Интернет
Сергей Звезда

«Эпидемия, про которую не говорят»: о чём рассказывается в фильме Дудя про ВИЧ в России

Выпуск, который, вероятнее всего, станет новым поводом для широкого обсуждения проблемы.

Юрий Дудь опубликовал на YouTube документальный фильм «ВИЧ в России — эпидемия, про которую не говорят». Российские и зарубежные СМИ неоднократно рассказывали об этой теме, однако работа журналиста может стать новым поводом для широкого обсуждения проблемы.

Почему тема ВИЧ и СПИДа в России крайне актуальна

В начале выпуска Дудь поделился статистикой, которая показывает масштабы эпидемии ВИЧ в России. Эти данные подтверждаются открытыми источниками.

  • «В России живёт более миллиона людей с ВИЧ». Ещё в апреле 2019 года эти данные привёл Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом Роспотребнадзора, к декабрю того же года эти цифры остались прежними. Официальная статистика не включает тех, кто не знает своего статуса;
  • «В России только в прошлом году умерли от СПИДа 37 тысяч человек, в среднем это – 100 человек в день». Об этом в декабре 2019 года рассказал академик РАН Вадим Покровский, ссылаясь на данные Роспотребнадзора. В ведомстве говорили об этом и раньше, например, в 2018 году;
  • «По числу новых заболеваний ВИЧ Россия сравнима — и в это действительно невозможно поверить — со многими странами Африки». В ноябре 2018 года Россию признали лидером по распространению ВИЧ в Европе, следовало из данных из доклада Европейского центра по профилактике и контролю заболеваний и Всемирной организации здравоохранения. С Африкой Россию сравнивали в этом плане неоднократно, например, на международной конференции по борьбе со СПИДом и в ООН.

Фильм посвящён нескольким вопросам – в том числе тому, как можно заразиться ВИЧ, могут ли инфицированные рожать здоровых детей и жить полноценной жизнью, почему Россия неэффективно борется с проблемой и зачем нужны уроки полового воспитания.

Новый выпуск Дудя вряд ли можно расценивать как расследование с абсолютно новыми данными. Впрочем, сам журналист подчеркнул, что снял фильм, «чтобы незнания стало меньше», и назвал его «ликбезом для тех, кто не в теме».

Уже погрузившись в тему, мы поняли, что помимо страшных цифр, есть другая проблема. Люди, живущие с ВИЧ в России, постоянно подвергаются дискриминации, их стесняются, их избегают, ими брезгуют.

Юрий Дудь

«В России генерализованная эпидемия ВИЧ»

Одним из героев «вДудя» стал Антон Красовский — телеведущий и директор фонда «СПИД.Центр», который не скрывает, что он инфицирован. Он рассказал, что в России сейчас наблюдается генерализованная эпидемия ВИЧ. Согласно терминологии ООН, речь идёт об эпидемии, которая подпитывается за счёт передачи вируса гетеросексуальным путём.

Эпидемия ВИЧ в России началась с того момента, как появился первый зарегистрированный случай болезни (ещё в СССР, в 1985 году). Эпидемия начинается вот тогда. В России сейчас генерализованная эпидемия — это когда больше 1% общей популяции живёт с ВИЧ. В России сейчас больше 1%.

Антон Красовский

Дудь спросил, считать ли происходящее в России эпидемией, в том числе потому, что о текущих масштабах проблемы официально практически не говорят. Директор организации «СПИД, статистика, здоровье» Денис Годлевский в интервью журналисту отметил «дебильный чиновничий страх перед словом „эпидемия“».

Заинтересованность людей в знании о своём здоровье очень низкая, потому что народу интересны другие вещи — реальное выживание. Чем беднее народ, тем меньше его заботит собственное здоровье.

Государство размытое. В Минздраве всё прекрасно понимают, насколько сейчас антинаучен подход в принципе. Но они ничего не могут сделать, потому что есть другой центр принятия решений.

Например, силовые структуры, которые говорят: «Нет, мы торчков не будем лечить». Они это делают, потому что в том числе контролируют [наркотические] потоки.

Антон Красовский

«Даже если тест положительный, не надо прыгать из окна»

В фильме Дудя с помощью историй реальных людей опровергаются предрассудки по поводу ВИЧ и сексуального просвещения. Также в выпуске говорится о том, что делать при обнаружении инфекции, и даются советы подросткам.

  • ВИЧ не передаётся через слюну, поцелуй, бытовой контакт и пищу (даже если туда попадёт кровь больного), а также «по воздуху не летает». «Если ВИЧ-инфицированный и я на двоих раздавят кусок пиццы, я не заражусь», — отметил Дудь. В спортзале, метро и других общественных местах нельзя заразиться (разумеется, если не заниматься там сексом). У косметолога или из-за татуировки можно заразиться только если инструмент не обрабатывается — и то, с большей вероятностью, не ВИЧ, а гепатитом. При переливании крови практически нельзя заразиться («риск очень маленький»), поскольку донорская кровь тщательно проверяется;
  • Красовский дал несколько советов: пользоваться презервативами, «никаких наркотиков через иглу» и регулярно проходить тестирование. Также он рекомендовал запомнить: «Все заболевания, передающиеся половым путём, либо излечиваются целиком, либо прекрасно с ними живёшь как с ВИЧ»;
  • «Даже если тест положительный, не надо прыгать из окна. Жить можно столько же, сколько вы и жили до того, как вы об этом узнали» – отметил Дудь;
  • Одна девушка узнала о наличии у себя ВИЧ в 16 лет, во время отношений с наркоманом. Спустя много лет она рассказала о стереотипах тех лет. «Мне казалось, Тане 100% нужны презервативы, потому что у неё по несколько человек в неделю, а у меня тут серьёзные отношения. Тогда ещё, может, логические цепочки не были возможны. (Далее — о возможной незапланированной беременности — прим. TJ) У меня была иллюзия, что если раньше вытащить, то ничего не произойдёт»;
  • Другая женщина живёт с ВИЧ-инфицированным, который ежедневно, дважды в сутки, принимает лекарства: пара не ограничивает себя в отношениях;
  • Рожать здоровых детей естественным путём можно. Об этом в фильме говорит Годлевский: «Если человек, живущий с ВИЧ, ежедневно принимает таблетки, и уровень вируса в его крови подавляется до неопределяемого, он не может его передать окружающим никаким образом»;
  • «Первые, кто шарахается от нас, это врачи. Приходишь к врачу, к гинекологу, она надевает трое перчаток, две маски и смотрит тебя вот так вот, издали. Подруга пришла делать вставные зубы: в четырёх-пяти клиниках, которые она обошла, только один врач согласился её вылечить. Остальные при слов „ВИЧ“ отказались», — рассказала одна из ВИЧ-инфицированных;
  • Кроме этого, Дудь в начале выпуска показал, как сделал тест на ВИЧ, а в конце раскрыл результат — он оказался отрицательным. «Но если бы был ВИЧ и на мне всегда был презерватив, то девчонкам ничего не было бы страшно. А если бы я начал лечиться, то можно и без презерватива», — сделал вывод Дудь вместе с Красовским.

«Лекарства получает только половина»

Глава Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский рассказал Дудю о нехватке лекарств для ВИЧ-инфицированных в России. По его словам, на свои средства препараты закупает «не более 900 человек в год».

Ещё в 1995 году нам удалось провести закон, по которому лечение ВИЧ-инфекции проходит за счёт государства. Это действительно осуществляется, но, к сожалению, лекарств закупают пока недостаточно для всех, для миллиона тех пациентов, которые у нас сейчас есть. Только половина получает эти лекарства: в первую очередь те, у кого уже сильное нарушение иммунитета.

А вторая половина ждёт очереди. Небольшое количество покупают лекарства за свои деньги — но это зависит от достатка. Даже богатые иногда говорят: нет, мне всё же лучше государственные.

Вадим Покровский

Годлевский также отметил, что таблетки есть не у всех, кто в них нуждается, в том числе потому что не все люди знают свой статус. «Если мы будем давать таблетки всем людям с ВИЧ на Земле, мы остановим эпидемию щелчком пальца. Потому что не смогут её передать дальше», — отметил он.

«Попробуй в школе сказать слово „презерватив“»

В фильме Дудя настаивают на необходимости сексуального просвещения ещё со школы. Сейчас, отмечают герои, половое воспитание в России практически отсутствует.

Профилактикой нужно заниматься внутри особо уязвимых групп. Там тестировать, там лечить, там заниматься пропагандой, там раздавать иглы, там раздавать метадон (используется в заместительной терапии — прим. TJ).

Надо проводить сексуальное просвещение среди подростков – это необходимо, потому что это самая главная уязвимая группа. Потому что именно там в подростковом возрасте люди начинают экспериментировать моментально и со всем: с наркотой, с сексом. [...]

В России про это вообще не говорится. В России нет сексуального просвещения, оно запрещено. Придите, скажите в школе слово «презерватив», у вас сразу будет уголовная статья. Поэтому у вас бесконечное количество подростков, которые при сексуальном контакте получают ВИЧ-инфекцию.

И это мы только про ВИЧ говорим. Мы не говорим про гепатит С, про все бесконечные инфекции, передающиеся половым путём.

Антон Красовский

#дудь #youtube #вич #интервью #спид