Интернет
Даша Лейзаренко

«Исламское государство» использовало TikTok для пропаганды и вербовки подростков

С фильтрами, песнями и сердечками.

«Возвращайся скорее по воле Божьей» Скриншот из видео сторонника «Исламского государства» в TikTok

Представители «Исламского государства» публиковали короткие пропагандистские ролики в TikTok, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой агенство по социальным медиа Storyful, которое провело соответствующее исследование.

Представители соцсети заявили изданию, что удалили все ролики «Исламского государства» и забанили аккаунты, с которых они публиковались.

Посты делались примерно с двух десятков аккаунтов. В роликах под музыку появлялись трупы, вооружённые солдаты и женщины, называющие себя «гордыми джихадистами». «Мы клянёмся в верности до смерти», — пелось на арабском языке в одном из видео.

Скриншот Storyful

По сведениям Storyful, принадлежащего News Corp, материнской компании The Wall Street Journal, некоторые сторонники «Исламского государства» набирали по тысяче подписчиков. В публикации от 11 октября сообщалось, что организация взорвала автомобиль в Северной Сирии. В другом ролике с 68 лайками вооружённый солдат заявил, что всё делается «по воле божьей», а «они не сдадутся». Аккаунт назывался женским именем.

Агентство предположило, что целевой аудиторией были девочки, поскольку во многих видео использовались фильтры, а также стикеры со звёздами, сердцами и цветами. Вербовщики употребляли выражение «любитель джихада» («jihad lover»).

«Мы сделаем заявление перед всем миром», — сообщил мужчина в одном из роликов. В видео появлялись розовые сердечки, пока солдат восхвалял Абу Айюб аль-Масри, лидера «Аль-Каиды», убитого в 2010 году: «Если нашего первого бойца убили, то наш последний боец отомстит за это. Вы увидите».

Скриншот Storyful

Авторы пропагандистских роликов в TikTok не всегда напрямую занимаются вербовкой, отмечает эксперт по экстремизму Оксфордского университета Элизабет Кендалл (Elisabeth Kendal). Иногда видео направлены на то, чтобы вызвать интерес к «Исламскому государству» — особенно те, в которых исполняются гимны.

Ритм, биты, выразительные текста особенно привлекательны для молодёжи. Эти запоминающиеся песни, восхваляющие идеологию «Исламского государства», остаются в памяти и быстро распространяются.

Такой метод показал себя более эффективным, чем проповеди, дебаты или научные работы.

Элизабет Кендалл

По правилам TikTok, в приложении запрещено поддерживать террористические и криминальные организации. Для борьбы с вредоносным контентом в компании работают тысячи модераторов.

В издании предположили, что «Исламское государство» начало использовать TikTok после того, как США вывело войска из Сирии. Кроме того, в сентябре лидер экстремистской группировки Абу Бакр аль-Багдади попросил последователей удвоить усилия по содействию общему делу после потери контроля над территориями в Сирии и Ираке.

TikTok — не первая соцсеть, которую используют экстремистские группировки для вербовки новых членов. В 2016 году Фейсбук, Твиттер и YouTube столкнулись с критикой за то, что «Исламское государство» распространяло пропаганду на их платформах. На следующий год компании создали общую базу данных, объединяющую идентификаторы изображений и видеозаписей по теме терроризма.

#tiktok #соцсети #экстремизм