Как правильно использовать мемы на уроках истории — рассказывает преподавательница на примере плаката «Кусь за русь»
Об истории плаката, разошедшегося по интернету, внедрении мемов в учебный процесс и реакции научного сообщества на подобные методики.
15 октября в паблике «Послушано у учителей» появился пост с рассказом о том, как студенты петербургского колледжа на занятии по истории нарисовали комикс с мемами про смерть вещего Олега. Ученики к заданию «показать узнаваемый сюжет из древнерусской истории» сделали плакат, где змей убивает князя со словами «Кусь за Русь».
За несколько дней плакат разошёлся по всему интернету — его публиковал в том числе и TJ. Пользователи соцсетей высоко оценили работу, а также похвалили преподавательницу истории за современный подход к предмету.
Имя той самой преподавательницы — Роксана Александровна Лозовая. Она преподаёт историю в петербургском колледже туризма и гостиничного сервиса, а также пишет магистерскую диссертацию, где изучает в том числе внедрение мемов в учебный процесс.
19 октября Лозовая подробно рассказала во «ВКонтакте» об истории плаката, его авторах, использовании мемов в преподавании и реакции научного сообщества на подобные методики. TJ с разрешения автора публикует пост с небольшими сокращениями.
Меня зовут Роксана Александровна Лозовая, я молодой специалист, преподаю историю. Работаю в Колледже туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга. Учусь на втором курсе магистратуры в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена на факультете истории и социальных наук. 15 октября я выложила пост, который внезапно стал мемом.
Я получила множество сообщений с просьбой рассказать об авторах мема и поделиться опытом использования нестандартных средств обучения на своих уроках. Что ж, обо всём по-порядку.
Немного об авторах мема «Кусь за Русь»
Было бы справедливо назвать их поимённо.
- Автор идеи: Лиза Егорова;
- Главные реализаторы: Лиза Егорова, Майя Миронова;
- Цветовые решения и (ОЧЕНЬ ВАЖНО) дизайн усов князя Олега: Илья Батанин и Антон Быстров.
Все ребята учатся в Колледже туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга на первом курсе. К истории и ко мне относятся с искренним уважением, не обижаются, когда я называю их детьми, но предпочитают обращение «вассалы».
Вассалов 30, пришли к нам в колледж после 9-го класса. Учатся на технологов общественного питания. Понятное дело, средний балл группы не заоблачный. Историю почти все изучают с нуля и с неподдельным интересом. В них нет никакого пафоса, они живые, настоящие. На парах отвечают хором, с чем пытаюсь бороться, но далеко продвинуться не удаётся. Ругаюсь, заставляю отвечать по поднятой руке. Всё равно отвечают хором. Ругаюсь второй раз. Один отвечает так, как прошу, остальные обижаются, потому что «тоже знают». Когда пришло время страшной фразы «убираем всё с парт и достаём двойные листочки», вассалы, к моему искреннему удивлению, кричали: «Наконец-то!».
Сильно переживают за Древнюю Русь. Шутят про историю. Дают друг другу клички в честь древнерусских князей. Когда изучали усобицу между детьми князя Владимира, вассалы поругались из-за поступка Бориса и Глеба. Иногда не хватало словарного запаса для выражения мыслей, но как же они старались!
В общем-то, исходя из такого отношения к моему предмету, «Кусь за Русь» не был для меня откровением. Когда запись оценили первые 500 человек, немного шокированные авторы пришли ко мне: «Мы просто хотели, чтобы вы повесили наш „Кусь“ в кабинете истории на самое видное место! Мы и представить не могли, что это понравится многим людям!».
Немного о смысле мема «Кусь за Русь» от его создателей
«Они все неправильно поняли смысл мема! – заявили креативщики, поджидавшие меня у двери в кабинет, утром 17 октября. – Но мы всё равно рады, что все оценили, как мы старались».
Итак, Олег здесь – это собирательный образ Руси. Змея олицетворяет внутренних и внешних её врагов. «Кусь за Русь» – это не значит, что змея покусала несчастного Олега с криками «За Русь-матушку», а потом праздновала победу, как герой Руси.
Змея укусила Олега за ногу. Олег – Русь. Кусь за Русь – просто факт нападения со стороны врагов Руси на само государство.
Вывод: Древнерусским князьям всегда нужно было быть начеку, ведь в той политической ситуации, каким бы сильным не казалось государство, враги не дремлют и наносят удар в самый неожиданный момент.
О серьёзном методическом вопросе: зачем я использую мемы на уроках, если есть учебник
Конечно, главные вопросы, которые задают мне учителя: зачем и как я использую мемы на занятиях, не вредит ли это образовательному процессу, как на такую тему магистерской реагируют в научном сообществе и как на такие эксперименты реагируют на работе.
Зачем?
- Во-первых, это мотивирует обучающихся. Спросите у вашего ребёнка, на каком уроке ему было бы интереснее: на уроке, где учитель работает с историческим мемом, или на уроке без него. Ответ будет однозначным;
- Во-вторых, это способствует развитию базовых умений. Информацию, находящуюся в меме, нужно извлечь, проанализировать и сопоставить с историческим контекстом для того, чтобы сделать какой-либо адекватный заданию вывод;
- В-третьих, это способствует развитию критического мышления учащихся. Подростки сидят в соцсетях до восьми часов в день и в буквальном смысле растут на мемчиках. Они даже готовятся по ним к ЕГЭ;
- В-четвертых, задания по созданию мемов развивают творческий потенциал детей, с этим, думаю, мало кто может поспорить.
Учителя почему-то видят причину плохого усвоения содержания в самом существовании мема. Мол, дети смотрят на мем, и запоминают ерунду какую-то! Мем виновен в этом! Но нет, мем тут не первопричина проблемы.
Первопричина – отсутствие критического мышления у детей, которые всё, что видят, принимают за чистую монету. Да, далеко не все мемы исторически достоверны. Но если приучить обучающихся критически относиться к любой информации, которую они черпают из мемов, то продуктивности от этого будет явно больше, чем от бессмысленного чтения учебника, которым мне советуют заняться некоторые учителя, критикующие использование мемов на уроке. Именно поэтому вопросы по поиску исторических ошибок очень важны.
Когда вокруг «Кусь за Русь» возник ажиотаж, меня веселили комментарии в стиле «это ещё не мем, его никто не видел», «изучите теорию». В своё время я изучила около 15 классификаций мемов и около 30 различных определений понятия «мем» от биологического до культурологического. Более того, методическое понятие, которого до меня не было в природе, я вывела сама.
Мем в широком смысле – это любая единица культурной информации, способная к распространению в сознаниях людей. СПОСОБНАЯ к распространению, а не обязательно распространяющаяся. Поэтому да, задания «создать исторический мем» или «создать исторический интернет-мем», на мой взгляд, сформулированы корректно. Мемы – это не только смешные картиночки в интернете.
Как?
Помимо преподавания в Колледже, я учусь в магистратуре в РГПУ им. Герцена. Моя магистерская затрагивает вопросы использования нестандартных средств обучения с целью развития критического мышления детей. В числе подобных нестандартных средств — мемы. Сразу оговорюсь: я не показываю детям мемы с целью «просто рассмешить, прикольно же». Если в происходящем на уроке нет дидактического потенциала, то и в уроке смысла нет, по большому счёту. Я использую на своих уроках следующие типы заданий:
- Задания на извлечение информации из мема (с помощью наводящих вопросов учителя и самостоятельно);
- Задание на обнаружение причинно-следственных связей (с помощью учителя и самостоятельно);
- Задание на критику предлагаемого источника «найдите в меме историческую ошибку»;
- Задание на самостоятельное создание мема.
Пожалуй, самое сложное – это отбор содержания при использовании мемов. Конечно, есть и риски. Мем может способствовать примитивизации истории? Абсолютно верно. Именно поэтому урок и не должен состоять из одних мемов, да и мемы должны использоваться не чаще, чем раз в 4-5 уроков. Мемы – вспомогательное средство обучения, отнюдь не основное.
Мем вполне может дезорганизовать класс, разрушить дисциплину. Поэтому не нужно использовать такое средство обучения, если у вас дети стоят на ушах и без мемов.
Отбор мемов к уроку – сложное дело? Тоже верно. Покажите детям мем, который появился в сети лет 5 назад и давно потерял актуальность – вместо мотивированных детей получите порцию стёба.
Как на мемы реагирует научное сообщество
В научном сообществе на тему моего исследования реагируют неоднозначно. Пожалуй, единственный человек, который полностью поддерживает меня во всех «мемных» начинаниях – мой прекрасный научный руководитель – Людмила Владимировна Искровская. Остальные же заняли выжидательную позицию с периодическими атаками.
Недавно один из моих преподавателей сказал мне, что мой подход «разрушает науку». Что ж, его право так думать, я же так не считаю. Ни одна конференция, на которой я говорю о мемах, не заканчивается чем-то, кроме жаркой дискуссии. В общем-то, слоган большинства ученых прост: главное не заиграться. Но я стараюсь подходить к этому с научной точки зрения, мне не до игр.
Как на мемы реагируют работодатели
На работе поддерживают любые мои начинания. Вообще, мой колледж – прекрасная площадка для экспериментов, у меня замечательная администрация, которая руководствуется принципом «Всё – для блага науки». Скоро у меня конкурс методических разработок, на который я буду подаваться с мемами, и мои коллеги это поддерживают.
Что дальше?
- Дальше - «Кусь за Русь» поехал в Дом учащейся молодежи Санкт-Петербурга на выставку;
- Лиза и Майя производят расчёт рентабельности бизнеса по продаже футболок «Кусь за Русь»;
- Мальчики грустят из-за того, что кто-то перерисовал «Кусь» на планшете и украл их дизайн усов Олега;
- Через 3 недели я провожу открытый урок с вассалами. Думаю, неизбежно вставлю в него работу с чем-нибудь нестандартным;
- Через 3,5 недели – еду на ещё одну конференцию, поговорить о мемах;
- Через полтора месяца подаю на свою первую в жизни категорию и закончу описание «мемного» эксперимента;
- Через 10 месяцев всё-таки защищу магистерскую со своей «разрушающей науку» темой.
#мемы #соцсети #истории #история