Интернет
Даша Лейзаренко

Паблик: «Дурацкие дореволюционные открытки»

Коллекционер из Петербурга собирает мемы времён Российской империи.

Открытки начала 20-го века — это большой культурный пласт, не ограничивающийся пейзажами, натюрмортами и портретами. Там встречается странный юмор, жестокость, сатира и похабность. Иногда они слишком милые, иногда смешные, а порой просто вводят в ступор. TJ побеседовал с автором паблика «Дурацкие дореволюционные открытки» — инженером-экономистом и исследователем старых петербургских квартир Максимом Косьминым.

Максим рассказал, что начал собирать открытки в 2016 году: «Купил их просто в подарок, дарил на Новый год, а потом стал оставлять себе». Однако создатель паблика подчеркнул, что коллекционирует их без фанатизма — всего он собрал около «пары сотен» штук. При этом высокой материальной ценности они не имеют, поскольку «„дурацкость“ открытки влияет на её стоимость, скорее, в меньшую сторону».

Я, конечно, не закладываю негативной коннотации: для меня «дурацкие» значит «забавные». Причём в паблике размещаются не только юмористические открытки. Некоторые создавались на полном серьёзе, и кажутся дурацкими спустя 100 лет лишь в силу сильно изменившейся культурной и социальной повестки.

Максим Косьмин

Максим рассказал, что создал паблик, потому что хотел поделиться открытками, которые накупил или просто хранил на компьютере. Автор сообщества считает этот феномен интересным материалом для исследования: «100 лет назад юмор был очень разнообразным, и порой то, над чем смеялись наши предки, кажется сейчас совершенно безумным, странным, нелепым. Всё это прекрасно отразилось и на открытках, которые тогда были важным средством коммуникации».

Максим рассказал, что обычно находит открытки для паблика на сайтах-аукционах или на барахолках, но при этом редко их покупает. Автор также отметил, что много контента приносит создатель исторического паблика «Ретроскоп», а иногда присылают подписчики из собственных коллекций.

Представители «ВКонтакте» рассказали, что сообщество шесть раз получало «Прометея», а последний «огонёк» привёл почти 6% новой аудитории. Интерес к паблику Максим связывает с тем, что контент напоминает подписчикам современные мемы: «Дурацкие открытки задевают примерно те же струны. К тому же, это исторические мемы, поэтому контент можно назвать ещё и образовательным».

Максим сделал два стикерпака из дурацких открыток — со смешными винтажными лунами и с цитатами «не бреши». Автор пока никак не планирует развивать сообщество: «Это абсолютно хобби-проект, которым я занимаюсь расслабленно и без больших амбиций. Надеюсь, открыток хватит ещё надолго, ведь, в отличие от современных мемов, столетние — конечны».

#паблики #соцсети #мемы #история