Интернет
Даша Лейзаренко

Тысячи студентов из США бесплатно вели чужие инстаграмы, снимали для них ролики с вечеринками и платили за это мошеннику

Компания наживалась на бесплатной рабочей силе, обещая подросткам большие заработки и онлайн-популярность за «небольшой взнос».

Скриншот из ролика «I’m Shmacked»

Американская компания «I’m Shmacked» («Я в говно») нанимала подростков для того, чтобы те снимали студенческие вечеринки и публиковали ролики в Инстаграм. Им обещали тысячи долларов в месяц, онлайн-популярность, опыт в онлайн-маркетинге, а также заработок с рекламы и мерча.

Однако вместо этого тысячи студентов вложили в никуда сотни долларов и бесплатно вели Инстаграм-аккаунты компании в своих колледжах и университетах, говорится в расследовании The New York Times. Издание пообщалось с обманутыми подростками, которым угрожали судом и которых заставляли молчать, когда те пытались рассказать о мошенничестве.

Заплатить, чтобы вести чужой аккаунт

В 2011 году девятнадцатилетний начинающий оператор Джеффри Рэй (Jeffrie Ray) и двадцатилетний студент Арья Туфаниан (Arya Toufanian) основали компанию «I’m Shmacked». Они путешествовали по США, снимали студенческие вечеринки и загружали ролики на YouTube.

Видео начали становиться популярными. В 2012 году ролик, где студенты разбивали окна машины и пили пиво, набрал полмиллиона просмотров. Тогда Рэй и Туфаниан стали нанимать людей, чтобы те отправлялись в разные колледжи, устраивали там вечеринки и снимали ролики. Студенты рассказали изданию, что учитывали вечеринки из роликов «I’m Shmacked» при выборе университета.

В 2016 году Туфаниан запустил программу, по которой за взнос от 45 до 500 долларов (от трёх до 35 тысяч рублей) студент мог стать официальным амбассадором компании. Его обязанность состояла в том, чтобы вести инстаграм «I’m Shmacked» в своём колледже. Если видео из профиля набирало популярность, то его репостили в основной аккаунт с 1,2 миллионом подписчиков.

Амбассадорам говорили, что они заработают на продаже мерча, онлайн-рекламе и сборах с других студентов, которые платили за то, чтобы попасть в ролики «I’m Shmacked». Участники программы полагали, что как минимум вернут потраченные деньги. На программу подписались около 3600 студентов.

Блок instagram недоступен

При этом студенты не замечали странностей. Например, компания несколько раз продавала билеты на вечеринки, которые в итоге отменялись или просто не проводились. Однажды Туфаниан угрожал депортацией журналистке, которая критиковала «I’m Shmacked», и посоветовал ей «подготовить анус».

Никакого заработка и блокировка возмущённых

Некоторые Инстаграм-аккаунты амбассадоров быстро набирали подписчиков. Студенты радовались, что работают на крупный бренд, и даже планировали указать это в своих резюме. Они считали, что так укрепят связи в своём колледже.

Спустя время амбассадоры поняли, что их используют. Никто так и не заработал и даже не вернул сумму, заплаченную Туфаниану, хотя тот обещал доход до 30 тысяч долларов в месяц — около двух миллионов рублей.

Вскоре студенты заметили, что во многих колледжах действовало несколько амбассадоров. Например, в университете штата Пенсильвании вели сразу четыре аккаунта «I’m Shmacked». Туфаниан говорил каждому студенту, что другие профили — фейковые.

Арья Туфаниан @aryatoufanian

Обещанные магазины с мерчем почти нигде не запустились. Там, где они создавались, амбассадоры не получали процент с продаж. Часто после того, как студенты оплачивали взнос, никто из «I’m Shmacked» с ними больше не связывался, а Туфаниан их блокировал.

Угрозы судом, чтобы заставить молчать

Когда амбассадоры пытались публично рассказать о мошенничестве компании, Туфаниан грозился через суд потребовать компенсацию за распространение ложной информации. NYT не удалось обнаружить данные о судебных исках главы компании против студентов.

При этом многие студенты рассказали о буллинге со стороны Туфаниана. Они боялись мести, поскольку у главы «I’m Shmacked» была история судебных разбирательств. В 2016 году он через суд потребовал у Gawker Media удалить две критические статьи о нём. В 2018 году Туфаниан угрожал судом автору статьи, который написал о его другой мошеннической схеме в Инстаграме, связанной с торговлей акциями. В 2019 году предприниматель подал в суд на трейдера, который назвал его мошенником и «мудаком с Уолл-стрит».

Бесплатная рабочая сила

С 2016 по 2018 год Туфаниан управлял компанией из арендованных домов в Лос-Анджелесе. Он нанимал интернов, которые работали без трудового договора и не имели должностей. Интерны жили в этих домах и часами писали студентам с предложениями присоединиться к программе «амбассадоров».

Несколько интернов рассказали изданию, что им обещали заплатить, но так этого и не сделали. Некоторым говорили, что первый месяц нужно поработать бесплатно и «проявить себя», а потом им выплатят гонорар. Другим обещали бонусы за хорошую работу. Когда интерны уходили, так и не получив никаких денег, Туфаниан искал новых работников через истории в Инстаграме.

В октябре 2019 года Instagram удалил верифицированный аккаунт «I’m Shmacked» за нарушение правил сообщества. Однако личный профиль Туфаниана со 175 тысячами подписчиков всё ещё активен. Некоторые амбассадоры продолжают вести аккаунты, поскольку бренд узнаваем, а они успели набрать несколько тысяч подписчиков.

#instagram #мошенничество #соцсети