Интернет
Аня Бегиашвили

Как студенты переживают дистанционное обучение. Истории наших пользователей после недели удалёнки

Пока одни занимались дистанционной физкультурой и попадали в неловкие ситуации в учебных чатах, других до последнего не отпускали из университета.

16 марта после приказа Минобрнауки большинство российских вузов перешли на дистанционное обучение. Из-за «нерабочей недели», объявленной Владимиром Путиным, с 28 марта по 5 апреля у студентов каникулы, так что отучиться в новом режиме они успели две недели.

Мы попросили студентов рассказать, как прошли эти дни: с какими трудностями столкнулись ученики и преподаватели, легче ли учиться удалённо и как оправдаться, если случайно присылаешь в чат ссылку на порносайт. Рассказываем несколько историй, авторы большинства из них предпочли сохранить анонимность.

Вузам трудно дался резкий переход на удалёнку. Единой системы нет

«В день, когда по всей стране начали закрываться образовательные учреждения, у нас в Костромской сельскохозяйственной академии была защита эскизов диплома. Я пришла в академию и узнала, что сегодня же состоится собрание. В актовом зале. Всех иностранных студентов, старост всех групп и курсов и всех преподавателей. Чтобы обсудить, как не заражаться коронавирусом», — написала пятикурсница Алёна из Костромы.

По словам студента Московского политехнического университета, большой проблемой стал доступ к платным программам: «Обычно все лабораторные работы мы делаем прямо на вузовских компьютерах, где Microsoft Office или подобное платное ПО уже есть. В собственное пользование вуз ничего не предоставляет, а преподаватель пишет, что нужно где-то скачать платное ПО. Хочется пожаловаться в профком, но многие студенты готовы скачивать пиратские версии».

Пары по немецкому языку в Тверском государственном университете проходят в WhatsApp, написала второкурсница Екатерина. Преподавательница создала чат, в который записывает голосовые сообщения с текстом из методички. В ответ ученики тоже должны присылать аудиосообщения с заданиями. И присутствовать на этих семинарах в чате нужно в половине девятого утра.

«У нас реализация дистанционного обучения происходит через жопу, — рассказал студент факультета журналистики МГУ. — Нет никакой единой системы. Существует сайт, который очень плохо работает. На нём выкладывают записи некоторых лекций. Другие преподаватели записывают себя сами и отправляют видео трешового качества на почту. Кто-то проводит семинары в Zoom, кто-то вообще не проводит и не выходит на связь, а потом присылает задания. Некоторые, чтобы зафиксировать присутствие студентов, скриншотят их в Skype. Полный разброд — как будут дальше проходить занятия и сессия, непонятно».

В магистратуре журфака один из предметов должны были читать иностранные лекторы, которые из-за коронавируса не смогли приехать в Россию. Один из студентов рассказал, как факультет решил выйти из ситуации: «Предмет не отменили, а передали русскому преподавателю с журфака. Но ведёт он его всё равно по-английски».

Из-за перехода на дистанционку лектор стал записывать свои лекции на видео, выступая в пустой аудитории: «При этом первые 15 минут лекции он благодарит всех на свете и рассказывает, как он рад перед нами выступать, как будто он реально какой-то приглашённый преподаватель. По-английски он разговаривает неплохо, но выглядит всё это немножко абсурдно».

Многие студенты жалуются на то, что заданий стало намного больше, а за учёбой приходится проводить весь день — даже с учётом того, что сейчас не нужно ездить в университет. В некоторых вузах есть свои сайты для дистанционного обучения, но ими толком не пользуются. Конференции в Zoom или Skype оказываются надёжнее старых или собранных на скорую руку сайтов, не выдерживающих одновременного наплыва пользователей.

«Преподаватели в принципе ведут занятия нормально. Нет такого, чтобы они не могли включить компьютер. Проблема у нас с самим „форумом“ для дистанционного обучения. Он постоянно виснет, и мы не можем им пользоваться», — говорит студентка РЭУ имени Плеханова. Связь периодически прерывается, преподаватели «исчезают» с пар и возвращаются в неожиданный момент.

Иногда технические проблемы приводят к неловким ситуациям

«С началом распространения вируса и переходом на дистанционное обучение я видела в интернете много забавных видео и мемов касательно этого, но до конца всё равно не верила, что можно, например, забыть выключить камеру, когда идёшь в туалет с ноутбуком или что-то подобное. Но оказалось, что я была неправа», — написала TJ студентка Марина.

Во время одной из пар она отключила звук и созвонилась с сестрой по телефону: «Мы немного поговорили насчёт ее работы, а после я спросила её о волновавшей меня теме — противозачаточных и прыщах. В итоге вышло так, что одногруппники и преподаватель несколько минут слушали о моём цикле и высыпаниях, пока я наконец не заметила сообщения от подруг, что мой микрофон включён.

Когда препод неожиданно ворвался в чат Прислал второкурсник МИРЭА Хамзат Каримов

Преподавательница из Донского государственного технического университета случайно отправила в чат со студентами ссылку на порносайт. Она написала, что все лекции будут проходить дистанционно, и добавила свою почту. Набор букв в адресе оказался таким же, как в ссылке на порносайт, и к сообщению автоматически прикрепился соответствующий сниппет.

Студенты обратили на это внимание преподавательницы. В ответ она записала такое аудиосообщение: «Я не знаю, какие у вас там ссылки. У меня она переходит на электронную почту. Просто поменяйте свои айфоны на нормальные телефоны, и никаких ссылок у вас не будет». Позже педагог удалила страницу во «ВКонтакте», но аудиосообщения остались доступны в чате. Комментарии под порнороликом заполонили ростовские студенты.

Дистанционная физкультура не проще обычной

Во многих вузах проводят физкультуру по видеосвязи или с отчётами в чатах. Вот опыт одного из студетов: «Учусь в Ульяновске, в УлГПУ. Очень смешно обустроено дистанционное по физкультуре. Тебе нужно снять на видео, как ты делаешь упражнения дома. Это должно занимать примерно 5–8 минут. Записи пересылают преподавателю. Правда, кому будет интересно смотреть, как столько людей со всех курсов и факультетов кривляются и пыхтят, непонятно».

Скрин студентки Иркутского государственного университета

Физкультурой занимаются в мессенджерах, даже в Viber.

Некоторых студентов до последнего не отпускали на карантин

На почту TJ пришло очень много писем от студентов Санкт-Петербургского горного университета. Они продолжали учиться очно, даже когда все вузы города отпустили студентов на дистанционное обучение. Сейчас, благодаря «нерабочей» неделе, они всё же перестали посещать университет.

«Сначала у нас выпустили приказ о том, что можно подать заявление на индивидуальное дистанционное обучение, но появилось слишком много желающих, из-за этого все эти заявления аннулировали. Сейчас подать на дистанционку можно, но всех запугивают — кураторы говорят, что будут проблемы, студенты распространяют об этом слухи. Один из преподов сказал, что ректор Владимир Литвиненко категорически против карантина, потому что из-за этого рейтинг вуза упадёт. Можно сделать вывод, что его как-то слабо волнует наше здоровье — рейтинг ведь важнее», — написал нам третьекурсник до начала «путинских каникул».

Ещё одна студентка рассказала, что ректору «не понравилось, что заявления написало очень много народу». По её словам, деканаты либо не подписывали заявления, либо отговаривали их писать, угрожая ужесточением сессии: «Более того, в Питере введён запрет на мероприятия больше 50 человек, однако у нас есть пары на которых предполагается присутствие 90 студентов одновременно»

В другом письме в редакцию тоже говорится об угрозах студентам: «Одной девушке показали стопку уже написанных заявлений и спросили: „Они уже подписали себе приговор, хочешь так же?“ [...] Нас неоднократно называли стадом баранов, раз мы наводим панику, и говорили, что мы занимаемся ерундой».

Как перешли на дистанционку в зарубежных вузах

Некоторые пользователи TJ учатся за границей: они рассказали, как устроен процесс во время коронавируса. Адро Даниялов из Университета Нинбо в Китае перешёл на дистанционное обучение ещё в феврале: «Веселье заключалось в том, что группы международные, и расписание составлялось по китайскому времени. Так получилось, что некоторые пары стояли в три или в пять часов ночи по Москве. Повезло, что преподы адекватные, поэтому один из них разрешил читать лекции постфактум (он скидывает тексты и графики в WeChat), а другой перенёс пару на более удобное время».

Ещё один китайский студент — Денис Давыдов из Шаньдунского политехнического университета города Цзыбо. «Всю „прелесть“ онлайн-обучения мы ощутили одними из первых в мире — 2 марта. Последние недели полторы в трансляции уже не заходим. Это ужасно».

«Мы изучаем китайский и занимаемся через приложение Ding Talk. Всё обучение — это трансляция компьютера экрана учителем. Взаимодействия с учителем нет, многое непонятно, объяснить, что именно нам не понятно, почти не представляется возможным. Все вопросы можно задать в общем чате во время трансляции, но некоторые из учителей не знают английского, а некоторые попросту игнорируют вопросы из чата», — рассказал Денис.

Сейчас Денис пытается учиться самостоятельно, потому что начались проблемы с усвоением материала. Он отмечает, что в университете хотя бы можно было обратиться за помощью к одногруппникам: «Это странно, но мы мечтаем снова просыпаться в 7 утра и идти на пары».

Чешские вузы тоже закрыли на карантин гораздо раньше российских. «Некоторые преподаватели подходят ответственно и включают в презентации свои аудиосообщения. Один из них начал своё аудио с композиции Баха, видимо, для обстановки. Некоторые ведут еженедельное open-book тестирование, чтобы позволить студентам набрать достаточное количество баллов. Один преподаватель и вовсе забил, написав, чтобы мы готовились сами по учебникам. Но на самом дели мотивации заниматься дома нет».

Последняя история — из Польши.

#covid19 #образование