Интернет
Женя Кузьмин

Как Tinder в России стал обителью иронии и мемов — рассказывает создатель сообщества Swipe Right

«Cяду тебе на лицо» в анкете ещё не значит, что девушка ищет секса.

Tinder — приложение, которое во всём мире ассоциируется с онлайн-дейтингом в целом. Запустившись в 2012 году, сервис определил развитие целой индустрии со «свайпами» и «мэтчами», превратив поиск пары в своеобразную игру. К 2019 году пользователи Tinder каждый день коллективно совершают более 1,5 миллиарда свайпов: но делают они это не только для выбора потенциального партнёра, но и для того, чтобы посмотреть в приложении мемы и шутки.

Дело в том, что за годы вокруг дейтинг-сервиса сложилось полноценное мем-сообщество. Издание Mashable объясняет явление тем, что поначалу пользователи не понимали, как правильно заполнять профили в Tinder и часто выглядели нелепо. С другой стороны, любая попытка продемонстрировать чувство юмора также помогала выделиться на фоне «конкурентов».

В 2013 году появилось Reddit-сообщество r/tinder, где делились смешными скриншотами профилей и переписок — за шесть лет на раздел подписались почти 3 миллиона человек. Кроме того, есть целый ряд популярных Инстаграм-аккаунтов на ту же тематику. Знакомства оставались главной особенностью Tinder, но появились люди, которые приходили туда не за парой, а именно за шутками.

Уже к 2016 году западные журналисты стали отмечать, что ирония в Tinder стала разрушать онлайн-дейтинг: «шутников» стало слишком много, оригинальность пошла на спад, а людям стало сложнее пользоваться приложением по назначению.

Но в России Tinder стал популярен гораздо позже. Из-за этого «ироничная сторона» сервиса, от которой устали на Западе, здесь находится на подъёме. Одни из главных «наблюдателей» этого тренда — 100-тысячное сообщество Swipe Right. TJ поговорил с основателем паблика Александром Овчинниковым: в 2016 году он стал собирать ироничные Tinder-профили во время учёбы в СПбПУ, а теперь работает «ВКонтакте».

* * *

Можешь рассказать немного про историю сообщества?

Создавали вдвоём, идея как-то сама собой появилась. В 2016 году мы наблюдали слишком много анкет с ироничным, забавным или глупым описанием, скидывали их друг другу в общую конфу и задумались о том, что стоит создать паблик. Постили тоже вместе, сами листали Tinder и собирали то, что было в чатах. Потом как-то и подписчики начали подключаться.

Вдохновлялись сабреддитом с похожей тематикой или полностью сами придумали идею?

На тот момент мы даже не знали про r/tinder, но со временем поняли, что на Reddit такой раздел давно существует. Причём гораздо популярнее и обширнее нашего паблика. Поэтому вдохновение пришло как-то само, плюс многие нам говорили, что идея взлетит.

На твой взгляд, в чём отличие смешных анкет 2016 года от 2019 года? Есть впечатление, что раньше профили в Tinder были смешными скорее от незнания, что писать, а сейчас это осознанная ирония.

В 2016 году люди, скорее всего, тоже осознанно писали ироничные описания и использовали смешные фото, но просто не в таких масштабах, как сейчас.

Кто-то делает это ради того, чтобы попасть в паблик и получить свою долю внимания. Кто-то просто понимает, что с таким описанием у него гораздо больше шансов с кем-то «сматчиться». Главная разница только в том, что по мере роста популярности паблика и расхождения контента по всему рунету люди перестали придумывать что-то оригинальное. Все шутки стали копипастой. До сих пор не понимаю, почему это происходит.

Ты упомянул людей, которые специально пытаются попасть в паблик. Что обычно делаешь с такими постами?

Когда как, если что-то уж очень оригинальное, то запостим. А если человек с какой-то ерундой пытается пролезть, то, конечно же, нет. Хотя одну девочку мы публиковали аж три раза, у неё каждый раз менялось описание и снимки, я даже забывал об этом. Плюс было довольно смешно.

А бывало наоборот, что приходили люди и просили удалить скрин со своим профилем?

Бывало, часто приходят, в основном девушки — мы удаляем. Если человек не хочет, чтобы его анкета была опубликована, то это его выбор. Правда, это довольно быстро расходится по интернету, поэтому если скрин всплывает потом где-то ещё, то тут мы уже ничем не можем помочь.

Ещё одно ощущение возникает, когда читаю Swipe Right: почти нет шуток про внешность. Это какой-то принцип?

Комментарии часто бывают токсичными, народ пишет много всего, но обычно я стараюсь удалять какие-то упрёки в сторону внешности людей, потому что если владелец анкеты это увидит, то ему, скорее всего, будет не очень приятно.

Поиронизировать можно, если человек сам к этому тебя предрасположил, специально выложив какую-то смешную фотографию. Такое бывает, но не то, чтобы очень часто. Принципов тут нет, но не хочется превращать площадку в откровенный рассадник ненависти и оскорблений. Хотя с расширением аудитории от этого всё сложнее избавляться.

Я считаю, что во всём должна быть мера, нельзя перебарщивать. Если честно, мне кажется, что наш паблик довольно сильно повлиял на то, чем стал Tinder в России, но я и сам такого не ожидал.

И чем же стал Tinder в России?

Если в США и Европе это именно площадка для секса или знакомств на одну ночь, то у нас зачастую иначе. Какая-то часть людей всё ещё рассматривает Tinder для этих целей, но по опыту многих моих знакомых, он работает скорее как площадка для нахождения друзей и поиска партнёра для серьёзных отношений.

Знаю и наслышан про людей, которые сыграли свадьбы либо начали долгие серьёзные отношения после знакомства в Tinder. На Западе такое происходит реже.

Если рассматривать и Tinder, и онлайн-дейтинг в целом: ты уже три года следишь за трендом в России — за это время в стране как-то поменялось отношение к такому типу знакомств?

Отношение поменялось как раз в сторону поиска более серьёзных отношений. Либо же всё уходит в иронию, мемы и всё остальное, что дают нам дейтинги. Если сейчас посвайпать Tinder, можно встретить много девушек с описанием «Да отстаньте вы со своим сексом» или «Я тут только ради смешных анкет».

С этого, кстати, очень горит у людей, которые представляют Tinder в России площадкой для поиска партнёра на ночь.

Даже те девушки, которые пишут в описании «сяду тебе на лицо», по факту просто хотят как можно больше внимания, а не в действительности ищут секса.

Ты упоминал то, что люди перестали придумывать что-то оригинальное — осталась одна копипаста. Можешь вспомнить парочку наиболее типичных или раздражающих трендов в российском Tinder?

Могу выделить несколько:

  • Любовь к пиву — каждая вторая девушка считает важным написать об этом, непонятно зачем. Не считаю пиво чем-то плохим, но это действительно у каждой второй в анкете. Мы на фоне этого тренда даже сделали пивные значки, решили обыграть этот абсурд;
  • «По знаку зодиака я *знак зодиака*, но для тебя могу стать раком» — это описание тоже очень часто встречается, видимо, его где-то зафорсили;
  • Паста «Идущего к реке»;
  • Паста из S.T.A.L.K.E.R. про «Короче, Меченый, я тебя спас и в благородство играть не буду».

Некоторые из этих трендов порой бывают очень оригинально переделаны, так что иногда даже становится смешно. Бывает вот такое комбо, но это, очевидно, троллинг.

Напоследок можешь дать прогноз: такое мем-сообщество внутри российского Tinder со временем умрёт из-за недостатка идей или как-то переродится?

Мне кажется, что совсем умереть оно не должно. По аналогии с r/tinder, который живёт уже шесть лет. Но мы развиваемся и придумываем что-то новое. Паблик уже пережил несколько трансформаций.

Мы в принципе стараемся не загонять себя только в рамки Tinder, скорее, хотим быть в целом про онлайн-дейтинг. Есть ещё много разных идей и вариантов развития, как только почувствуем, что пришло время, то будем развивать их.

#соцсети #мемы #tinder #интервью