» — её подруга всё-таки успела спасти «мясной снэк» и после падения промыла его водой.

В соцсетях заметку об упавшей сосиске вспоминают до сих пор. Под новостями, которые кажутся незначительными или неинтересными, пользователи иронизируют, указывая на схожесть инфоповода с новостью про Юлию Якубеню.

Юлия рассказала TJ, что после того, как шуточная новость распространилась в сети, её стали преследовать в реальной жизни, фотографировать на улицах и «кидаться сосисками». Девушку несколько раз вынуждали удалиться из соцсетей: «Мне пришлось изолироваться от общества. Иногда выхожу в темноте в магазин».

К тому, что её имя часто упоминают в соцсетях вместе с заметкой об упавшей сосиске, Юлия относится спокойно, «даже с юмором»: «Время лечит. Даже если сначала кажется, что выхода нет». Ева удалила новость о сосиске из «ШКЯ».

Успешный паблик с мемами и свой магазин

В 2016 году Ева запустила в продажу мерч «ШКЯ» — сначала это были стикеры и открытки с героями комиксов, которые ненавидят работать, но любят кутёж и пиво. За три года её магазин увеличился: автор паблика наняла четырех помощников для производства товаров и теперь продаёт носки, футболки и кружки c «жирняками».

«Шкяковец, будь на чеку»

По словам Евы, она сначала работала администратором в нефтяной компании, а затем переводчицей. После подрабатывала графическим дизайнером на фрилансе, но в 2019 году перестала заниматься и этим. Теперь она делает только контент для «ШКЯ» и довольствуется доходом с продажи сувенирных товаров и рекламы в сообществе с аудиторией почти в 250 тысяч человек. Из опыта офисной работы художница черпает вдохновение для сюжетов своих картинок.

Творческий союз Евы и Юлии разрушился — они перестали общаться. Ева всё ещё живет в Академгородке и по-прежнему считает его лучшим местом на земле. Юлия уехала из Новосибирска, но «остаётся прежней Якубеней с верой в чудеса». Сниматься в видео она больше не хочет.

#арт #видео #соцсети #мемы #разборы