Интернет
Женя Кузьмин

«Анти-Грета»: 16-летняя шведская активистка, выступающая против пропаганды ЛГБТ и мигрантов, стала героиней в рунете

Как в России противопоставили девушку Грете Тунберг и при чём тут европейские правые СМИ.

Изабелла Нильссон Ярванди Фото из твиттера девушки

С начала декабря в рунете можно встретить множество постов про 16-летнюю шведскую активистку Изабеллу Нильссон Ярванди (Izabella Nilsson Jarvandi), которую противопоставляют ещё одному подростку из Швеции Грете Тунберг, одной из главных активисток 2019 года. Обычное сообщение про Изабеллу выглядит примерно так.

О Грете Тунберг говорит весь мир. Но почему никто не говорит об ещё одной девушке из Швеции по имени Изабелла Нильссон Ярванди? Ей, кстати, тоже 16 лет. Она выступает против глобализма, пропаганды ЛГБТ в школах, за защиту традиционных семейных ценностей и за борьбу с нелегальными мигрантами. Пожалуй, я выберу этого героя.

В один момент Ярванди стала в России героиней для тех, кто придерживается похожих взглядов, и всё это наложилось на неоднозначное отношение к Тунберг в соцсетях. Ей пишут слова поддержки на русском языке и уже делают мемы. TJ разобрался, как это произошло, известна ли девушка на родине и кто начал сравнивать двух активисток.

Защитница «традиционных ценностей»

Если собрать вместе всё, что рассказывают об Ярванди в рунете, и дополнить информацией из зарубежных СМИ и блогов, то получится примерно такая история. Изабелла Нильссон Ярванди родилась в ноябре 2003 года в шведском Гётеборге, её мать из Швеции, а отец из Ирана. Выросла девушка в «гетто», где «своими глазами видела, к чему приводит неконтролируемая миграция», а в школе сталкивалась с конфликтами на национальной почве.

Тогда у Изабеллы и сформировались взгляды, а также гражданская позиция. Она приобрела известность в декабре 2018 года, выступив на площади Мюнтторгет в Гётеборге во время акции «жёлтых жилетов». Девушка жёстко высказалась против подписания Глобального договора о миграции и отметила, что мигранты в Швеции объединяются в «банды насильников» — и многих стоило бы депортировать из страны.

​Изабелла Нильссон Ярванди на акции «жёлтых жилетов» Фото GP

Затем Ярванди побывала ещё на нескольких аналогичных митингах и политических YouTube-шоу, где прояснила свою позицию по поводу других вопросов. В рунете активистку описывают как борца за «традиционные ценности»: она выступает против пропаганды ЛГБТ и прививания «гендерных идеологий» в школах.

В реальности девушка больше придерживается именно позиции против мигрантов, но рассуждает в Твиттере о негативном влиянии радикального феминизма и том, что существует только два гендера. Один из её удалённых постов: «Шведские детские сады и их книги: „Я Белла — девочка с пенисом“, „А я Линус — мальчик с вагиной. „А я Тинтин и Эльза — я мальчик и девочка, или что-то между“».

«Я добиваюсь правды и справедливости для любимой Швеции. Мы — сыны и дочери викингов, и однажды мы воспрянем. Уверена, боги наблюдают за нами и сурово накажут предателей», — говорит девушка.

И в рунете, и на Западе девушку противопоставляют Грете Тунберг, хоть Ярванди и не высказывалась на темы экологии. Но сравнение очевидно: обе родились в один год в Швеции и в раннем возрасте подались в активизм. И если Грета получила популярность, признание знаменитостей и трибуну на саммите ООН, то про Изабеллу знает гораздо меньше людей.

«Грета — это инструмент пропаганды, а Изабелла — препятствие этой пропаганды», — пишут во «ВКонтакте». «Грета в силу „особенностей развития“ не способна в полной мере проанализировать собственные действия, а позиция Изабеллы сильная, искренняя и актуальная», — повторяют на «Яндекс.Дзене». «Ярванди так и остается для большинства экстремисткой. Просто потому что её позиция противоречит политике государства», — добавляют на «Пикабу».

Ярвади утверждает, что гендерное «просвещение» школьников по сути оказывается вредоносным и вносит смуту в сознание современных учеников. Неужели пояснения о тысяче разных гендеров, рассказы об однополых отношениях и о том, что смена ориентации является абсолютно нормальным явлением, более важны, чем точные науки, возмущается Изабелла.

А ещё она борется за права женщин, которые пострадали от насилия — в Швеции, да и во многих странах Европы, насильников-мигрантов наказывают нехотя и очень скромно — вдруг те обидятся и прогрессивное сообщество осудит за негуманное отношение к «понаехавшим».

из материала о Изабелле Ярванди на Fishki.net

Популярность в России

С каждым днём подобных материалов на русском языке с примерно одинаковой риторикой становится всё больше. С конца ноября Изабелла Нильссон Ярванди набирает популярность в рунете: во «ВКонтакте» можно найти десятки публикаций о ней, некоторые из которых собирают тысячи лайков.

Пишут про девушку не только политические сообщества, но и паблики про мемы или музыку с миллионной аудиторией. И позиция Ярванди по иммигрантам и «пропаганде ЛГБТ» встречает поддержку в комментариях.

В Твиттере активистку тоже сравнивают с Тунберг, и почти все русскоязычные посты о ней повторяются практически слово в слово, но становятся популярными. Возможно, это просто перевод — подобные твиты есть на английском и польском языках.

Порой в России сравнивают внешность Тунберг и Ярванди в пользу последней.

Появились первые мемы.

Нельзя сказать, что популярность Ярванди в России сильно отражается на её соцсетях. У девушки чуть больше 3 тысяч подписчиков в Твиттере (первый аккаунт соцсеть заблокировала по неизвестным причинам), и 4,5 тысяч фолловеров в Инстаграме. Осенью у Изабеллы появился профиль во «ВКонтакте» — девушка указывает его в Твиттере и нескольких интервью, так что он, вероятно, настоящий. Периодически под записями шведки можно найти комментарии от россиян.

Как появилась «Анти-Грета»

Россия — не первая страна, где внезапно стала популярна Изабелла Нильссон Ярванди. Весной 2019 года о ней написали десятки итальянских изданий: там её тоже называли «Анти-Гретой» и героем для части общества, придерживающейся «традиционных ценностей». Тогда итальянская редакция Vice с помощью двух шведских журналистов разобралась, как появился этот образ девушки-антиглобалистки.

Ярванди действительно выступала на трёх акциях в Швеции, где собралось несколько десятков людей. По данным Vice, организатором была местная ультраправая организация, среди членов которой — журналистка Катерина Янух (Katerina Janouch). Её уличали в распространении слухов о жилых зонах в Швеции, куда из-за мигрантов боится приезжать даже полиция. Янух и написала первые материалы об Ярванди.

Первое сравнение с Гретой Тунберг, найденное журналистами, появилось в швейцарском издании Die Weltwoche: «Между Гретой и Изабеллой есть одно ключевое отличие. Одна борется при поддержке истеблишмента. Другая — против политкорректной повестки. Одну „ведут“ профессионалы, другая в одиночестве. Если спросите меня, то я знаю, кто из них настоящий борец». Автор материала — Катерина Янух.

Также Vice нашли публикации немецких и польских СМИ, которые можно причислить к правым или ультраправым. Это не значит, что сама Ярванди — искусственно созданный активист. Наверняка, она выражает собственные взгляды. Но широкое противопоставление 16-летней девушки её сверстнице Грете Тунберг — попытка консерваторов среди журналистов и политиков создать похожий молодой символ своих взглядов и ценностей, считает немецкий медиаэксперт Карштен Райнманн (Carsten Reinemann).

Сама же Ярванди довольно быстро отошла от активизма, связанного с публичными выступлениями и акциями. В основном она высказывается через соцсети и продолжает раздавать интервью блогерам. Периодически она иронизирует над своей «соперницей» Тунберг, то отвечая ей на твиты, то выкладывая мемы про сверстницу. Пока что на этом их противостояние и ограничивается.

#соцсети #тунберг #мемы #активисты